Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.05.2014 по делу N А60-5041/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления РЭК Свердловской области от 13.12.2013 N 127-ПК "Об утверждении тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения организациям водопроводно-канализационного хозяйства в Свердловской области на 2014 год" в части пункта 8 утверждения тарифов на холодное водоснабжение>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2014 г. по делу № А60-5041/2014

Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2014 года
Полный текст решения изготовлен 13 мая 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи О.В. Гаврюшина,
судей Л.В. Колосовой, Ю.К. Киселева,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В. Бушуевой
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Муниципального унитарного предприятия Артемовского городского округа "Красногвардейское жилищно-коммунальное хозяйство" (ИНН 6602011314, ОГРН 107660200463, далее - Заявитель, МУП "Красногвардейское ЖКХ")
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - Заинтересованное лицо, РЭК Свердловской области)
об оспаривании нормативного правового акта,
при участии прокурора Свердловской области,
при участии в судебном заседании
от заявителя: С.И. Гиршфельд, директор Муниципального унитарного предприятия Артемовского городского округа "Красногвардейское жилищно-коммунальное хозяйство", предъявлен паспорт, О.А. Поперник, представитель по доверенности от 20.08.2013 № 8;
заинтересованного лица: Е.С. Конькова, представитель по доверенности от 09.01.2014 № 13-10/8, С.А. Солдатова, представитель по доверенности от 01.03.2014 № 812, Е.А. Соловьева, представитель по доверенности от 18.03.2014, № 13-10/1092, А.В. Безбородов, представитель по доверенности от 09.01.2014 № 13-10/11;
от прокурора Свердловской области: С.И. Черкезов, представитель по доверенности от 28.04.2014 № 8/2-15-14.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода суду не заявлено.
От заинтересованного лица поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство удовлетворено.
Других ходатайств и заявлений не поступило.

Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к заинтересованному лицу об отмене постановления РЭК Свердловской области от 13.12.2013 № 127-ПК "Об утверждении тарифов на услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения организациям водопроводно-канализационного хозяйства в Свердловской области на 2014 год" в части п. 8 утверждения тарифов на холодное водоснабжение, просит суд обязать РЭК Свердловской области произвести перерасчет тарифа на холодную воду, утвержденного Постановлением от 13.12.2013 № 127-ПК "Об утверждении тарифов на услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения организациям водопроводно-канализационного хозяйства в Свердловской области на 2014 год" в части п. 8 утверждения тарифов на холодное водоснабжение, просит суд обязать РЭК Свердловской области внести изменения в Постановление от 13.12.2013 № 127-ПК "Об утверждении тарифов на услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения организациям водопроводно-канализационного хозяйства в Свердловской области на 2014 год" в части п. 8 утверждения тарифов на холодное водоснабжение.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, представило отзыв, дополнительный отзыв, полагает, что заявителем не представлено конкретных доказательств того, что оспариваемое постановление противоречит закону или иным нормативно-правовым актам и вместе с тем нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заинтересованное лицо указало, что при утверждении тарифов РЭК Свердловской области руководствовалось установленными предельными индексами максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в среднем по Свердловской области, процедура ведения дела была проведена в строгом соответствии с установленными Правилами. Указанные в заявлении суммы затрат по статьям: ремонт и техническое обслуживание, амортизация, электроэнергия, не могут быть приняты к рассмотрению в качестве обосновывающих материалов при расчете тарифа ввиду отсутствия необходимых подтверждающих документов в расчетных материалах. Документы, направленные заявителем 08.11.2013 в качестве обоснований проектируемых расходов не могли быть приняты и рассмотрены РЭК Свердловской области, так как представлены заявителем за пределами сроков, установленных действующим законодательством (до 01 мая) и без запроса регулируемого органа дополнительных сведений, установленных действующим законодательством.
Прокурор Свердловской области просит заявителю в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил:

МУП "Красногвардейское ЖКХ" 24.04.2013 представило в РЭК Свердловской области расчетные материалы для утверждения тарифа на холодное водоснабжение на 2014 год.
РЭК Свердловской области 30.04.2013 направила извещение № 03-08/2713 об открытии дела об установлении тарифов.
30.10.2013 состоялось заседание Правления РЭК Свердловской области о согласовании тарифов на 2014 год и величина тарифа на холодное водоснабжение установлена: с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 8,59 рублей за 1 куб. м, с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 8,59 рублей за 1 куб. м.
После получения проекта тарифа на водоснабжение МУП "Красногвардейское ЖКХ" 07.11.2013 направило возражения в адрес РЭК Свердловской области.
РЭК Свердловской области 13.12.2013 вынесено постановление № 127-ПК "Об утверждении тарифов на услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения организациям водопроводно-канализационного хозяйства в Свердловской области на 2014 год", согласно п. 8 данного постановления величина тарифа на водоснабжение составила: с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 13,55 рублей за 1 куб. м, с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 13,75 за 1 куб. м.
Указанный правовой акт 20.12.2013 опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Свердловской области - сайте www.pravo.gov66.ru.
Полагая, что постановление РЭК Свердловской области от 13.12.2013 № 127-ПК "Об утверждении тарифов на услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения организациям водопроводно-канализационного хозяйства в Свердловской области на 2014 год" в части п. 8 утверждения тарифов на холодное водоснабжение не соответствуют нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают его права, заявитель обратился в арбитражный суд.
МУП "Красногвардейское ЖКХ" не согласно с тарифами на холодное водоснабжение по следующим статьям: ремонт и техническое обслуживание, амортизация, электроэнергия. При этом заявитель указывает на то, что заинтересованным лицом при утверждении тарифов не учтены его экономически обоснованные расходы.
Исследовав материалы дела, суд признает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы для признания незаконным нормативного правового акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушения данным нормативным правовым актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон № 416-ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила регулирования тарифов).
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона № 416-ФЗ государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится холодное водоснабжение
В силу п. 1 ч. 2 ст. 31 Закона № 416-ФЗ установлено, что регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
В ст. 5 Закона № 416-ФЗ определено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу указа Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 № 1067-УГ "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области" уполномоченным органом на территории Свердловской области по установлению тарифов в сфере водоснабжения является РЭК Свердловской области.
В силу п. 4 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов до 1 июня года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в федеральный орган регулирования тарифов предложения об установлении предельных индексов на основании представленных в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил предложений об установлении тарифов регулируемых организаций.
В соответствии с п. 8 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Федеральной службой по тарифам.
Согласно п. 14 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
В силу п. 16 Правил регулирования предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов.
В соответствии с п. 27 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.
Согласно п. 28 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения решение органа регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает:
а) величину тарифов с указанием применяемой календарной разбивки и применяемой дифференциации тарифов - в случае, если установление тарифов осуществляется с календарной разбивкой и дифференциацией;
б) дату введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой, дату окончания действия тарифов;
в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, - в случае если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования.
В п. 20 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 32 Закона № 416-ФЗ расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов:
1) методом экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ;
2) методом индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги;
3) методом доходности инвестированного капитала. При расчете тарифов учитываются возврат инвестированного капитала и получение дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками;
4) методом сравнения аналогов. В сфере холодного водоснабжения и водоотведения расчет осуществляется исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат гарантирующей организации (до определения гарантирующей организации исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат организации, осуществляющей водоподготовку, транспортировку и подачу холодной воды) на осуществление того же регулируемого вида деятельности в сопоставимых условиях.
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
РЭК Свердловской области принято решение о применении в отношении МУП "Красногвардейское ЖКХ" метода экономически обоснованных расходов (затрат).
Как следует из материалов дела и установлено судом, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта РЭК Свердловской области соблюдена.
Тарифы определены заинтересованным лицом с учетом установленных предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в среднем по Свердловской области.
При этом заинтересованное лицо утвердило тарифы заявителю на основании представленных им материалов 24.04.2013, что, по мнению суда, исключает нарушение прав заявителя, а также соответствует положениям Закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования, Правил регулирования тарифов.
В ходе анализа представленных МУП "Красногвардейское ЖКХ" предложений об установлении тарифов на 2014 год у РЭК Свердловской области не возникла необходимость уточнения предложений МУП об установлении тарифов, в связи с чем РЭК Свердловской области не запрашивала дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.
Документы, направленные заявителем 08.11.2013 в качестве обоснований проектируемых расходов не могли быть приняты и рассмотрены РЭК Свердловской области, так как представлены МУП "Красногвардейское ЖКХ" за пределами сроков, установленных действующим законодательством (до 01 мая) и без запроса регулируемого органа дополнительных сведений, установленных действующим законодательством.
Возможность дополнительного предоставления обосновывающих материалов для согласования и утверждения тарифов после 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, по инициативе заявителя действующим законодательством не предусмотрена.
Кроме того, в силу п. 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Указанный правовой механизм предусматривает возможность определения и возмещения регулируемой организации тех расходов, которые не были учтены регулирующим органом при установлении тарифов, не в текущем периоде, а по окончании периода регулирования при утверждении тарифов на следующие периоды и только на основании данных бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации.
С учетом изложенного, заявитель не лишен возможности на обращение к заинтересованному лицу с документами, подтверждающими расходы, не учтенные при установлении тарифов на 2014 год, в последующем периоде регулирования тарифов.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований Муниципального унитарного предприятия Артемовского городского округа "Красногвардейское жилищно-коммунальное хозяйство" (ИНН 6602011314, ОГРН 1076602000463) отказать.
2. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
3. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
О.В.ГАВРЮШИН

Судьи
Ю.К.КИСЕЛЕВ
Л.В.КОЛОСОВА


------------------------------------------------------------------