Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.05.2014 по делу N А60-7574/2014 <О признании частично недействующим Положения "Об особенностях передачи в аренду муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями Арамильского городского округа", утв. Решением Думы Арамильского городского округа от 16.12.2010 N 59/3>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2014 г. по делу № А60-7574/2014

Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2014 года
Полный текст решения изготовлен 20 мая 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего С.А. Хомяковой, судей: С.П. Воронина, С.Н. Водолазской, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.С. Ксенофонтовой, рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Заместителя прокурора Свердловской области
к Думе Арамильского городского округа
о признании недействующим нормативного правового акта.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Костина О.А., представитель по доверенности № В/2-15-13 от 26.09.2013 г.,
от заинтересованного лица: извещены, явка не обеспечена.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Заинтересованным лицом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Заместитель прокурора обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании недействующими абзацы 4 и 5 пункта 2, второе предложение абзаца 1 пункта 5, второе предложение абзаца 1 пункта 6, абзац 7 пункта 6, абзац 6 пункта 7, абзац 2 пункта 14, пункт 15 Положение "Об особенностях передачи в аренду муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями Арамильского городского округа", утвержденного решением Думы Арамильского городского округа от 16.12.2010 № 59/3.
Заинтересованным лицом представлен отзыв, согласно которому требования заявителя признаются.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд

установил:

Решением Думы Арамильского городского округа от 16.12.2010 г. № 59/3 утверждено Положение "Об особенностях передачи в аренду муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями Арамильского городского округа" (далее - Положение).
Данное решение опубликовано в газете "Арамильские вести" № 51 от 29.12.2010 г.
Положение устанавливает единые правовые нормы - правила заключения договоров аренды муниципального движимого и недвижимого имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органам местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основной деятельности муниципального образования. Абзацем 4 пункта 2 Положения закреплено, что договор аренды имущества заключается с согласия Комитета по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа (далее - Комитет).
В абзаце 5 пункта 2 Положения установлено, что договоры аренды имущества, закрепленного за учреждениями, не перечисленными в абзаце втором настоящего пункта, заключает Комитет с участием учреждений в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
В силу требований абз. 1 пункта 5 Положения договоры аренды имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, заключаются с победителями торгов. Торги проводятся после получения согласия Комитета на передачу имущества в аренду.
Согласно абзацу 1 пункта 6 Положения организаторами торгов на право заключения договоров аренды имущества учреждений, перечисленных в абзаце втором пункта 2 настоящего Положения, выступают данные учреждения. В остальных случаях организатором торгов на право заключения договоров аренды имущества учреждений является Комитет.
Абзацем 7 пункта 6 Положения предусмотрено, что денежные средства, поступающие от продажи на торгах права на заключение договора, задатки участников торгов, не возвращенные по основаниям, предусмотренным Федеральными законами от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", зачисляются в бюджет Арамильского городского округа.
В соответствии с абзацем 6 пункта 7 Положения при передаче в аренду имущества, закрепленного за учреждениями, не перечисленными в абзаце втором пункта 2 настоящего Положения, в случаях предоставления имущества без проведения торгов основанием для заключения договора аренды имущества является решение председателя Комитета.
Абзацем 2 пункта 14 Положения установлено, что в случаях, когда договор аренды заключает Комитет с участием учреждения, вся сумма арендной платы, пеней, уплаченных арендаторами за несвоевременное внесение арендной платы, штрафов, уплаченных арендаторами за нарушение требований по использованию арендованного имущества, поступает в Комитет на счет Управления Федерального казначейства по Свердловской области для последующего зачисления в доходы бюджета.
Согласно пункту 15 Положения Комитет ежемесячно отслеживает поступление арендных платежей и ведет исковую работу по взысканию задолженности по арендной плате и пеней, внесению изменений в договоры аренды, расторжению договоров, заключенных Комитетом с участием учреждения.
Полагая, что указанный нормативный правовой акт не соответствует ст. ст. 296, 298, ч. 2 ст. 299 ГК РФ, ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ч.ч. 8, 9 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", п. 4 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, заместитель прокурора обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно требованиям ст. 78 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ от 06.10.2003 решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном порядке.
В соответствии со ст. ст. 52, 192 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 194 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с п. 6 Проставления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В соответствии с п. 3 ст. 120 ГК РФ особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Действующим гражданским законодательством предусмотрена возможность отдельного регулирования правового статуса некоторых видов учреждений путем принятия специальных нормативных актов, устанавливающих, в том числе, и особенности правового режима имущества таких учреждений.
Распоряжение имуществом учреждений осуществляется по общим правилам, установленным ст. 298 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ автономное и бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным автономным или бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления, автономное и бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Согласно ч. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Таким образом, имуществом, закрепленным за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления, распоряжаются сами учреждения, в том числе с согласия собственника.
Согласие собственника требуется при распоряжении бюджетными и автономными учреждениями недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, при распоряжении казенными учреждениями любым видом имущества.
Собственник имущества вправе распорядиться только изъятым у учреждения имуществом.
Согласно ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 утверждены "Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества" (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", организатором торгов является уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
Из вышеуказанных норм следует, что организатором конкурса или аукциона при передаче имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в аренду является муниципальное учреждение.
В соответствии с ч. 2 ст. 299 ГК РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Согласно ч. ч. 8, 9 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.
Следовательно, доходы учреждения от использования им имущества, закрепленного на праве оперативного управления, поступают в распоряжение учреждения.
Оспариваемый нормативный правовой акт ограничивает права учреждений по распоряжению муниципальным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, предусматривая полномочия собственника по распоряжению закрепленным за учреждением имуществом и получение согласия собственника на передачу учреждением любого вида имущества в аренду.
На основании изложенного абзацы 4 и 5 пункта 2, второе предложение абзаца 1 пункта 5, второе предложение абзаца 1 пункта 6, абзац 6 пункта 7, абзац 2 пункта 14, пункт 15 Положения не соответствуют ст. ст. 296, 298 ГК РФ. Кроме того, второе предложение абзаца 1 пункта 6 Положения противоречит ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункту 4 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, абзац 7 пункта 6, абзац 2 пункта 14, пункт 15 Положения не соответствуют ч. 2 ст. 299 ГК РФ, ч. ч. 8, 9 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
При таких обстоятельствах, оценивая их в совокупности, суд считает, что требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействующим абзацы 4 и 5 пункта 2, второе предложение абзаца 1 пункта 5, второе предложение абзаца 1 пункта 6, абзац 7 пункта 6, абзац 6 пункта 7, абзац 2 пункта 14, пункт 15 Положения "Об особенностях передачи в аренду муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями Арамильского городского округа", утвержденного решением Думы Арамильского городского округа от 16.12.2010 № 59/3, как несоответствующие ст. ст. 296, 298, ч. 2 ст. 299 ГК РФ, ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ч. ч. 8, 9 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", п. 4 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67.
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
С.А.ХОМЯКОВА

Судьи
С.П.ВОРОНИН
С.Н.ВОДОЛАЗСКАЯ


------------------------------------------------------------------