Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.04.2014 по делу N А60-2907/2014 <О признании частично недействующим Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа Среднеуральск", утв. Решением Думы городского округа Среднеуральск от 27.09.2012 N 14/5 >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. по делу № А60-2907/2014

Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Н.В. Гнездиловой,
судей С.О. Ивановой, О.В. Гаврюшина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Л. Гребневой рассмотрел в судебном заседании 28.04.2014 дело по заявлению заместителя прокурора Свердловской области
к Думе городского округа Среднеуральск
о признании недействующим нормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Костина О.А., прокурор отдела, доверенность № 8/2-15-13 от 26.09.2013, служ. удост. ТО № 151158;
от заинтересованного лица - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Думе городского округа Среднеуральск о признании не соответствующими ст. ст. 125, 209, 215, 298 ГК РФ, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Приказу Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" п. 5.1.5, п. 5.3.7 в части слов "по решению Думы городского округа о передаче муниципального имущества по концессионному соглашению", п. 7.12, п. 9.1 в части слов "на основании постановления главы городского округа", п. 9.4.3, п. 9.4.4, п. 9.2, п. 9.2.1., п. 9.2.2., п. 9.2.3 Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа Среднеуральск", утвержденного решением Думы городского округа Среднеуральск № 14/5 от 27.09.2012. Кроме того, заявитель просит признать недействующими п. 5.1.5, п. 5.3.7 в части слов "по решению Думы городского округа о передаче муниципального имущества по концессионному соглашению", п. 7.12, п. 9.1 в части слов "на основании постановления главы городского округа", п. 9.4.3, п. 9.4.4, п. 9.2, п. 9.2.1., п. 9.2.2., п. 9.2.3 Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа Среднеуральск", утвержденного решением Думы городского округа Среднеуральск № 14/5 от 27.09.2012.
До принятия судом решения по существу спора заявитель уточнил требования, просит признать не соответствующими ст. ст. 125, 209, 215, 298 ГК РФ, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Приказу Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" п. 5.1.5, п. 5.3.7 в части слов "по решению Думы городского округа о передаче муниципального имущества по концессионному соглашению", п. 7.12, п. 9.1 в части слов "на основании постановления главы городского округа", п. 9.4.3, п. 9.4.4, п. 9.2, п. 9.2.1., п. 9.2.2., п. 9.2.3 Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа Среднеуральск", утвержденного решением Думы городского округа Среднеуральск № 14/5 от 27.09.2012 (в редакции решения Думы городского округа Среднеуральск № 29/11 от 31.10.2013). Кроме того, заявитель просит признать недействующими п. 5.1.5, п. 5.3.7 в части слов "по решению Думы городского округа о передаче муниципального имущества по концессионному соглашению", п. 7.12, п. 9.1 в части слов "на основании постановления главы городского округа", п. 9.4.3, п. 9.4.4, п. 9.2. п. 9.2.1., п. 9.2.2., п. 9.2.3 Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа Среднеуральск", утвержденного решением Думы городского округа Среднеуральск № 14/5 от 27.09.2012 (в редакции решения Думы городского округа Среднеуральск № 29/11 от 31.10.2013).
Уточнение заявленных требований принято судом на основании ст. 49 АПК РФ.
Заинтересованное лицо требования признает частично, доводы изложены в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд

установил:

Решением Думы городского округа Среднеуральск № 14/5 от 27.09.2012 утверждено Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа Среднеуральск".
Данное решение опубликовано в газете "Среднеуральская волна" № 41 от 10.10.2012.
Полагая, что указанное решение не соответствуют нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права организаций и граждан, заместитель прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Решением Думы городского округа Среднеуральск № 14/5 от 27.09.2012 утверждено Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа Среднеуральск" (далее - Положение).
Данное решение опубликовано в газете "Среднеуральская волна" № 41 от 10.10.2012.
Положение устанавливает единые правовые нормы - правила управления муниципальным имуществом, порядок передачи муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование и приватизации муниципального имущества, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основой деятельности муниципального образования.
В соответствии с п. 5.1.5 Положения Думы городского округа Среднеуральск принимает решения о передаче имущества (независимо от его стоимости) в безвозмездное пользование по концессионному соглашению.
Согласно п. 5.3.7 Положения по решению Думы городского округа о передаче муниципального имущества по концессионному соглашению Управление принимает решение о заключении концессионного соглашения по результатам проведения конкурса на право его заключения и передает муниципальное имущество на основании концессионного соглашения, порядок заключения которого регламентируется Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Статьей 209 ГК РФ закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. ст. 215, 125 ГК РФ, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно ст. 22 Устава городского округа Среднеуральск, принятого решением Среднеуральской городской Думы от 26.05.2005 № 15/1 (в ред. от 05.08.2013) Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ст. 23 Устава в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 31 Устава управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования, отнесено к полномочиям администрации.
Из указанных выше норм следует, что представительный орган местного самоуправления - Дума городского округа Среднеуральск не полномочен управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, в том числе принимать решения об отчуждении объектов муниципальной собственности. Представительный орган местного самоуправления вправе только определять порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью.
На основании изложенного п. 5.1.5, п. 5.3.7 Положения в части слов "по решению Думы городского округа о передаче муниципального имущества по концессионному соглашению" не соответствуют ст. ст. 125, 209, 215 ГК РФ, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с п. 7.12 Положения в случае закрепления в учредительных документах Учреждения или Предприятия разрешения осуществлять приносящую доходы (предпринимательскую) деятельность полученные от ведения такой деятельности доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в распоряжение Учреждения или Предприятия. Данное имущество закрепляется за Учреждением или Предприятием на праве оперативного управления или хозяйственного ведения и является муниципальной собственностью.
Статья 298 ГК РФ предусматривает поступление доходов, полученных частным, автономным, бюджетным учреждениями от осуществления приносящей доходы деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество, в самостоятельное распоряжение учреждения. Доходы, полученные от осуществления указанной деятельности казенным учреждением, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 7.12 Положения какие-либо исключения из общего правила не предусмотрены, в связи с чем данный пункт не соответствует ст. 298 ГК РФ.
Согласно п. 9.1 Положения в безвозмездное пользование может быть передано имущество, находящееся в муниципальной собственности городского округа на основании постановления главы городского округа.
В соответствии с п. 9.4.3 Положения рассмотрение поступившего заявления производится главой городского округа.
Пунктом 9.4.4 Положения предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления глава городского округа выносит решение о подготовке проекта правового акта о предоставлении имущества в безвозмездное пользование (при соблюдении требований, установленных п.п. 9.2) либо об отказе в предоставлении имущества в безвозмездное пользование.
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Исключения из общего правила поименованы в данной статье закона.
Из указанных выше пунктов Положения следует, что муниципальное имущество, находящееся в собственности городского округа Среднеуральск, передается в безвозмездное пользование без соблюдения конкурсных процедур.
На основании изложенного, п. 9.1 в части слов "на основании постановления главы городского округа", п. 9.4.3, п. 9.4.4 Положения противоречат ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"
В соответствии с п. 9.2 Положения заключение договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом осуществляется в исключительных случаях и только в целях:
9.2.1 обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления городского округа.
9.2.2 обеспечения деятельности общественных организаций для выполнения ими уставных целей, за исключением политических партий.
9.2.3 осуществления деятельности, финансирование которой осуществляется исключительно за счет средств бюджета городского округа.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия таких актов.
Установление дополнительных требований к хозяйствующим субъектам по осуществлению деятельности, которая связана с реализацией целей, предусмотренных оспариваемыми пунктами Положения, значительно сужает круг лиц, которые могли бы претендовать на заключение договора.
Согласно ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 утверждены "Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества" (далее - Правила).
В соответствии с п.п. 17, 18, 19 Правил участником конкурсов и аукционов может стать любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе, индивидуальный предприниматель, претендующий на заключение договора. Участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ к таким участникам. Кроме указанных в п. 18 Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.
Законодатель в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" не связывает возможность предоставления хозяйствующим субъектам права на заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества с видом деятельности, которую данный субъект осуществляет, и не ограничивает круг субъектов, имеющих право получить муниципальное имущество в безвозмездное пользование.
На основании изложенного, п. 9.2 Положения не соответствует ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п.п. 17, 18, 19 Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67.
Оспариваемый нормативный правовой акт ограничивает конкуренцию, определяя круг хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение имущества в безвозмездное пользование, устанавливает запрет на распоряжение учреждением имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, что в силу ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" является недопустимым, а также наделяет Думу городского округа полномочиями по распоряжению имуществом, что противоречит принципу разделения властей.
С учетом изложенного, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействующими п. 5.1.5, п. 5.3.7 в части слов: "по решению Думы городского округа о передаче муниципального имущества по концессионному соглашению", п. 7.12, п. 9.1 в части слов "на основании постановления главы городского округа", п. 9.4.3, п. 9.4.4, п. 9.2, п. 9.2.1., п. 9.2.2., п. 9.2.3 Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа Среднеуральск", утвержденного решением Думы городского округа Среднеуральск № 14/5 от 27.09.2012 (в редакции решения Думы городского округа Среднеуральск № 29/11 от 31.10.2013), как не соответствующими ст. ст. 125, 209, 215, 298 ГК РФ, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Приказу Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса".
Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Н.В.ГНЕЗДИЛОВА

Судьи
С.О.ИВАНОВА
О.В.ГАВРЮШИН


------------------------------------------------------------------