Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.04.2014 по делу N А60-7608/2014 <О признании частично недействующим Положения "Об управлении муниципальной собственностью городского округа "Город Лесной", утв. Решением Думы городского округа "г. Лесной" от 30.05.2012 N 37 >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. по делу № А60-7608/2014

Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи С.А. Хомяковой и судей И.В. Хачева, Ю.К. Киселева при ведении протокола секретарем судебного заседания А.О. Трониным рассмотрел в судебном заседании дело по дело по заявлению
Заместителя прокурора Свердловской области
к Думе городского округа "Город Лесной"
о признании недействующим нормативного правового акта.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - Костина О.А. (доверенность № В/2-15-13 от 26.09.2013),
от заинтересованного лица - Семенова И.А. (доверенность от 24.03.2014 № 01/14).
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Заявитель просит признать недействующими и не соответствующими ст. ст. 125, 209, 215 ГК РФ, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, п.п. 17, 18, 19 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, пункт 8.1 раздела 1, пункт 2.1.6 раздела 2, пункт 5.2.2 раздела 5.2, подпункты "б" в части слов "если балансовая (оценочная) стоимость объекта не превышает 10000-кратный минимальный размер оплаты труда" и "в" пункта 5.3.1 раздела 5.3, пункт 5.5.2 раздела 5.5, пункт 5.7.6 раздела 5.7, пункт 5.8.1 раздела 5.8 Положения "Об управлении муниципальной собственностью городского округа "Город Лесной", утвержденного решением Думы городского округа "Город Лесной" от 30.05.2012 № 37 (в ред. от 05.09.2012 № 73, от 07.11.2012 № 96, от 27.03.2013 № 148, от 18.09.2013 № 202).
Заинтересованное лицо в части требования заявителя не оспаривает, о чем указано в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил:

Решением Думы городского округа "город Лесной" от 30.05.2012 № 37 утверждено Положение "Об управлении муниципальной собственностью городского округа "город Лесной" (далее - Положение).
Данное решение опубликовано в газете "Вестник-официальный" № 21 от 07.06.2012.
Решениями Думы городского округа "Город Лесной" "О внесении изменений в Положение "Об управлении муниципальной собственностью городского округа "Город Лесной" от 05.09.2012 № 73 (опубликовано в газете "Вестник-официальный" № 37 от 13.09.2012), от 07.11.2012 № 96 (опубликовано в газете "Вестник-официальный" № 47 от 15.11.2012), от 27.03.2013 № 148 (опубликовано в газете "Вестник-официальный" № 12 от 01.04.2013), от 18.09.2013 № 202 (опубликовано в газете "Вестник-официальный" № 39 от 20.09.2013) в вышеуказанное Положение внесены изменения.
Положение устанавливает единые правовые нормы - правила управления муниципальным имуществом, порядок передачи муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование и приватизации муниципального имущества, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основой деятельности муниципального образования.
В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ от 06.10.2003 решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном порядке.
Согласно ст. ст. 52, 192 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полагая, что указанный нормативный правовой акт не соответствует ст. ст. 125, 209, 215 ГК РФ, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, п.п. 17, 18, 19 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, прокурор обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Доводы заявителя основаны на том, что оспариваемый нормативный правовой акт ограничивает конкуренцию, определяя перечень организаций, которым муниципальное имущество передается в безвозмездное пользование, что в силу ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" является недопустимым, а также наделяет Думу городского округа полномочиями по распоряжению имуществом, что противоречит принципу разделения властей.
Согласно ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Пунктом 8.1 раздела 1 Положения установлено, что от имени городского округа права по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом осуществляет Дума городского округа "Город Лесной".
В соответствии с пунктом 2.1.6 раздела 2 Положения Дума городского округа в сфере управления и распоряжения объектами муниципальной собственности и в пределах компетенции, определенной действующим законодательством и Уставом городского округа дает согласие на безвозмездную передачу муниципального имущества в государственную собственность и прием имущества из государственной собственности в собственность муниципального образования.
Пунктом 5.2.2 раздела 5.2 Положения установлено, что решение о приобретении в муниципальную собственность имущества, балансовая (оценочная) стоимость которого не менее чем в 20000 раз превышает минимальный размер оплаты труда, может быть принято только с согласия Думы городского округа.
Пунктом 5.3.1 раздела 5.3 Положения предусмотрено, что отчуждение объектов муниципальной собственности осуществляется Комитетом:
а) на основании прогнозного плана приватизации, утверждаемого решением Думы городского округа;
б) по постановлению главы администрации городского округа, если балансовая (оценочная) стоимость объекта не превышает 10000-кратный минимальный размер оплаты труда;
в) с согласия Думы городского округа, если балансовая (оценочная) стоимость объекта превышает 10000-кратный минимальный размер оплаты труда.
Пунктом 5.7.6 раздела 5.7 Положения закреплено, что решение о залоге муниципального имущества, балансовая (оценочная) стоимость которого превышает 5000-кратный минимальный размер оплаты труда на начало текущего года, может быть принято только с согласия Думы городского округа.
Статьей 209 ГК РФ закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. ст. 215, 125 ГК РФ, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно ст. 24 Устава городского округа "Город Лесной", принятого решением Думы городского округа "Город Лесной" от 24.08.2011 № 490, Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.
В силу ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 25 Устава городского округа "Город Лесной" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 33, 57 Устава управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, отнесено к полномочиям администрации.
В соответствии со ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Из указанных выше норм следует, что представительный орган местного самоуправления - Дума городского округа "Город Лесной" - не полномочен управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, в том числе принимать решения о приобретении имущества в муниципальную собственность, согласовывать сделки по безвозмездной передаче имущества в государственную собственность и приеме имущества из государственной собственности в собственность муниципального образования, о залоге имущества, отчуждению объектов муниципальной собственности. Представительный орган местного самоуправления вправе только определять порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью.
На основании изложенного пункт 8.1 раздела 1, пункт. 2.1.6 раздела 2, пункт 5.2.2 раздела 5.2, подпункты "б" в части слов "если балансовая (оценочная) стоимость объекта не превышает 10000-кратный минимальный размер оплаты труда" и "в" пункта 5.3.1 раздела 5.3, пункт 5.7.6 раздела 5.7 Положения не соответствуют ст. ст. 125, 209, 215 ГК РФ, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 5.5.2 раздела 5.5 Положения закреплено, что не допускается безвозмездная передача муниципального имущества коммерческим организациям и некоммерческим организациям для ведения коммерческой деятельности.
Пунктом 5.8.1 раздела 5.8 Положения закреплено, что объекты муниципальной собственности могут быть переданы в безвозмездное пользование исключительно муниципальным учреждениям Территориальной организации профсоюза города Лесной РПРАЭП, организациям общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, государственным учреждениям под многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг, под пункт выдачи детского питания, а также для медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников) в образовательных учреждениях и прохождения ими медицинского обследования.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия таких актов.
Согласно ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 утверждены "Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества" (далее - Правила).
В соответствии с п.п. 17, 18, 19 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, участником конкурсов и аукционов может стать любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе, индивидуальный предприниматель, претендующий на заключение договора. Участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ к таким участникам. Кроме указанных в п. 18 Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.
Законодатель в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" не связывает возможность предоставления хозяйствующим субъектам права на заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, с видом организации и осуществляемой ею деятельностью.
Определение оспариваемыми пунктами Положения перечня хозяйствующих субъектов и целей, для которых предоставляется муниципальное имущество в безвозмездное пользование, установление запрета на безвозмездную передачу муниципального имущества коммерческим организациям и некоммерческим организациям для ведения коммерческой деятельности значительно сужает круг лиц, которые могут претендовать на заключение договора.
На основании изложенного пункт 5.5.2 раздела 5.2, пункт 5.8.1 раздела 5.8 Положения не соответствуют ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п.п. 17, 18, 19 Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67.
Учитывая изложенное, суд считает, что требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействующими и не соответствующими ст. ст. 125, 209, 215 ГК РФ, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, п.п. 17, 18, 19 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, пункт 8.1 раздела 1, пункт 2.1.6 раздела 2, пункт 5.2.2 раздела 5.2, подпункты "б" в части слов "если балансовая (оценочная) стоимость объекта не превышает 10000-кратный минимальный размер оплаты труда" и "в" пункта 5.3.1 раздела 5.3, пункт 5.5.2 раздела 5.5, пункт 5.7.6 раздела 5.7, пункт 5.8.1 раздела 5.8 Положения "Об управлении муниципальной собственностью городского округа "Город Лесной", утвержденного решением Думы городского округа "Город Лесной" от 30.05.2012 № 37 (в ред. от 05.09.2012 № 73, от 07.11.2012 № 96, от 27.03.2013 № 148, от 18.09.2013 № 202).
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
С.А.ХОМЯКОВА

Судья
И.В.ХАЧЕВ

Судья
Ю.К.КИСЕЛЕВ


------------------------------------------------------------------