Решение Свердловского областного суда от 07.05.2014 по делу N 3-30/2014 <О признании недействующим пункта 4 статьи 24-1 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области">



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 мая 2014 г. по делу № 3-30/2014

Свердловский областной суд в составе судьи Шумкова Е.С.,
с участием прокурора Перминовой С.Ю.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "С", общества с ограниченной ответственностью "С 2", общества с ограниченной ответственностью "С 1" о признании недействующим пункта 4 статьи 24-1 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области",

установил:

Закон Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 31 мая 2005 года и одобрен Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области 09 июня 2005 года.
Названный Закон Свердловской области опубликован в официальном средстве массовой информации - "Областной газете" от 15 июня 2005 года № 170-171 и вступил в силу через десять дней после его официального опубликования, то есть с 26 июня 2005 года.
15 февраля 2011 года Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области принят Закон Свердловской области от 09 марта 2011 года № 10-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", одобренный Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области 03 марта 2011 года, опубликованный в "Областной газете" от 12 марта 2011 года № 63-74, вступивший в силу через десять дней после его официального опубликования.
Указанным Законом Свердловской области от 09 марта 2011 года № 10-ОЗ Закон Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" дополнен статьей 24-1 "Нарушения правил организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом", пункт 4 которой имеет следующее содержание:
"Осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом муниципального сообщения в случае отсутствия договора об обслуживании муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и (или) паспорта маршрута перевозчика, подтверждающих право перевозчика осуществлять перевозку пассажиров по соответствующему маршруту, в случае, если муниципальными нормативными правовыми актами предусмотрено заключение такого договора и получение такого паспорта, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей".
ООО "С", ООО "С 2", ООО "С 1", имеющие лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) обратились в суд с заявлениями о признании недействующим пункта 4 статьи 24-1 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
Определением судьи от 29 апреля 2014 года гражданские дела по заявлениям ООО "С", ООО "С 2" и ООО "С 1" соединены в одно производство.

В обоснование требования заявители указали, что оспариваемая правовая норма принята субъектом Российской Федерации с превышением полномочий, установленных статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как устанавливает административную ответственность по вопросу урегулированному федеральным законодательством: Федеральными законами от 10 декабря 2005 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, Приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 года № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года.
Представитель заявителей Г. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлениях.

Представитель Законодательного Собрания Свердловской области Н. с заявлением не согласилась, указала, что согласно пункту 4 статьи 5-1 Закона Свердловской области от 27 октября 2010 года № 127-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области" муниципальными правовыми актами может быть предусмотрено, что привлечение перевозчиков к обслуживанию муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом осуществляется на основании договоров об обслуживании муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и (или) паспортов маршрутов перевозчиков. Оспариваемая заявителями норма Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" принята в пределах полномочий законодательного органа государственной власти Свердловской области, установленных статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливает административную ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, так как необходимость наличия договора об обслуживании муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и (или) паспорта маршрута перевозчика закреплены в муниципальных правовых актах. Договор об обслуживании муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом является формой организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, включая в себя перечень маршрутов, на которых перевозчик в соответствии с результатами открытого конкурса имеет право осуществлять пассажирские перевозки, и расписание движения транспортных средств, а наличие такого договора не является ограничением предпринимательской деятельности.
Представитель Губернатора Свердловской области Ш. с заявлением также не согласился, поддержав доводы представителя Законодательного Собрания Свердловской области, дополнительно указав, что федеральным законодательством вопрос об административной ответственности в сфере автотранспортных пассажирских перевозок по маршрутам в границах муниципального образования не урегулирован, поэтому оспариваемая заявителями норма принята в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, и не противоречит законодательству Российской Федерации. Кроме того полагал, что заявителями не доказано нарушение их прав, так как не представлены сведения об уплате административных штрафов, назначенных на основании оспариваемой нормы.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Перминовой С.Ю., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как видно из представленных документов, постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Серовского судебного района Свердловской области ООО "С 1" привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 4 статьи 24-1 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", а в отношении ООО "С" и ООО "С 2" возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой же нормой Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
Таким образом, оспариваемые положения Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" затрагивают права и свободы заявителей, следовательно, они вправе обратиться в суд с вышеназванными требованиями.
Пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регламентирует, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относится установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из приведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что федеральный законодатель, включая законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях в состав законодательства об административных правонарушениях, установил объем и пределы нормотворческих полномочий субъектов Российской Федерации, наделив их правом своими законами устанавливать административную ответственность по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами.
Административное законодательство, вопросы организации транспортных перевозок, транспортного обслуживания населения и дорожной безопасности в силу подпунктов 11, 12, 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Отношения в области организации транспортных перевозок, транспортного обслуживания и дорожной безопасности урегулированы федеральным законодательством: Федеральными законами от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 года № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года № 15.
Статьей 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" предусмотрено, что отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из положений статьи 3 названного Федерального закона следует, что правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 этого Федерального закона определены такие понятия, как маршрут, под которым понимается путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения (пункт 8); маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (пункт 9); остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств (пункт 11); перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж (пункт 13); путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (пункт 14); расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта (пункт 15).
Статьей 19 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования и осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок, а также определены виды регулярных перевозок пассажиров и багажа и требования к ним.
Положениями статьи 6 этого же Федерального закона предусмотрено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Осуществление перевозок пассажиров и багажа без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещено.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" урегулированы основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к ремонту и содержанию дорог (статьи 11 - 14), к транспортным средствам, их составным частям, предметам дополнительного оборудования, их эксплуатации (статьи 15 - 19), к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств (статьи 20, 23), права и обязанности участников дорожного движения, в том числе условия получения права на управление транспортными средствами, требования по подготовке водителей транспортных средств (статьи 24 - 28).
Согласование перевозчиком графика маршрута движения автобусов и его утверждение с уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления вытекает из Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, устанавливающих порядок организации различных видов перевозок пассажиров, в том числе требования к перевозчикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок.
Из указанных нормативных правовых актов федерального законодательства следует, что федеральным законодателем предусмотрена обязанность перевозчика осуществлять регулярные перевозки по расписанию и маршруту, которые утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления и перевозчик не может осуществлять регулярные перевозки по неутвержденному для него маршруту и расписанию. Таким образом, федеральный законодатель фактически устанавливает необходимость прохождения перевозчиком определенной процедуры допуска к осуществлению регулярных перевозок - утверждению уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления для конкретного перевозчика маршрута и расписания, по которым он будет выполнять регулярные перевозки.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 13 июля 2010 года № 16-П, реализация права на осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспортного обслуживания населения, как связанного с использованием транспортных средств, являющихся источником повышенной опасности, обусловливает необходимость принятия особых мер обеспечения безопасности пассажиров и других участников дорожного движения и введения обоснованных требований, в том числе ограничительного характера, т.е. установленных в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Следовательно, нормативной правовой основой достижения баланса между свободой предпринимательской деятельности и интересами обеспечения безопасности в сфере транспортного обслуживания населения является именно федеральное законодательное регулирование, осуществляемое как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации).
Поэтому по предметам совместного ведения в сфере транспортного обслуживания населения субъекты Российской Федерации вправе принимать соответствующие нормативные акты административно-правового характера в порядке конкретизации общих положений федерального законодательства в указанной сфере, а также осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные функции.
В Свердловской области правомочия субъекта Российской Федерации по организации транспортного обслуживания населения реализованы посредством принятия Закона Свердловской области от 27 декабря 2010 года № 127-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области", пункт 4 статьи 5-1 которого устанавливает, что муниципальными нормативными правовыми актами может быть предусмотрено, что привлечение перевозчиков к обслуживанию муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом осуществляется на основании договоров об обслуживании муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и (или) паспортов маршрутов перевозчиков.
Из пояснений представителей Законодательного Собрания Свердловской области и Губернатора Свердловской области следует, что договор об обслуживании муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом - это форма организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, включающая в себя перечень маршрутов, на которых перевозчик имеет право осуществлять пассажирские перевозки, и расписание движения транспортных средств.
Под паспортом маршрута перевозчика, в силу подпункта 7 статьи 2 вышеназванного Закона Свердловской области понимается документ, подтверждающий право перевозчика осуществлять перевозку пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок.
В ряде муниципальных образований Свердловской области органами местного самоуправления приняты нормативные правовые акты в области организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования.
Постановлением Главы Администрации Серовского городского округа от 12 сентября 2013 года № 1470 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории Серовского городского округа (далее - Положение).
Согласно названному Положению регулярные пассажирские перевозки транспортом общего пользования городского сообщения осуществляются на основании заключаемых между администрацией и перевозчиком договоров, перевозчик обязан заключить договор на организацию пассажирских перевозок транспортом общего пользования по маршрутам единой маршрутной сети с Администрацией в порядке, установленном настоящим положением. Осуществление перевозок пассажиров на территории городского округа без заключения договора запрещается (подпункт 3 пункта 9, пункт 15). На каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок администрацией разрабатывается и составляется паспорт, то есть документ, удостоверяющий маршрут регулярных перевозок и содержащий сведения об оборудовании маршрута и организации движения транспортных средств (пункты 6, 13).
Форма договора на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по регулярным маршрутам единой маршрутной сети городского транспорта утверждена в составе конкурсной документации для проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по регулярным маршрутам единой маршрутной сети городского транспорта постановлением Администрации Серовского городского округа Свердловской области от 25 декабря 2013 года № 2234.
Анализ содержания данного договора свидетельствует о том, что он определяет требования к перевозчику (наличие лицензии для осуществления пассажирских перевозок) и к его транспортным средствам (технически исправное состояние), конкретизирует маршрут перевозок, расписание движения (график движения), а также обязанности перевозчика качественно обслуживать пассажиров, обеспечить водителя транспортного средства путевым листом, осуществлять остановки транспортных средств, посадки и высадки пассажиров только на оборудованных остановочных комплексах, повторяя в целом требования вышеприведенного федерального законодательства.
Таким образом, договор об обслуживании муниципальных маршрутов и паспорт маршрута перевозчика, необходимость заключения (оформления) которых может быть предусмотрена муниципальными правовыми актами в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 5-1 Закона Свердловской области от 27 декабря 2010 года № 127-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области" являются ничем иным, как формой организации регулярных пассажирских перевозок на территории конкретного муниципального образования, и подтверждают надлежащее прохождение перевозчиком процедуры допуска к осуществлению регулярных пассажирских перевозок, необходимость выполнения которой вытекает из вышеприведенного федерального законодательства, а также право перевозчика на осуществление перевозки пассажиров по определенному, согласованному маршруту.
Как уже указано выше, субъекты Российской Федерации по предметам совместного ведения в сфере транспортного обслуживания населения вправе принимать соответствующие нормативные акты административно-правового характера в порядке конкретизации общих положений федерального законодательства в указанной сфере.
Органы местного самоуправления, исходя из их полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 7 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 15, пункт 7 части 1 статьи 16) в сфере транспортного обслуживания населения вправе принимать нормативные правовые акты организационного характера, в том числе направленные и на создание условий для предоставления транспортных услуг.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предусмотрены пунктами 1 - 3 статьи 5-1 Закона Свердловской области от 27 декабря 2010 года № 127-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области".
Следовательно, требования нормативных правовых актов муниципальных образований Свердловской области, устанавливающие необходимость заключения договора об обслуживании муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и (или) оформления паспорта маршрутов перевозчиков, имеют организационную направленность и содержат организационные нормы, которые не носят правоустанавливающий характер, а поэтому они не могут свидетельствовать об установлении новых самостоятельных правовых норм, регулирующих правоотношения в области оказания услуг автомобильным транспортом (в сфере транспортного обслуживания населения и осуществления пассажирских перевозок) на муниципальных маршрутах регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, поскольку эти отношения урегулированы федеральным законодательством.
Соответственно, установив оспариваемой правовой нормой административную ответственность должностных лиц перевозчика и перевозчиков, являющихся юридическими лицами, за осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом муниципального сообщения при отсутствии договора об обслуживании муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и (или) паспорта маршрута перевозчика, подтверждающих право перевозчика осуществлять перевозку пассажиров по соответствующему маршруту, в случае муниципальными нормативными правовыми актами предусмотрено заключение такого договора и получение такого паспорта, региональный законодатель фактически предусмотрел административную ответственность за нарушение федеральных норм, что недопустимо, поскольку противоречит положениям пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах, являются несостоятельными доводы заинтересованных лиц об установлении оспариваемой нормой ответственности за нарушение самостоятельных норм нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), относится к видам деятельности, на которые требуются лицензии.
Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 года № 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), согласно пункту 4 которого лицензионным требованием при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В объем лицензирования, установленного федеральным законодательством входят все возможные ограничения лицензируемой предпринимательской деятельности, поэтому ответственность за нарушение установленных ограничений может быть установлено только федеральным законодательством.
Федеральным законодательством (статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 13 июля 2010 года № 16-П указал, что установленные условия осуществления вида лицензируемой деятельности на уровне субъекта Российской Федерации не могут включать дополнительные ограничения предпринимательской деятельности, а могут носить только конкретизирующий федеральное законодательство характер, в связи с чем установление ответственности за нарушение таких норм может быть расценено только как дублирование федерального законодательства, следовательно, установление ответственности за нарушение лицензионного законодательства.
При таких обстоятельствах, когда федеральным законодательством установлена ответственность за нарушение федеральных норм, регулирующих отношения в сфере транспортного обслуживания населения, суд приходит к выводу, что оспариваемый пункт 4 статьи 24-1 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" фактически дублирует ответственность, установленную федеральным законом, а, следовательно, принят региональным законодателем с нарушением полномочий, установленных статья 1.3, 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и противоречит федеральному законодательству в сфере организации транспортного обслуживания населения.
Установление оспариваемой правовой нормой административной ответственности фактически представляет собой ограничение прав и свобод заявителей под угрозой административного наказания, порождает коллизию и несогласованность региональных и федеральных норм в системе законодательства об административных правонарушениях, исключает возможность назначения административного наказания на законном основании, снижает уровень правовых гарантий лиц, привлекаемых к административной ответственности, установленных федеральным законодателем в статьях 1.6, 1.7, части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявленных требований и признания оспариваемой нормы недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом установлено, что оспариваемая норма Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, затрагивает права и свободы заявителей, что и является достаточным основанием для признания ее недействующей. Вопрос об уплате назначенных заявителям административных наказаний в виде административных штрафов на основании оспариваемой нормы в данном случае не имеет правового значения для разрешения дела.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

пункт 4 статьи 24-1 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Судья
Е.С.ШУМКОВ


------------------------------------------------------------------