Решение Свердловского областного суда от 31.10.2014 по делу N 3-82/2014 <О признании недействующей графы 3 строки 24 размера областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений, дифференцированного по муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области, на 2014 год, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 25.06.2014 N 537-ПП>



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 октября 2014 г. по делу № 3-82/2014

Свердловский областной суд в составе судьи Шумкова Е.С.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Куриловича И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям З. и П. о признании частично недействующим Размера областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений, дифференцированного по муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 25 июня 2014 года № 537-ПП "Об областном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2014 год",

установил:

25 июня 2014 года Правительством Свердловской области принято постановление № 537-ПП "Об областном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2014 год". Подпунктом 1 пункта 1 названного постановления установлен размер областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений, дифференцированный по муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области, на 2014 год (приложение к постановлению), графой 3 строки 24 которого определен областной стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на одиноко проживающего человека в муниципальном образовании "город Екатеринбург" в размере 2851 рубль в месяц (Т. 2, л. д. 52 - 53).
Указанное постановление опубликовано в официальном средстве массовой информации - "Областной газете" 28 июня 2014 года № 113 (Т. 2, л. д. 147), вступило в силу со дня его официального опубликования, но его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01 июля 2014 года (пункт 3 постановления).
З. и П. обратились в суд с заявлением о признании недействующей графы 3 строки 24 размера областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников помещений, дифференцированного по муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области, на 2014 год, утвержденного вышеназванным постановлением Правительства Свердловской области.
Определением судьи 23 октября 2014 года гражданские дела по заявлению З. и П. соединены в одно производство (Т. 2, л. д. 60 - 61).

В обоснование требований заявители их представитель К.А. указали, что каждый из них является собственником жилого помещения, расположенного в городе Екатеринбурге, в которых они проживают по одному, являются получателями субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В июле 2014 года они были уведомлены об уменьшении размера получаемой ими субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине уменьшения размера областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. Размер областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг был изменен в сторону уменьшения оспариваемыми положениями вышеназванного постановления Правительства Свердловской области и установлен с нарушением требований части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2005 года № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" поскольку: в расчет стандарта не включены плата за капитальный ремонт и плата за коммунальные услуги на общедомовое потребление; стандарт не имеет дифференциации в зависимости от стоимости коммунальных услуг в отопительный и межотопительный периоды (не имеет сезонной дифференциации); не имеется доказательств того, что размер стандарта рассчитывался исходя из тарифов, применяемых для домов, соответствующих средним условиям благоустройства в городе Екатеринбурге. Полагают, что при увеличении тарифов на коммунальные услуги, размер стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг не мог быть уменьшен.
Представители Правительства Свердловской области К.С., Б., О. с заявленными требованиями не согласились, указав, что оспариваемые положения постановления Правительства Свердловской области приняты в полном соответствии с действующим законодательством. Суду они пояснили, что на момент принятия вышеуказанного постановления Правительство Свердловской области не располагало данными о домах в городе Екатеринбурге, которые по уровню благоустройства, конструктивным и техническим параметрам соответствуют средним условиям в данном муниципальном образовании. Однако размер стандарта был рассчитан исходя из средневзвешенных тарифов на коммунальные услуги, из тарифов, которые имели максимальный размер для муниципального образования "город Екатеринбург" либо были установлены для ресурсоснабжающих организаций этого муниципального образования, обслуживающих большую часть жилого фонда данного муниципального образования. Плата за содержание и ремонт жилого помещения при расчете стандарта была установлена расчетным методом, путем увеличения, действовавшего на тот момент размера платы в городе Екатеринбурге, на максимально предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги (118%), так как Администрацией города Екатеринбурга надлежащих данных не было представлено. Рассчитывая так стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, Правительство Свердловской области прав граждан не нарушило, так как при применении максимальных тарифов на жилищные и коммунальные услуги, стандарт установлен в максимально возможном размере.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, заслушав заключение прокурора Куриловича И.А., полагавшего, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1). При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 6).
Из вышеприведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что конкретный размер субсидии зависит от установленного в субъекте Российской Федерации размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Формулы для расчета конкретной суммы субсидии установлены пунктами 23 и 24 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Из формул также усматривается, что размер субсидии зависит от размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Как видно из представленных документов, заявитель З. проживает одна в принадлежащей ей на праве собственности квартире № в корпусе <...> по проспекту <...> в городе Екатеринбурге (Т. 1, л. д. 55) и является получателем субсидии (Т. 1, л. д. 9).
Заявитель П. также проживает один в принадлежащей ему на праве собственности квартире № в доме <...> по ул. <...> в городе Екатеринбурге (Т. 2, л. д. 42 - 43) и является получателем субсидии (Т. 2, л. д. 9 - 10).
Размер субсидии для каждого из заявителей устанавливается с учетом оспариваемых ими положений вышеназванного постановления Правительства Свердловской области.
Действовавший по 30 июня 2014 года (то есть до вступления в действие оспариваемых положений постановления Правительства Свердловской области) размер областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одиноко проживающего человека в муниципальном образовании "город Екатеринбург" был установлен постановлением Правительства Свердловской области от 02 июля 2013 года № 822-ПП "Об областном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2013 год" и составлял 3656 рублей. Оспариваемые положения постановления Правительства Свердловской области уменьшают с 01 июля 2014 года размер областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для одиноко проживающих людей в муниципальном образовании "город Екатеринбург" по сравнению с ранее действовавшим стандартом. С 01 июля 2014 года уменьшился размер субсидии, выплачиваемой каждому из заявителей, в том числе и по причине уменьшения размера областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в связи с принятием оспариваемых положений постановления Правительства Свердловской области (Т. 1, л. д. 9; Т. 2, л. д. 9 - 10).
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые положения нормативного правового акта распространяют свое действие на заявителей, затрагивают права заявителей на получение субсидии в определенном размере, а поэтому в силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявители вправе обратиться в суд с настоящими заявлениями.
Согласно статье 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (часть 1). Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2).
Пункты "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливают, что социальная защита, включая социальное обеспечение; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 76 Конституции Российской Федерации предусматривает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5).
В силу части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий и регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях реализации вышеприведенных положений федерального законодательства в Свердловской области принят Закон от 15 июля 2005 года № 89-ОЗ "О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в Свердловской области", пунктом 1 статьи 2 которого установлен областной стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на одиноко проживающего человека в размере 33 квадратных метра общей площади жилого помещения. Статьей 3 этого закона предусмотрено, что размер областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированной по муниципальным образованиям, ежегодно устанавливается Правительством Свердловской области.
Как видно из представленных документов, оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Свердловской области на своем заседании в пределах его полномочий, определенных частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 3 вышеназванного Закона Свердловской области. Данный нормативный акт опубликован в установленном порядке, вступил в силу с момента его опубликования, распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01 июля 2014 года, и действует в настоящее время.
Определяя общие требования к порядку установления размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, часть 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентирует, что размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.
Разъясняя, на основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 374, действующей в настоящее время) устанавливают следующее.
Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые в соответствии с требованиями частей 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации из расчета на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, могут быть установлены раздельно по поселениям одного субъекта Российской Федерации, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам, для следующих групп получателей субсидий, указанных в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации:
а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде и члены жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, которым жилое помещение предоставлено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до приобретения ими права собственности на такое жилое помещение;
б) собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны вносить взносы на капитальный ремонт;
в) собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации не обязаны вносить взносы на капитальный ремонт, и собственники жилых домов (пункт 22).
Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые раздельно по поселениям одного субъекта Российской Федерации, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам, устанавливаются в зависимости от:
а) стоимости коммунальных услуг в отопительный и межотопительный периоды, определяемой в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в случае если органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке не принято решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. Сезонные региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг применяются для расчета и предоставления субсидий начиная с установленного органом местного самоуправления соответственно дня начала или окончания отопительного периода;
б) совокупной платы граждан за коммунальные услуги по электроснабжению, газоснабжению, отоплению, горячему и (или) холодному водоснабжению, водоотведению на территории муниципального образования, определяемой с использованием установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов на электрическую энергию, газ, тепловую энергию, горячую и (или) холодную воду, водоотведение и нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг;
в) минимальных размеров взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, установленных для муниципального образования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 22(1)).
Приведенные положения федерального законодательства свидетельствуют о том, что расчет размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений производится органами власти субъекта Российской Федерации только исходя из действующих цен, тарифов и нормативов, реально используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг конкретным нанимателям по договору социального найма, проживающим в жилых помещениях, многоквартирного дома, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которого соответствуют средним условиям в муниципальном образовании. Кроме того, в случае если в субъекте Российской Федерации не принято решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года, размер стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг должен иметь сезонную дифференциацию в зависимости от стоимости коммунальных услуг в отопительный и межотопительный периоды.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (части 1, 4).
Размер платы за коммунальные услуги в силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" устанавливает, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Предусматривая, что расчет регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг происходит исходя из совокупной платы за коммунальные услуги, положения статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 (в действующей редакции) не содержат норм позволяющих исключить из расчета регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Поскольку плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, является составной частью платы за коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору социального найма, то исходя из положений статей 154, 157, 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 и Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 (в действующей редакции) суд приходит к выводу, что при расчете регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, если он рассчитывается применительно к многоквартирному дому, в котором предоставляются коммунальные услуги на общедомовые нужды, то размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, рассчитанный с применением действующих для такого дома нормативов и цен, подлежит включению в расчет размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Как видно из представленных Правительством Свердловской области возражений, при расчете оспариваемого размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, использовались действующие тарифы и нормативы потребления на коммунальные услуги: отопление (норматив потребления установлен приложением к постановлению Главы города Екатеринбурга от 23 декабря 2005 года № 1276 в редакции постановления Администрации города Екатеринбурга от 17 октября 2012 года № 4532, тариф установлен для ООО "Свердловская теплоснабжающая компания" пунктом 118 постановления Региональной энергетической комиссии (далее РЭК) Свердловской области от 13 декабря 2013 года № 123-ПК), горячее водоснабжение (норматив потребления установлен пунктом 1 постановления РЭК Свердловской области от 27 августа 2012 года № 132-ПК, тариф установлен для ООО "Свердловская теплоснабжающая компания" пунктом 19 постановления РЭК Свердловской области от 13 декабря 2013 года № 129-ПК), холодное водоснабжение (норматив потребления установлен пунктом 1 постановления РЭК Свердловской области от 27 августа 2012 года № 132-ПК, тариф утвержден для МУП "Водоканал города Екатеринбурга" пунктом 1 постановления РЭК Свердловской области от 13 декабря 2013 года № 129-ПК), водоотведение (норматив потребления установлен в соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, тариф утвержден для МУП "Водоканал города Екатеринбурга" пунктом 3 постановления РЭК Свердловской области от 13 декабря 2013 года № 129-ПК), электрическую энергию (норматив потребления утвержден пунктом 1.1. постановления РЭК Свердловской области от 27 августа 2012 года № 130-ПК на 1 человека, проживающего в однокомнатной квартире с доме с газовыми плитами, тариф утвержден пунктом 1.1.1 постановления РЭК Свердловской области от 18 декабря 2013 года № 140-ПК), газоснабжение (норматив потребления утвержден пунктом 1.1 постановления РЭК Свердловской области от 01 декабря 2006 года № 184-ПК, тариф установлен для ОАО "Екатеринбурггаз" постановлением РЭК Свердловской области от 25 июня 2014 года № 68-ПК) (Т. 2, л. д. 59, 166, 132 - 134, 68 - 122).
Вместе с этим, каких-либо доказательств того, что названные тарифы используются для начисления платы за коммунальные услуги нанимателям жилых помещений в каком-либо конкретном многоквартирном доме, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которого соответствуют средним условиям в муниципальном образовании "город Екатеринбург", суду не представлено. Не представлено суду и доказательств того, что при принятии оспариваемой части нормативного правового акта Правительство Свердловской области вообще устанавливало какой-либо дом в муниципальном образовании "город Екатеринбург" уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которого соответствуют средним условиям в этом муниципальном образовании. А объяснения представителя Правительства области в судебном заседании свидетельствуют о том, что Правительство области при принятии вышеуказанного нормативного правового акта не располагало информацией о таком доме.
Суду не представлено доказательств того, какими плитами (газовыми или электрическими) оборудованы жилые помещения в многоквартирных домах уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании "город Екатеринбург". Вследствие этого в ходе судебного разбирательства заинтересованным лицом достаточным образом не было обосновано применение при расчете оспариваемого стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг норматива потребления газа, установленного для населения, осуществляющего приготовление пищи с использованием газовых плит. Одновременно с этим не приведено и достаточных обоснований применения при расчете стандарта норматива потребления и тарифов на электрическую энергию, установленных для жилых помещений, не оборудованных электрическими плитами для приготовления пищи.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые положения постановления Правительства Свердловской области приняты в нарушение методики расчета размера стандарта, установленной частью 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 374), поскольку, рассчитывая стандарт, Правительство Свердловской области не опиралось на тарифы, цены и нормативы, используемые при начислении платы за коммунальные услуги для нанимателей, проживающих в многоквартирном доме уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которого соответствуют средним условиям в этом муниципальном образовании, а фактически применило собственную методику, используя максимальные тарифы, средневзвешенные тарифы или тарифы для организаций, обслуживающих большую часть жилого фонда муниципального образования "город Екатеринбург", что не предусмотрено федеральным законодательством.
Информация Администрации города Екатеринбурга, содержащаяся в письме от 30 октября 2014 года № 0111/01-14/002/5578, согласно которой преимущественный уровень благоустройства жилых помещений в домах на территории муниципального образования город Екатеринбург, - жилые помещения в домах с полным благоустройством с централизованным отоплением, горячим и холодным водоснабжением и водоотведением (Т. 2, л. д. 169 - 170), не является информацией о многоквартирном доме (многоквартирных домах), уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которого соответствуют средним условиям в муниципальном образовании "город Екатеринбург". Следовательно, эта информация не свидетельствует о соблюдении Правительством Свердловской области вышеуказанной методики расчета размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Оспариваемый заявителями размер стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг рассчитывался исходя из размера платы за содержание жилого помещения, равного 28,49 рублям за 1 кв. метр общей площади жилого помещения (Т. 2, л. д. 59, 166), выведенного расчетным путем (л. д. 164 - 165). Однако действующие с 01 июля 2014 года размеры платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в городе Екатеринбурге, установленные приложением № 2 к постановлению Администрации города Екатеринбурга от 21 июня 2012 года № 2674 "Об установлении ставок платы за жилое помещение" (в редакции постановления Администрации города Екатеринбурга от 05 августа 2014 года № 2206), не содержат такого тарифа (Т. 2, л. д. 123 - 124).
Следовательно, оспариваемый размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, в нарушение части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен не из действующего размера платы, используемого для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договору найма жилого помещения, а установлен с применением самостоятельной методики, применение которой законодательством не предусмотрено.
Расчет оспариваемого размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг произведен с применением нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на коммунальные услуги, установленных для многоквартирных домов. Но расчет размера стандарта осуществлен без учета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (Т. 2, л. д. 59, 166) При этом суду не представлено каких-либо обоснований для исключения названной платы из расчета размера стандарта.
При отсутствии доказательств обоснованности исключения из расчета оспариваемого размера стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, следует признать, что названный стандарт, не включающий такую плату, установлен с нарушением требований части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд отвергает доводы представителей Правительства Свердловской области о том, что размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, не подлежит включению в расчет регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, поскольку они не основаны на требованиях действующего федерального законодательства, приведенного выше.
Не представлено суду и доказательств принятия органами государственной власти Свердловской области решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. Поэтому, в соответствии с пунктом 22(1) Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 374) оспариваемый размер стандарта должен был иметь сезонную дифференциацию, но в нарушение названных Правил не имеет такой дифференциации.

Тот факт, что требование о необходимости установления сезонных региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг было установлено Правительством Российской Федерации уже после принятия оспариваемого нормативного правового акта, а именно постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 374, не освобождало Правительство Свердловской области от приведения оспариваемого нормативного правового акта в соответствие с требованиями названного постановления Правительства Российской Федерации, поскольку такая обязанность непосредственно вытекает из требований частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые положения постановления Правительства Свердловской области (графа 3 строки 24 размера областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников помещений, дифференцированного по муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области, на 2014) приняты с нарушением требований части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 374), не соответствуют (противоречат) этому федеральному законодательству, поэтому имеются основания, предусмотренные ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявлений и признания этих положений недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителей заинтересованного лица об улучшении положения граждан, оспариваемыми предписаниями постановления Правительства Свердловской области и об отсутствии нарушений прав граждан в результате этого, являются голословными и не подтверждены доказательствами. Расчет стандарта, произведенный в полном соответствии с требованиями федерального законодательства, который мог бы подтвердить эти утверждения, суду не представлен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд не может согласиться с доводами представителя заявителей о необоснованном не включении в расчет оспариваемого размера стандарта платы за капитальный ремонт.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт подлежит включению в расчет размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг только в том случае, если собственники жилых помещений обязаны в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации уплачивать взносы на капитальный ремонт (часть 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2014 - 2044 годы, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП была опубликована только 29 апреля 2014 года, то в соответствии с частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 12-1 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года № 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" обязанность у собственников жилых помещений в городе Екатеринбурге по уплате взносов на капитальный ремонт возникает только с 01 ноября 2014 года.
На день рассмотрения дела судом, у собственников жилых помещений в городе Екатеринбурге отсутствует обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, поэтому и у Правительства Свердловской области на день рассмотрения дела судом отсутствовала обязанность включения взносов на капитальный ремонт в расчет размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу графу 3 строки 24 Размера областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений, дифференцированного по муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области, на 2014 год, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 25 июня 2014 года № 537-ПП "Об областном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2014 год".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Судья
Е.С.ШУМКОВ


------------------------------------------------------------------