Постановление Законодательного Собрания Свердловской области от 28.10.2014 N 1808-ПЗС "Об исполнении Закона Свердловской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Свердловской области"



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. № 1808-ПЗС

ОБ ИСПОЛНЕНИИ ЗАКОНА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О НАДЕЛЕНИИ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ,
РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПОЛНОМОЧИЕМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ
СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Заслушав информацию Правительства Свердловской области об исполнении Закона Свердловской области от 27 декабря 2010 года № 116-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Свердловской области", Законодательное Собрание Свердловской области отмечает:
С момента принятия Закона к видам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, органы местного самоуправления которых наделялись государственным полномочием по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Свердловской области, были отнесены городские округа и муниципальные районы, в ноябре 2011 года действие Закона распространилось и на поселения, входящие в состав муниципальных районов.
В соответствии со статьей 9 Закона его положения подлежат применению в очередном финансовом году в случае, если их введение в действие предусмотрено в законе Свердловской области об областном бюджете. Впервые введение в действие данного Закона было предусмотрено Законом Свердловской области от 24 июня 2011 года № 43-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об областном бюджете на 2011 год", а затем законами Свердловской области об областном бюджете на последующие годы.
Субвенции из областного бюджета бюджетам муниципальных образований предоставляются для осуществления расходов на принятие муниципального правового акта, определяющего перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Свердловской области (далее - протоколы), на территории соответствующего муниципального образования, а также на внесение изменений в этот муниципальный правовой акт. В 2011 году расходы областного бюджета на реализацию Закона составили 7000 рублей, в 2012 году - 7865 рублей, в 2013 году - 8326 рублей.
Органами местного самоуправления муниципальных образований приняты, опубликованы в средствах массовой информации и размещены на официальных сайтах муниципальных образований муниципальные правовые акты, определяющие перечень должностных лиц и перечень составов правонарушений, по которым они уполномочены составлять протоколы. В указанные перечни наряду с главами администраций (главами муниципальных образований) включаются специалисты отделов администраций муниципальных образований. Наибольшее количество должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы, - в муниципальном образовании "город Екатеринбург", где в перечень помимо должностных лиц администраций районов включены руководители и специалисты районных муниципальных казенных учреждений "Служба заказчика".
Из общего количества составленных протоколов 25 процентов связаны с несоблюдением требований по уборке территории, 25 процентов - с торговлей в не отведенных для этого местах, 18 процентов - с нарушением правил благоустройства территорий населенных пунктов, 11 процентов - с самовольным оставлением транспортных средств, строительного или производственного оборудования на газонах, детских и спортивных площадках, 11 процентов - с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по содержанию фасада здания или его элементов. На территории муниципального образования "город Екатеринбург" наиболее распространенными правонарушениями являются правонарушения в сфере охраны окружающей среды и благоустройства (72 процента) и нарушения в сфере торговли (19 процентов).
Практически не составлялись протоколы по следующим видам правонарушений: нарушение порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, нарушение порядка предоставления мер социальной поддержки или оказания государственной социальной помощи, нарушение требований сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) областного значения и объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, нарушение порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках, нарушение дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, нарушение правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.
Всего с января 2012 года составлено около 16 тыс. протоколов. Общее количество должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы на территории Свердловской области, - 1776. В среднем одним должностным лицом составлено всего 0,3 протокола в месяц. Такой низкий показатель объясняется высокой загруженностью должностных лиц, так как составлением протоколов они занимаются в дополнение к основным должностным обязанностям, а также зачастую отсутствием у должностных лиц специального юридического образования, что не позволяет им качественно исполнять возложенные на них обязанности.
Необходимо отметить, что процесс составления протоколов неоправданно затягивается в связи с тем, что при существующих способах доставки (почтой и нарочным) вручение уведомлений нарушителям о необходимости явиться к должностному лицу для составления протокола занимает много времени. Также много времени уходит на сбор доказательственной базы. Все это влечет за собой пропуск двухмесячного срока для привлечения нарушителя к административной ответственности и, в конечном счете, позволяет ему избежать такой ответственности. Кроме того, у должностных лиц органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по применению к нарушителям отдельных мер государственного принуждения и государственные гарантии правовой защиты, предусмотренные федеральным законодательством для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. В отдельных случаях отсутствует четкое взаимодействие между уполномоченными должностными лицами сельских поселений, составляющими протоколы, и административной комиссией муниципального района, рассматривающей эти протоколы, поскольку представители сельских поселений не входят в состав комиссии. Также не установлен порядок передачи материалов от должностных лиц сельских поселений в административную комиссию муниципального района.
Законодательное Собрание Свердловской области постановляет:
1. Информацию Правительства Свердловской области об исполнении Закона Свердловской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Свердловской области" принять к сведению.
2. Предложить Правительству Свердловской области:
1) проводить правовую экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, определяющих перечень должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Законом Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области";
2) рассмотреть совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, вопрос о совершенствовании работы должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях;
3) организовать обучение должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях;
4) разработать порядок передачи материалов от должностных лиц сельских поселений в административные комиссии муниципальных районов;
5) усилить контроль со стороны управляющих управленческими округами Свердловской области за выполнением органами местного самоуправления муниципальных образований государственного полномочия по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях;
6) рассмотреть возможность внесения в законодательство изменений в части:
перераспределения полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях по ряду составов правонарушений между должностными лицами подразделений органов внутренних дел (полиции) и органов местного самоуправления;
наделения должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, правом истребовать у правонарушителей документы, удостоверяющие личность, закрепления обязанности правонарушителя их представить и установления ответственности за неисполнение этой обязанности;
наделения административных комиссий полномочием по рассмотрению дел об административных правонарушениях, протоколы по которым составлены должностными лицами иных органов государственной власти.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области:
1) расширить перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях;
2) включить в состав административных комиссий муниципальных районов должностных лиц органов местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав этих муниципальных районов;
3) активизировать работу должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, по выявлению административных правонарушений и составлению протоколов;
4) организовать совместно с правоохранительными органами работу по повышению квалификации в сфере административного права должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на комитет Законодательного Собрания по региональной политике и развитию местного самоуправления (Павлов А.И.).

Председатель
Законодательного Собрания
Л.В.БАБУШКИНА


------------------------------------------------------------------