Решение Свердловского областного суда от 20.05.2014 по делу N 3-35/2014 <О признании недействующим пункта 1 статьи 24-1 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области">



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2014 г. по делу № 3-35/2014

Свердловский областной суд в составе судьи Шумкова Е.С.,
с участием прокурора Аристовой Л.В.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению индивидуального предпринимателя З.Э. и индивидуального предпринимателя Ч. о признании недействующим пункта 1 статьи 24-1 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области",

установил:

Закон Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 31 мая 2005 года и одобрен Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области 09 июня 2005 года.
Названный Закон Свердловской области опубликован в официальном средстве массовой информации - "Областной газете" от 15 июня 2005 года № 170-171 и вступил в силу через десять дней после его официального опубликования, то есть с 26 июня 2005 года.
15 февраля 2011 года Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области принят Закон Свердловской области от 09 марта 2011 года № 10-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", одобренный Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области 03 марта 2011 года, опубликованный в "Областной газете" от 12 марта 2011 года № 63-74, вступивший в силу через десять дней после его официального опубликования.
Указанным Законом Свердловской области от 09 марта 2011 года № 10-ОЗ Закон Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" дополнен статьей 24-1 "Нарушения правил организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом", пункт 1 которой имеет следующее содержание:
"Осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом межмуниципального (пригородного и междугородного) сообщения в случае отсутствия договора об обслуживании межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и (или) паспорта маршрута перевозчика, подтверждающих право перевозчика осуществлять перевозку пассажиров по соответствующему маршруту, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей".
Индивидуальные предприниматели З.Э. и Ч., имеющие лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) обратились в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 статьи 24-1 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".

В обоснование требования указали, что вопросы обеспечения организации пассажирских перевозок, транспортного обслуживания и дорожной безопасности урегулированы федеральным законодательством: Федеральными законами от 10 декабря 2005 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, Приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 года № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года № 15.
Требования к перевозчику пассажиров автомобильным транспортом предусмотрены соответствующими лицензионными требованиями, установленными на основании Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которому деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек подлежит лицензированию.
Административная ответственность за нарушение требований этого федерального законодательства установлена статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нормы Закона Свердловской области от 27 декабря 2010 года № 127-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения Свердловской области", устанавливающие, что привлечение перевозчиков к обслуживанию межмуниципальных (пригородных и междугородних) маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом осуществляется на основании договоров об обслуживании межмуниципальных (пригородных и междугородних) маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильном транспортом, носят организационную направленность в целях полноты и ясности административных процедур, связанных с транспортным обслуживанием населения и только конкретизируют федеральное законодательство в этой области, поэтому не могут рассматриваться правовой основой для установления административной ответственности законом субъекта Российской Федерации.
Оспариваемая правовая норма Закона Свердловской области предусматривает административную ответственность фактически за нарушение норм федерального законодательства, поэтому заявители полагали, что она принята субъектом Российской Федерации с превышением полномочий, установленных статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Эта норма затрагивает права заявителей, так как создает угрозу привлечения их к административной ответственности за осуществление ими пассажирских перевозок без договора об обслуживании межмуниципальных (пригородных и междугородних) маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильном транспортом.
Представитель заявителей З.Д. заявленные требования и доводы заявителей поддержал в полном объеме.
Представитель Законодательного Собрания Свердловской области Н. с заявлением не согласилась, указала, что согласно статье 8 Закона Свердловской области от 27 декабря 2010 года № 127-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области" привлечение перевозчиков к обслуживанию межмуниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом осуществляется на основании договоров, а перевозчики, заключившие договор обязаны получить паспорт маршрута перевозки. Заключение таких договоров осуществляется по результатам конкурса. До проведения конкурса, согласно статье 14-1 этого же Закона Свердловской области регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом межмуниципального сообщения по конкретному маршруту имеют право осуществлять только те перевозчики, которым утвержден паспорт маршрута перевозки. Оспариваемая заявителями норма устанавливает административную ответственность за нарушение названных требований Закона Свердловской области от 27 декабря 2010 года № 127-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области" и принята в пределах полномочий законодательного органа государственной власти Свердловской области, установленных статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Договор об обслуживании маршрута регулярных пассажирских перевозок, содержащий в себе: маршрут, расписание движения, права и обязанности сторон, срок его действия, порядок изменения и расторжения, является конкретизацией законодательства и наряду с паспортом маршрута перевозчика является реализацией права перевозчика, предоставленного ему при получении лицензии на осуществление перевозки пассажиров.
Лицензионные требования, предъявляемые к обладателям лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, не содержат требования об осуществлении перевозок на основании договоров об обслуживании межмуниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, поэтому пункт 1 статьи 24-1 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" не является дублированием ответственности, предусмотренной статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель Губернатора Свердловской области Ш. с заявлением также не согласился, поддержав доводы представителя Законодательного Собрания Свердловской области, дополнительно указав, что договор об обслуживании межмуниципальных маршрутов пассажирских перевозок автомобильным транспортом, наличие которого у перевозчика в соответствии с законодательством Свердловской области является обязательным, является формой организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Его заключение предусмотрено в целях отбора перевозчиков для обеспечения безопасности, качества и доступности пассажирских перевозок, и не является ограничением предпринимательской деятельности. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2012 года № 834-О, обязанность по заключению такого договора не может рассматриваться как нарушающая конституционные права перевозчика.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Аристовой Л.В., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регламентирует, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относится установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из приведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что федеральный законодатель, включая законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях в состав законодательства об административных правонарушениях, установил объем и пределы нормотворческих полномочий субъектов Российской Федерации, наделив их правом своими законами устанавливать административную ответственность по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами.
Административное законодательство, вопросы организации транспортных перевозок, транспортного обслуживания населения и дорожной безопасности в силу подпунктов 11, 12, 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Отношения в области организации транспортных перевозок, транспортного обслуживания и дорожной безопасности урегулированы федеральным законодательством: Федеральными законами от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 года № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года № 15.
Статьей 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" предусмотрено, что отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из положений статьи 3 названного Федерального закона следует, что правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 этого Федерального закона определены такие понятия, как маршрут, под которым понимается путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения (пункт 8); маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (пункт 9); остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств (пункт 11); перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж (пункт 13); путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (пункт 14); расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта (пункт 15).
Статьей 19 вышеназванного Федерального закона установлено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования и осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок, а также определены виды регулярных перевозок пассажиров и багажа и требования к ним.
Положениями статьи 6 этого же Федерального закона предусмотрено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Осуществление перевозок пассажиров и багажа без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещено.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" урегулированы основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к ремонту и содержанию дорог (статьи 11 - 14), к транспортным средствам, их составным частям, предметам дополнительного оборудования, их эксплуатации (статьи 15 - 19), к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств (статьи 20, 23), права и обязанности участников дорожного движения, в том числе условия получения права на управление транспортными средствами, требования по подготовке водителей транспортных средств (статьи 24 - 28).
Согласование перевозчиком графика маршрута движения автобусов с уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления вытекает из Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, устанавливающих порядок организации различных видов перевозок пассажиров, в том числе требования к перевозчикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок.
Из указанных нормативных правовых актов федерального законодательства следует, что федеральным законодателем предусмотрена обязанность перевозчика осуществлять регулярные перевозки по расписанию и маршруту, которые согласуются уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления, а перевозчик не может осуществлять регулярные перевозки по несогласованному для него маршруту и расписанию. Таким образом, федеральный законодатель фактически устанавливает необходимость прохождения перевозчиком определенной процедуры допуска к осуществлению регулярных перевозок - согласованию уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления для конкретного перевозчика маршрута и расписания, по которым он будет выполнять регулярные перевозки.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 13 июля 2010 года № 16-П, реализация права на осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспортного обслуживания населения, как связанного с использованием транспортных средств, являющихся источником повышенной опасности, обусловливает необходимость принятия особых мер обеспечения безопасности пассажиров и других участников дорожного движения и введения обоснованных требований, в том числе ограничительного характера, то есть установленных в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Следовательно, нормативной правовой основой достижения баланса между свободой предпринимательской деятельности и интересами обеспечения безопасности в сфере транспортного обслуживания населения является именно федеральное законодательное регулирование, осуществляемое как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации).
Поэтому по предметам совместного ведения в сфере транспортного обслуживания населения субъекты Российской Федерации вправе принимать соответствующие нормативные акты административно-правового характера в порядке конкретизации общих положений федерального законодательства в указанной сфере, а также осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные функции.
В Свердловской области правомочия субъекта Российской Федерации по организации транспортного обслуживания населения реализованы посредством принятия Закона Свердловской области от 27 декабря 2010 года № 127-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области".
Согласно пунктам 1 и 1.1 статьи 8 названного Закона Свердловской области привлечение перевозчиков к обслуживанию межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере организации транспортного обслуживания населения на основании договоров об обслуживании межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, которые заключаются как по результатам конкурса, так и без проведения конкурса.
Законодательством Свердловской области формы типового договора об обслуживании межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом не предусмотрено.
Из представленных суду проектов таких договоров, утвержденных Приказами Министерства транспорта и связи Свердловской области в 2013 году в составе конкурсных документаций по проведению конкурсов на право их (договоров) заключения, следует, что они определяют права и обязанности перевозчика, в том числе требования к нему (наличие лицензии для осуществления пассажирских перевозок, соблюдение лицензионных требований), конкретизируют маршрут перевозок, расписание движения (график движения), перечень транспортных средств перевозчика, осуществляющих перевозку по маршруту, предусматривают обязанность перевозчика осуществлять перевозки в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и обеспечить соблюдение водителями расписания движения, повторяя в целом требования вышеприведенного федерального законодательства, регламентирующего осуществление транспортного обслуживания населения и предоставление услуг автомобильным транспортом, объединяя их в одном документе.
Согласно подпункту 7 статьи 2 Закона Свердловской области от 27 декабря 2010 года № 127-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области" паспорт маршрута перевозчика - это документ, подтверждающий право перевозчика осуществлять перевозку пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок.
В силу пункта 2 статьи 8 указанного Закона Свердловской области уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере организации транспортного обслуживания населения утверждает перевозчику, с которым заключен договор об обслуживании межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, паспорт маршрута перевозчика. (см. текст в предыдущей редакции)
Паспорт маршрута перевозчика утверждается на срок, на который заключен договор об обслуживании межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Статья 14-1 этого же закона Свердловской области устанавливает, что до проведения конкурсов на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом межмуниципального (пригородного и междугородного) сообщения по конкретному маршруту имеют право осуществлять только перевозчики, которым утвержден паспорт маршрута перевозчика, подтверждающий право осуществлять перевозку пассажиров и багажа по этому маршруту.
Форма такого паспорта маршрута перевозчика утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 23 августа 2011 года № 1117-ПП "О мерах по реализации закона Свердловской области от 27 декабря 2010 года № 127-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения Свердловской области" и представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте перевозки (расстоянии, промежуточных остановочных пунктах, дате открытия маршрута), то есть сведения, подлежащие согласованию перевозчиком с органом власти субъекта Российской Федерации в соответствии с вышеприведенным федеральным законодательством.
Таким образом, договор об обслуживании межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и паспорт маршрута перевозчика, необходимость заключения (оформления) которых предусмотрена Законом Свердловской области от 27 декабря 2010 года № 127-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области" являются ничем иным, как формой организации регулярных пассажирских перевозок на территории Свердловской области, и подтверждают надлежащее прохождение перевозчиком процедуры допуска к осуществлению регулярных пассажирских перевозок, необходимость выполнения которой вытекает из вышеприведенного федерального законодательства, а также право перевозчика на осуществление перевозки пассажиров по определенному, согласованному маршруту.
Как уже указано выше, субъекты Российской Федерации по предметам совместного ведения в сфере транспортного обслуживания населения вправе принимать соответствующие нормативные акты административно-правового характера в порядке конкретизации общих положений федерального законодательства в указанной сфере.
Следовательно, вышеприведенные требования Закона Свердловской области от 27 декабря 2010 года № 127-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области" устанавливающие необходимость заключения договора об обслуживании межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и (или) оформления паспорта маршрутов перевозчиков, имея организационную направленность и содержащие организационные нормы, не носят правоустанавливающего характера, поэтому не могут свидетельствовать об установлении новых самостоятельных правовых норм, регулирующих правоотношения в области оказания услуг автомобильным транспортом (в сфере транспортного обслуживания населения и осуществления пассажирских перевозок) на межмуниципальных (пригородных и междугородных) регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, поскольку эти отношения урегулированы федеральным законодательством.
Соответственно, установив оспариваемой правовой нормой административную ответственность должностных лиц перевозчика, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также перевозчиков, являющихся юридическими лицами, за осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом муниципального сообщения при отсутствии договора об обслуживании межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и (или) паспорта маршрута перевозчика, подтверждающих право перевозчика осуществлять перевозку пассажиров по соответствующему маршруту, законодатель Свердловской области фактически предусмотрел административную ответственность за нарушение федеральных норм, что недопустимо, поскольку противоречит положениям пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах, являются несостоятельными доводы заинтересованных лиц об установлении оспариваемой нормой ответственности за нарушение самостоятельных норм законодательства Свердловской области.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), относится к видам деятельности, на которые требуются лицензии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 года № 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), согласно пункту 4 которого лицензионным требованием при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В объем лицензирования, установленного федеральным законодательством входят все возможные ограничения лицензируемой предпринимательской деятельности, поэтому ответственность за нарушение установленных ограничений может быть установлено только федеральным законодательством.
Федеральным законодательством (статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 13 июля 2010 года № 16-П указал, что установленные условия осуществления вида лицензируемой деятельности на уровне субъекта Российской Федерации не могут включать дополнительные ограничения предпринимательской деятельности, а могут носить только конкретизирующий федеральное законодательство характер, в связи с чем установление ответственности за нарушение таких норм может быть расценено только как дублирование федерального законодательства, следовательно, установление ответственности за нарушение лицензионного законодательства.
При таких обстоятельствах, когда федеральным законодательством установлена ответственность за нарушение федеральных норм, регулирующих отношения в сфере транспортного обслуживания населения, суд приходит к выводу, что оспариваемый пункт 1 статьи 24-1 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" фактически дублирует ответственность, установленную федеральным законом, а, следовательно, принят законодательным органом Свердловской области с нарушением полномочий, установленных статья 1.3, 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и противоречит федеральному законодательству в сфере организации транспортного обслуживания населения.
В отношении заявителя З.Э., а также в отношении должностного лица индивидуального предпринимателя З.Э. - З. возбуждались дела об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24-1 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области". Следовательно, оспариваемая норма затрагивает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности, создавая угрозу административного наказания, порождает коллизию и несогласованность региональных и федеральных норм в системе законодательства об административных правонарушениях, исключает возможность назначения административного наказания на законном основании, снижает уровень правовых гарантий лиц, привлекаемых к административной ответственности, установленных федеральным законодателем в статьях 1.6, 1.7, части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявленных требований и признания оспариваемой нормы недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Довод представителя Губернатора Свердловской области о том, что обязанность по заключению договора на обслуживание маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом не нарушает прав перевозчиков, в том числе и заявителей, не имеет правового значения, поскольку положения статьи 8 закона Свердловской области от 27 декабря 2010 года № 127-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области", устанавливающих необходимость заключения такого договора, не являлись предметом проверки по настоящему делу на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 24-1 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в "Областной газете" в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Судья
Е.С.ШУМКОВ


------------------------------------------------------------------