Апелляционное определение Свердловского областного суда от 28.05.2014 по делу N 33-6983/2014 <Об оставлении без изменения Решения Камышловского городского суда Свердловской области от 05.03.2014, которым был признан недействующим Регламент Думы муниципального образования "Камышловский муниципальный район", утв. Решением Думы МО "Камышловский муниципальный район" от 15.03.2012 N 6 >



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 мая 2014 г. по делу № 33-6983/2014

Судья Д.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т.Е.,
судей Белеванцевой О.А.,
Шумкова Е.С.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 мая 2014 года гражданское дело по заявлению Камышловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта
по апелляционной жалобе заинтересованного лица Думы муниципального образования "Камышловский муниципальный район"
на решение Камышловского городского суда Свердловской области от 05 марта 2014 года.
Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., объяснения представителя заинтересованного лица К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя заявителя Д., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Думой муниципального образования "Камышловский муниципальный район" 15 марта 2012 года было принято решение № 6 "Об утверждении Регламента Думы муниципального образования "Камышловский муниципальный район". 14 ноября 2013 года Думой муниципального образования "Камышловский муниципальный район" принято решение № 145 "О внесении изменений и дополнений в Регламент Думы муниципального образования "Камышловский муниципальный район", которым внесены изменения в статью 9 Регламента с установлением порядка присутствия граждан на заседании Думы.
Вышеуказанные решения Думы муниципального образования "Камышловский муниципальный район" от 15 марта 2012 года № 6, от 14 ноября 2013 года № 145 не были опубликованы в официальных муниципальных печатных средствах массовой информации.
Камышловский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими неопубликованных нормативных правовых актов: решений Думы муниципального образования "Камышловский муниципальный район" от 15 марта 2012 года № 6 "Об утверждении Регламента Думы муниципального образования "Камышловский муниципальный район", от 14 ноября 2013 года № 145 "О внесении изменений и дополнений в Регламент Думы муниципального образования "Камышловский муниципальный район".
В обоснование заявления прокурор указал, что пункты 3.5, 3.8 статьи 9 Регламента Думы муниципального образования "Камышловский муниципальный район в редакции решения Думы от 14 ноября 2013 года № 145 противоречат положениям Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". В нарушение положений частей 1, 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частей 1, 2 статьи 45 Устава муниципального образования "Камышловский муниципальный район", части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации указанные нормативные правовые акты официально в установленном порядке не опубликованы.
Представитель заинтересованного лица Думы муниципального образования "Камышловский муниципальный район" в судебном заседании заявленные требования не признал.
Решением Камышловского городского суда Свердловской области от 05 марта 2014 года заявление Камышловского межрайонного прокурора удовлетворено. Регламент Думы муниципального образования "Камышловский муниципальный район", утвержденный решением Думы муниципального образования "Камышловский муниципальный район" от 15 марта 2012 года № 6 (в редакции решения от 14 ноября 2013 года № 145) признан недействующим и не подлежащим применению с момента его принятия.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Дума муниципального образования "Камышловский муниципальный район" просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая, что при рассмотрении дела судом сделаны выводы, несоответствующие обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заявителем Камышловским межрайонным прокурором принесены письменные возражения относительно апелляционной жалобы заинтересованного лица.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу положений статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Статьей 45 Устава Камышловского муниципального района, принятого решением Думы муниципального образования "Камышловский район" от 24.06.2005 № 131, действующего в редакции решения от 25.07.2013 № 123, устанавливающей порядок официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов, предусмотрено, что все муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы (обнародованы) для всеобщего сведения (часть 1).
Официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов является публикация их полного текста в печатном средстве массовой информации - в газете "Камышловские известия" либо ее специальном выпуске "Муниципальный вестник" (часть 2).
Муниципальные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) либо издания (подписания), если иной срок не оговорен в самом правовом акте. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (часть 8).
Основанием для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Из материалов дела такие обстоятельства не усматриваются и судебной коллегией установлены не были.
Разрешая дело, суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 45 Устава Камышловского муниципального района, пришел к правильному выводу о признании недействующими оспариваемых нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан, не опубликованных официально для всеобщего сведения.
При этом правильным является вывод суда первой инстанции о том, что Регламент Думы муниципального образования "Камышловский муниципальный район" является нормативным правовым актом с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которому существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Судебная коллегия находит правильным указанный вывод суда и не соглашается с доводами апелляционной жалобы заинтересованного лица о ненормативном характере Регламента Думы муниципального образования "Камышловский муниципальный район", поскольку регламент - это муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок внутренней организации, основные правила и процедуры работы представительного органа местного самоуправления, обязателен для исполнения депутатами, должностными лицами и органами местного самоуправления, гражданами и организациями.
Согласно статье 21 Устава Камышловского муниципального района Дума муниципального района является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района (часть 1). Порядок организации деятельности Думы муниципального района определяется регламентом, принимаемым Думой муниципального района, который устанавливает периодичность, порядок созыва и проведения заседаний Думы муниципального района и иных организационных форм ее деятельности, планирования работы, подготовки и принятия правовых актов, организации работы аппарата (в случае его формирования) Думы муниципального района и иные вопросы ее деятельности (часть 7).
В соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
При этом статьей 41 Регламента Думы муниципального образования "Камышловский муниципальный район" предусмотрено, что Регламент, изменения и дополнения к нему принимаются решением Думы большинством голосов.
Как в решении Думы об утверждении Регламента, так и в самом Регламенте отсутствуют нормы, указывающие на ограниченный срок действия правовых актов. Также не основаны на материалах дела доводы жалобы о проекте решения Думы от 14 ноября 2013 года № 145, поскольку на запрос прокурора были представлены заверенные копии решений Думы со сведениями о их принятии, какие-либо доказательства обратного заинтересованным лицом в силу положений статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание представлены не были.
Вместе с тем представляется нелогичным довод заинтересованного лица о признании нормативным правовым актом решения Думы о внесении изменений в Регламент Думы, который, по мнению заинтересованного лица нормативным правовым актом не является.
Является несостоятельным довод апелляционной жалобы о разрешении судом вопроса о правах и обязанностях лица, не привлеченного по делу, администрации Камышловского муниципального района, на которую возложена обязанность опубликования нормативных правовых актов, поскольку в данном случае не оспаривались действия (бездействие) органов местного самоуправления. Предметом заявленных требований являлись нормативные правовые акты, оспоренные в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении которых заинтересованным лицом по делу является орган, их принявший, в данном случае Дума муниципального образования "Камышловский муниципальный район", представитель которой участвовал в судебном заседании.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии указания чьих-либо нарушенных прав являются необоснованными, поскольку при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не возлагает на него такую обязанность (пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Что касается доводов о прекращении производства по делу, то в данном случае часть 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.03.2006 № 58-О, не предполагает отказ суда в принятии заявления или возвращение заявления о признании незарегистрированного и неопубликованного в установленном порядке акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица противоречащим закону полностью или в части.
Указанному выводу корреспондируют разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" о том, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта (пункт 17).
Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, следует проверять, соблюдены ли порядок его опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством) и вступления в силу (пункт 20).
В данном случае судом было принято решение в пределах предоставленных прав.
В целом доводы и обстоятельства, на которые указывается в апелляционной жалобе, повторяют правовую и процессуальную позицию заинтересованного лица в суде первой инстанции и уже являлись предметом судебного рассмотрения, получив правильную по существу оценку, все выводы суда мотивированы в решении, оснований для переоценки исследованных по делу доказательств у судебной коллегии не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным и не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба заинтересованного лица не содержит указаний о допущенных судом нарушениях норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда, и судебной коллегией указанные основания установлены не были.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Камышловского городского суда Свердловской области от 05 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Думы муниципального образования "Камышловский муниципальный район" - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.Е.СОБОЛЕВА

Судьи
О.А.БЕЛЕВАНЦЕВА
Е.С.ШУМКОВ


------------------------------------------------------------------