Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.04.2014 по делу N А60-6907/2014 <О признании частично недействующим Положения о порядке передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества городского округа "Город Лесной", утв. Решением Думы городского округа "г. Лесной" от 29.09.2010 N 342>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. по делу № А60-6907/2014

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего С.Е. Калашника, судей С.П. Воронина, И.В. Хачева при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.В. Рудковской рассмотрел в судебном заседании дело № А60-6907/2014
по заявлению Прокуратуры Свердловской области (ИНН 6658033077, далее - прокуратура)
к Думе городского округа "Город Лесной" (ИНН 6630012060, далее - Дума г. Лесной)
о признании недействующим Положения о порядке передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества городского округа "Город Лесной", утвержденного решением Думы г. Лесной от 29.09.2010 № 342.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
прокуратуры - Поль К.В. (доверенность от 20.06.2013 № 8/2-15-12);
Думы г. Лесной - Семенова И.А. (доверенность от 24.03.2014 № 01/14).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Ходатайств не поступило.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

решением Думы г. Лесной от 29.09.2010 № 342 утверждено Положение "О порядке передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества городского округа "город Лесной" (далее - Положение).
Данное решение опубликовано в газете "Вестник" № 40 от 07.10.2010.
Положение устанавливает единые правовые нормы - правила передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основой деятельности муниципального образования.
В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном порядке.
Согласно ст. 52, 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полагая, что указанный нормативный правовой акт не соответствует ст. 125, 209, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 15, 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 17, 18, 19 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, прокурор обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Доводы заявителя основаны на том, что оспариваемый нормативный правовой акт ограничивает конкуренцию, определяя перечень организаций, которым муниципальное имущество передается в безвозмездное пользование, что в силу ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" является недопустимым, а также наделяет Думу г. Лесной полномочиями по распоряжению имуществом, что противоречит принципу разделения властей.
Заинтересованное лицо доводы прокуратуры признает обоснованными в части признания недействующими п. 1.3, 2.1, 3.1, 4.1 оспариваемого Положения, возражает против признания недействующим п. 5.2 Положения, поскольку согласование Думой г. Лесной решения администрации о передаче объектов муниципальной собственности в безвозмездное пользование относится к контрольным полномочиям Думы, направлено на предупреждение коррупции при управлении и распоряжении муниципальной собственностью.
Согласно ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Пунктом 1.3 Положения закреплено, что объекты муниципальной собственности могут быть переданы в безвозмездное пользование исключительно муниципальным учреждениям и предприятиям, органам государственной власти, а также некоммерческим организациям.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия таких актов.
Согласно ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 утверждены "Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества".
В соответствии с п. 17, 18, 19 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, участником конкурсов и аукционов может стать любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе, индивидуальный предприниматель, претендующий на заключение договора. Участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ к таким участникам. Кроме указанных в п. 18 Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.
Таким образом, законодательством не предусмотрена возможность предоставления хозяйствующим субъектам в безвозмездное пользование муниципального имущества в зависимости от организационной-правовой формы организации приобретателя.
Определение оспариваемым п. 1.3 Положения перечня хозяйствующих субъектов, которым может быть предоставлено муниципальное имущество в безвозмездное пользование, сужает круг лиц, которые могут претендовать на получение имущества, по сравнению с предусмотренным законодательными актами большей юридической силы.
На основании изложенного п. 1.3 Положения не соответствуют ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 17, 18, 19 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67.
Пунктом 2.1 Положения установлено, что без проведения торгов заключаются договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом с муниципальными учреждениями и предприятиями, органами государственной власти, а также некоммерческими организациями, указанными в п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Абзацем первым п. 3.1 Положения предусмотрено, что муниципальным предприятиям, учреждениям и некоммерческим организациям, за исключением указанных в п. 2.1, муниципальное имущество передается в безвозмездное пользование по результатам проведения торгов на право заключения договоров безвозмездного пользования (договоров ссуды).
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Исключения из общего правила поименованы в данной статье закона.
Предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование муниципальным предприятиям без проведения торгов вышеуказанной нормой не предусмотрено.
Вместе с тем в силу п. 3 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом с государственными и муниципальными учреждениями осуществляется без соблюдения конкурсной процедуры.
С учетом изложенного п. 2.1 Положения без учета положений ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусматривает возможность предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование муниципальным предприятиям без проведений конкурсных процедуры. При этом абзацем первым п. 3.1 Положения в нарушение норм ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" допускает получение муниципальными учреждениями муниципального имущества по результатам торгов.
При таких обстоятельствах п. 2.1 Положения в части слов "и предприятиями", абз. 1 п. 3.1 Положения в части слов "учреждениям" не соответствуют ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Пунктом 4.1 Положения установлено, что предоставление в безвозмездное пользование имущества в виде муниципальной преференции возможно только в отношении муниципального имущества, находящегося в составе местной казны городского округа "Город Лесной".
В силу ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, находящегося в казне, или закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе, в случае предоставления государственных или муниципальных преференций.
В силу ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации.
Из указанных выше норм следует, что муниципальные преференции предоставляются как в отношении муниципального имущества, находящегося в казне, так и переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление.
Таким образом, п. 4.1 Положения не соответствует ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Пунктом 5.2 Положения установлено, что решение о передаче объектов муниципальной собственности в безвозмездное пользование принимается по согласованию с Думой г. Лесной, если рыночная стоимость объекта превышает 20 000 кратный минимальный размер оплаты труда.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 215, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно ст. 24 Устава городского округа "Город Лесной", принятого решением Думы городского округа "Город Лесной" от 24.08.2011 № 490, Дума г. Лесной является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.
В силу ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 25 Устава городского округа "Город Лесной" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 33, 57 Устава городского округа "Город Лесной" управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, отнесено к полномочиям администрации.
Из указанных выше норм следует, что представительный орган местного самоуправления - Дума г. Лесной не полномочен управлять и распоряжаться муниципальным имуществом. По результатам оценки доводов сторон суд признал, что предусмотренное п. 5.2 Положения право Думы г. Лесной согласовывать передачу объектов муниципальной собственности в безвозмездное пользование не исчерпывается контрольными правомочиями и наделяет представительный орган правомочиями по управлению и распоряжению имуществом.
Таким образом, положения п. 5.2 предоставляют представительному органу городского округа "город Лесной" более широкие полномочия, нежели предусмотрены нормативными актами большей юридической силы.
На основании изложенного п. 5.2 Положения не соответствуют ст. 209, 125, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Учитывая изложенное, судом сделан вывод о том, что требования прокуратуры заявлены правомерно, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать не соответствующими ст. 125, 209, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 15, 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 17, 18, 19 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, пункты 1.3, 2.1 в части слов "и предприятиями", абз. 1 п. 3.1 в части слова "учреждениям", п. 4.1, 5.2 Положения о порядке передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества городского округа "Город Лесной", утвержденного решением Думы городского округа "Город Лесной" от 29.09.2010 № 342.
Признать недействующими п. 1.3, 2.1 в части слов "и предприятиями", абз. 1 п. 3.1 в части слова "учреждениям", п. 4.1, 5.2 Положения о порядке передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества городского округа "Город Лесной", утвержденного решением Думы городского округа "Город Лесной" от 29.09.2010 № 342.
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
5. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
С.Е.КАЛАШНИК

Судьи
С.П.ВОРОНИН
И.В.ХАЧЕВ


------------------------------------------------------------------