Решение Свердловского областного суда от 22.04.2014 по делу N 3-23/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 Постановления Правительства Свердловской области от 30.12.2008 N 1426-ПП "О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежегодного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов для отдельных категорий граждан...">



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2014 г. по делу № 3-23/2014

Свердловский областной суд в составе судьи Шумкова Е.С.,
с участием прокурора Куриловича И.А.,
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008 года № 1426-ПП "О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежегодного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, порядке его индексации",

установил:

30 декабря 2008 года Правительством Свердловской области было принято постановление № 1426-ПП "О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежегодного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, порядке его индексации" (далее - постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008 года № 1426-ПП).
Пунктом 1 постановления установлена дополнительная мера социальной поддержки для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации - ежегодное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в размере 600 рублей (далее - ежегодное пособие на проезд).
Пунктом 2 постановления утвержден Порядок и условия назначения и выплаты, индексации ежегодного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, подпунктом 9 пункта 2 которого установлено, что вышеназванное ежегодное пособие назначается и выплачивается, в том числе и инвалидам.
Указанное постановление Правительства Свердловской области опубликовано в официальном средстве массовой информации - "Областной газете" от 01 января 2009 года № 2-4.
Заявитель А., являющийся инвалидом третьей группы, обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008 года № 1426-ПП в той его части, в которой он распространяется на инвалидов.

В обоснование заявления указал, что пункт 1 вышеназванного постановления Правительства Свердловской области устанавливает меру социальной защиты, аналогичную ежемесячной денежной выплате, установленной статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ), но размер выплаты значительно ниже, чем размер ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной названной статьей Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ. Оспариваемые положения постановления Правительства Свердловской области, по мнению заявителя, противоречат статье 31 вышеуказанного Федерального закона и не могут применяться, так как понижают уровень социальной защиты инвалидов, по сравнению со статьей 28.1 названного Федерального закона, а статья 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусматривает возможность применения только таких правовых норм, которые повышают уровень социальной защиты инвалидов по сравнению с этим законом. Установление ежегодного пособия на проезд, оспариваемым пунктом постановления Правительства Свердловской области одновременно с ежемесячной денежной выплатой, установленной частями 1 и 2 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ находит противоречащим части 3 статьи 28.1 названного Федерального закона и полагает, что этим нарушаются его права, как инвалида, в частности право выбора между мерами социальной поддержки, закрепленное статьей 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ. Оспариваемый пункт постановления Правительства Свердловской области, устанавливая низкий размер пособия, понижает уровень социальной защиты инвалидов по сравнению с ранее достигнутым уровнем, так как до издания этого постановления, согласно постановлению Правительства Свердловской области от 08 февраля 2005 года № 92-ПП инвалиды имели право на такую меру социальной защиты, как бесплатный проезд. Поэтому считает, что ранее достигнутый уровень социальной защиты инвалидов, установленный предоставлением им бесплатного проезда, должен быть сохранен, а оспариваемый пункт постановления Правительства Свердловской области противоречит преамбуле и статье 153 Федерального закона от 22 августа 2009 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменении и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ). Указывает на наличие неопределенности оспариваемой правовой нормы. Кроме того, полагает, что мера социальной поддержки, установленная оспариваемым пунктом постановления Правительства Свердловской области в нарушение части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации введена не законом Свердловской области, а постановлением исполнительного органа власти. Представители Правительства Свердловской области в судебном заседании, возражая против удовлетворения заявления, пояснили, что оспариваемым пунктом постановления Правительства Свердловской области установлена дополнительная мера социальной поддержки инвалидов, направленная на повышение уровня их социальной защищенности. Эта мера установлена в соответствии с полномочиями субъекта Российской Федерации, определенными статьей 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ). Оспариваемая норма не противоречит правовым актам, указанным заявителем.

Суд, заслушав заявителя и представителей Правительства Свердловской области, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Статья 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что суд, признав оспариваемый нормативный правовой акт не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (часть 1). Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Подпунктами 12, 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ установлено, что решение таких вопросов, относящихся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, как вопросы: организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение); социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
По указанным вопросам, в силу пункта 3.1 вышеназванной статьи Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а пункт 4 этой же статьи закона предусматривает возможность принятия по этим вопросам и федеральных законов.
Статьей 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ органам государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется в том числе Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, в преамбуле которого отражено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пункт 6 статьи 5 этого Федерального закона предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам (помимо мер предусмотренных этим Федеральным законом) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Правительство Свердловской области в соответствии со статьями 9, 49 Устава Свердловской области и статьей 1 Закона Свердловской области от 04 ноября 1995 года № 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области. Пункт 2 статьи 14 названного Закона Свердловской области от 04 ноября 1995 года № 31-ОЗ к полномочиям Правительства Свердловской области относит организацию и осуществление социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Правительство Свердловской области в силу статьи 15 Закона Свердловской области от 10 марта 1999 года № 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" вправе принимать нормативные правовые акты в форме постановлений.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ не устанавливает для инвалидов такой меры социальной поддержки, как ежегодное пособие на проезд. Следовательно, такая мера социальной поддержки, как ежегодное пособие на проезд, установленная оспариваемым пунктом 1 постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008 года № 1426-ПП является именно дополнительной мерой социальной поддержки инвалидов на территории Свердловской области.
Учитывая, что финансирование этой дополнительной меры социальной поддержки осуществляется исключительно за счет средств бюджета Свердловской области (пункт 4 постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008 года № 1426-ПП), суд приходит к выводу, что оспариваемый пункт 1 вышеназванного постановления принят Правительством Свердловской области в пределах полномочий, предоставленных ему вышеперечисленным законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и в предусмотренной законодательством форме.
Этот вывод также следует и из преамбулы действующей редакции постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008 года № 1426-ПП (преамбула изменена постановлением Правительства Свердловской области от 06 июня 2011 года № 662-ПП), согласно которой, постановление принято исходя из полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.
Статья 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ устанавливает для инвалидов такую меру социальной защиты, как ежемесячное денежное пособие, выплачиваемое органами Пенсионного фонда Российской Федерации за счет средств бюджета Российской Федерации, а также его размер (части 1 и 2).
Часть 3 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусматривает, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Согласно статье 31 этого же Федерального закона, в случае, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Ежемесячное денежное пособие, установленное частями 1 и 2 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ и ежегодное пособие на проезд, установленное пунктом 1 постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008 года № 1426-ПП по своему характеру являются разными мерами социальной поддержки инвалидов. Доводы заявителя об одинаковости этих мер социальной поддержки, суд находит ошибочными, основанными на неправильном толковании закона.
Установление ежегодного пособия на проезд для инвалидов оспариваемым пунктом постановления Правительства Свердловской области направлено на повышение уровня социальной защиты инвалидов в Свердловской области. Данная мера социальной поддержки, как уже указано выше, является дополнительной к тем мерам, которые установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, а поэтому подлежит предоставлению инвалиду одновременно с мерами, предусмотренными этим законом, в том числе и с вышеуказанной ежемесячной денежной выплатой. Предоставление ежегодного пособия на проезд инвалиду не связывается с необходимостью выбора между получением этой меры социальной поддержки и получением ежемесячной денежной выплаты, установленной Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, как не связывается его получение и с необходимостью отказа от ежемесячной денежной выплаты.
Следовательно, установление ежегодного пособия на проезд оспариваемым пунктом постановления Правительства Свердловской области не может расцениваться, как противоречащее положениям части 3 статьи 28.1 и статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.
Оспариваемая норма постановления Правительства Свердловской области применялась в отношении заявителя именно исходя из вышеприведенного толкования законодательства, поскольку как установлено в судебном заседании с 2009 год по 2013 год заявитель получал одновременно ежемесячную денежную выплату и ежегодное пособие на проезд. Выплата пособия на проезд была прекращена только после добровольного отказа заявителя от нее.
Доводы заявителя о невозможности одновременного получения ежемесячной денежной выплаты, установленной статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ и ежегодного пособия на проезд, установленного оспариваемой заявителем нормой, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, в частности статья 30 названного Федерального закона, предусматривавшая право инвалидов на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси, признана утратившей силу, но при этом была введена статья 28.1, установившая ежемесячную денежную выплату инвалидам.
Преамбула и статья 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ устанавливали требования и условия, которые должны были соблюдать органы государственной власти субъектов Российской Федерации при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях этого Федерального закона и при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием этого Федерального закона нормативных правовых актов.
Однако Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не регламентирует вопросы установления и предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам, устанавливаемых законодательством субъекта Российской Федерации за счет собственных средств, а оспариваемый заявителем пункт постановления Правительства Свердловской области принят не в связи с принятием этого Федерального закона. Следовательно, оспариваемая заявителем норма, в том числе и в части размера пособия, не противоречит преамбуле и статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, поскольку их требования не распространяются на отношения, регулируемые оспариваемым пунктом постановления Правительства Свердловской области.

Размер ежемесячного пособия на проезд, в оспариваемой норме установлен в пределах полномочий, предусмотренных статьей 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 199 года № 184-ФЗ и пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ. Указанный размер пособия не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Свердловская область в 2005, 2006, 2007, 2008 годах обеспечивала бесплатный проезд инвалидов на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов на территории Свердловской области, издавая ежегодно соответствующий нормативный правовой акт (постановления Правительства Свердловской области от 08 февраля 2005 года № 92-ПП "О реализации прав граждан на бесплатный проезд, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации", от 21 декабря 2005 года № 1103-ПП "О реализации прав отдельных категорий граждан на бесплатный проезд в 2006 году", от 15 декабря 2006 года № 1054-ПП "О реализации прав отдельных категорий граждан на бесплатный проезд в 2007 году", от 22 ноября 2007 года № 1148-ПП "О реализации прав отдельных категорий граждан на бесплатный проезд в 2008 году").
Однако сам по себе оспариваемый заявителем пункт 1 постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008 года № 1426-ПП не отменяет никаких ранее установленных для инвалидов мер социальной поддержки, в том числе и дополнительных мер социальной поддержки, устанавливаемых органами государственной власти Свердловской области в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ и пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, его положения направлены на повышение уровня социальной защищенности инвалидов. В связи с этим оспариваемая заявителем норма не может рассматриваться, как понижающая уровень социальной защиты заявителя, вследствие чего прав заявителя не нарушает.
Доводы заявителя о нарушении его прав оспариваемой нормой являются несостоятельными.
Оспариваемые положения пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008 года № 1426-ПП являются определенными, не допускают неоднозначного их понимания и толкования.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для признания недействующим пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008 года № 1426-ПП, в той части, в которой он распространяется на инвалидов, не имеется, поскольку данная норма принята исполнительным органом государственной власти Свердловской области в пределах предоставленных полномочий, в необходимой форме, соответствует требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления А. о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008 года № 1426-ПП "О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежегодного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, порядке его индексации".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Судья
Е.С.ШУМКОВ


------------------------------------------------------------------