Апелляционное определение Свердловского областного суда от 12.11.2014 по делу N 33-14818/2014 <Об отмене Решения Сысертского районного суда Свердловской области от 29.08.2014 и признании недействующим подпункта 10 пункта 2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление гражданам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда на территории Сысертского городского округа", утв. Постановлением Администрации Сысертского городского округа от 19.11.2012 N 2964 >



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 ноября 2014 г. по делу № 33-14818/2014

Судья Торичная М.В.

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т.Е.,
судей Шумкова Е.С.,
Старкова М.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 ноября 2014 года гражданское дело по заявлению Сысертского межрайонного прокурора о признании недействующим подпункта 10 пункта 2 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление гражданам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда на территории Сысертского городского округа", утвержденного постановлением Администрации Сысертского городского округа от 19 ноября 2012 года № 2964 (в редакции постановления Администрации Сысертского городского округа от 24 марта 2014 года № 810),
по апелляционному представлению Сысертского межрайонного прокурора
на решение Сысертского районного суда Свердловской области от 29 августа 2014 года.
Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., объяснения представителя заявителя прокурора И., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

постановлением Администрации Сысертского городского округа от 19 ноября 2012 года № 2964 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление гражданам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда на территории Сысертского городского округа" (далее - административный регламент), которое опубликовано в официальном издании "Вестник Сысертского городского округа" № 46, 22 ноября 2012 года.
Постановлением Администрации Сысертского городского округа от 24 марта 2014 года № 810 пункт 2 административного регламента дополнен подпунктом 10, согласно которому муниципальная услуга предоставляется гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Сысертского городского округа: в исключительных случаях сотрудникам органов внутренних дел, проходящих службу на территории Сысертского городского округа. Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Вестник Сысертского городского округа" № 12 (334), 27 марта 2014 года.
Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня вступления в законную силу подпункта 10 пункта 2 административного регламента, как противоречащего федеральному законодательству.
В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемый в части административный регламент противоречит требованиям статьи 44 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции", статьям 8, 9 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьям 93, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми не предусмотрено предоставление муниципального жилья сотрудникам полиции, за исключением участкового уполномоченного полиции. Кроме того, оспариваемая норма, внесенная в административный регламент, является коррупциогенным фактором, ставит сотрудников полиции в определенную зависимость от местной власти, что может привести к конфликту интересов, согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Представитель заинтересованного лица Администрации Сысертского городского округа в судебном заседании заявленные требования не признал.
Решением Сысертского районного суда Свердловской области от 29 августа 2014 года заявление Сысертского межрайонного прокурора оставлено без удовлетворения.
В апелляционном представлении Сысертский межрайонный прокурор просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требований, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права. Положения статей 93, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации исключают возможность предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда лицам, не состоящим в трудовых или служебных отношениях с органами местного самоуправления муниципального образования, муниципального учреждения, организациями. Судом не дана оценка приведенному прокурором подпункту "в" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96. В целях противодействия коррупционным проявлениям вопросы предоставления специализированного служебного жилого помещения сотрудникам полиции регламентированы федеральным законодательством.
Представитель заинтересованного лица Администрации Сысертского городского округа, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, не просил об отложении рассмотрения дела, с учетом изложенного судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие на основании части 3 статьи 167 и части 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение регулируется статьей 44 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ), согласно которой обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1). Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением (часть 3).
Указанным положениям Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ корреспондируют нормы Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ), которые регулируют предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (статья 8), а также предоставление жилых помещений сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции (статья 9).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).
В случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, ежемесячно выплачивает сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации (часть 4).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставляет сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность (часть 1).
В случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения, указанного в части 1 настоящей статьи, сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам его семьи орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение муниципального жилищного фонда (часть 2).
Таким образом, вышеуказанные положения федерального законодательства предусматривают возможность предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда только сотрудникам полиции, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, которое сотрудник и совместно проживающие с ним члены его семьи обязаны освободить в случае его перевода на должность, не связанную с выполнением обязанностей участкового уполномоченного полиции на территории соответствующего муниципального образования.
Данная норма обусловлена тем, что участковые уполномоченные полиции по роду своей служебной деятельности, заключающейся в охране общественного порядка на территории соответствующего муниципального образования, должны проживать в непосредственной близости от обслуживаемого населения. Указанная категория граждан обоснованно предусмотрена в подпункте 3 пункта 2 оспариваемого административного регламента.
Администрацией Сысертского городского округа в оспариваемом прокурором подпункте 10 пункта 2 административного регламента был расширен перечень категорий граждан, обладающих правом на предоставление специализированных жилых помещений на территории Сысертского городского округа, по сравнению с вышеуказанным федеральным законодательством, с указанием сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу на территории Сысертского городского округа, что является недопустимым.
При этом ссылка представителя заинтересованного лица на пункт 3 части 2 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому органом местного самоуправления устанавливаются категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, не свидетельствует о законности оспариваемой нормы, поскольку полномочия органа местного самоуправления в данном случае не оспариваются, вместе с тем, указанная норма подлежит применению в совокупности с другими положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2012 № 9-П, граждане, занятые в таких социально значимых сферах, как образование, медицинская помощь, культура, библиотечное и музейное дело, проживающие на территории муниципального образования или приглашаемые из других местностей для работы, как правило, нуждаются в обеспечении жилыми помещениями. В условиях недостаточности жилищного фонда социального использования и с учетом необходимости рационального (экономного) его распределения между жителями муниципального образования жилищные потребности граждан, выполняющих трудовые или служебные обязанности в интересах муниципального образования, могут удовлетворяться за счет предоставления им служебных жилых помещений из муниципального жилищного фонда, причем в отношении определенных категорий работников соответствующая обязанность органов местного самоуправления предусмотрена на законодательном уровне. Так, служебные жилые помещения предоставляются сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Таким образом, в контексте задач, возложенных в современных условиях на муниципальные образования, служебные жилые помещения выполняют специфическую социальную функцию, заключающуюся в обеспечении права на жилище востребованных в тех или иных местностях специалистов, категории которых определяются органом местного самоуправления (пункт 3 части 2 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, установление категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, не может быть произвольным и противоречить положениям федерального законодательства, и не свидетельствует о праве органов местного самоуправления предоставлять жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда в данном случае всем сотрудникам полиции (за исключением участковых уполномоченных полиции), которым предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения
В соответствии с частью 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, не учел вышеуказанные положения федерального законодательства, сославшись, в том числе на вышеуказанное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2012 № 9-П, также не приняв во внимание, что предметом судебной проверки являлся муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий в частности жилищные права специалистов и других работников муниципальных и государственных учреждений, а также участковых уполномоченных милиции, при условии их непрерывной трудовой деятельности в указанном качестве не менее чем десяти лет.
Вывод суда о том, что Администрация Сысертского городского округа вправе самостоятельно распоряжаться жилищным фондом, находящимся в собственности, сделан без учета положений статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, но только в соответствии с федеральными законами.
Судебная коллегия также не может согласиться с выводами суда об отсутствии доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, которые не были представлены прокурором в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Указанный вывод суда не соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", в соответствии с которым, при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что административный регламент в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу. При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении заявления является незаконным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявления, поскольку имеются предусмотренные законом основания для признания оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан.
В силу положений части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Информация о решении суда подлежит опубликованию в официальном издании "Вестник Сысертского городского округа" в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, которым в данном случае в соответствии с частью 5 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является день принятия определения суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сысертского районного суда Свердловской области от 29 августа 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявление Сысертского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать подпункт 10 пункта 2 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление гражданам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда на территории Сысертского городского округа", утвержденного постановлением Администрации Сысертского городского округа от 19 ноября 2012 года № 2964 (в редакции постановления Администрации Сысертского городского округа от 24 марта 2014 года № 810) противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Председательствующий
Т.Е.СОБОЛЕВА

Судьи
Е.С.ШУМКОВ
М.В.СТАРКОВ


------------------------------------------------------------------