Постановление Администрации Верхнесалдинского городского округа от 30.05.2014 N 1825 "Об утверждении Положения о социологическом опросе уровня восприятия коррупции в Верхнесалдинском городском округе"



АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2014 г. № 1825

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ОПРОСЕ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ
В ВЕРХНЕСАЛДИНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ

В целях реализации Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указа Президента РФ от 11 апреля 2014 года № 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы", Закона Свердловской области от 20 февраля 2009 года № 2-ОЗ "О противодействии коррупции в Свердловской области" и во исполнение пункта 4 Указа Губернатора Свердловской области от 3 ноября 2010 года № 970-УГ "О социологическом опросе уровня восприятия коррупции в Свердловской области" постановляю:
1. Утвердить Положение о социологическом опросе уровня восприятия коррупции в Верхнесалдинском городском округе (прилагается).
2. Официально опубликовать настоящее Постановление и разместить на официальном сайте Верхнесалдинского городского округа.

Глава администрации
Верхнесалдинского городского округа
И.В.ОЛЕНЕВ





ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ОПРОСЕ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ
В ВЕРХНЕСАЛДИНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления социологического опроса уровня восприятия коррупции в Верхнесалдинском городском округе (далее - социологический опрос), в том числе индексы восприятия коррупции, порядок обработки данных социологического опроса и результатов проведенного исследования.
2. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:
1) коррупционная ситуация - возможность не предусмотренного законом принятия лично или через посредников имущественных благ и преимуществ должностными лицами с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а также подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ;
2) коррупционная сделка - действие, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, имеющее признаки коррупции.
3. Социологический опрос в целях сбора данных для расчета индекса восприятия бытовой коррупции проводится юридическими и физическими лицами, осуществляющими научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук, за счет средств местного бюджета, выделенных на выполнение соответствующих мероприятий муниципальной программы "Реализация и развитие муниципального управления в Верхнесалдинском городском округе" на текущий год.
Расчет индекса восприятия деловой коррупции производится на основе данных, содержащихся в информации, предоставляемой некоммерческими, в том числе общественными, организациями предпринимателей, по результатам проведенного ими социологического опроса.
Руководители органов местного самоуправления Верхнесалдинского городского округа и муниципальных учреждений Верхнесалдинского городского округа организуют проведение социологического опроса в целях сбора данных для расчета индекса восприятия внутренней коррупции в соответствующем органе местного самоуправления или учреждении.
4. Социологический опрос проводится в виде анкетирования с использованием следующих типовых наборов анкет:
1) для опроса населения и сбора данных для расчета индекса восприятия бытовой коррупции - по форме согласно приложению № 1 (не приводится) к настоящему Положению;
2) для опроса предпринимателей и сбора данных для расчета индекса восприятия деловой коррупции - по форме согласно приложению № 2 (не приводится) к настоящему Положению;
3) для опроса сотрудников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Верхнесалдинского городского округа и сбора данных для расчета индекса восприятия внутренней коррупции - по форме согласно приложению № 3 (не приводится) к настоящему Положению.
Типовая анкета включает общие данные, количественные и качественные показатели и соответствующие варианты ответов.
5. В начале проведения анкетирования заполняются анкеты с общими данными, затем - с количественными и качественными показателями.
6. На основе количественных и качественных показателей осуществляется расчет соответствующего индекса восприятия коррупции.
Общие данные и качественные показатели учитываются при подготовке и корректировке плана мероприятий по противодействию коррупции в Верхнесалдинском городском округе.
7. Перед проведением анкетирования опрашиваемому лицу разъясняется, что:
1) коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
2) проводимое исследование нацелено на изучение причин, условий, факторов, которые способствуют возникновению коррупционных отношений между населением и представителями органов власти;
3) полученные в ходе социологического опроса данные не подлежат разглашению третьим лицам организациями, осуществляющими исследование.

2. ИНДЕКСЫ ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ

8. По результатам социологического опроса рассчитываются следующие индексы восприятия коррупции:
1) индекс восприятия бытовой коррупции;
2) индекс восприятия деловой коррупции;
3) индекс восприятия внутренней коррупции;
4) общий индекс восприятия коррупции в Верхнесалдинском городском округе.
9. Типовая анкета для опроса населения и сбора данных для расчета индекса восприятия бытовой коррупции включает в себя следующие общие данные:
1) пол респондента (отметить, не спрашивая);
2) возраст (полных лет);
3) семейное положение;
4) дети;
5) место проживания;
6) вид деятельности, социальное положение;
7) материальное положение;
8) уровень дохода (в расчете на одного человека за предыдущий месяц);
9) образование.
10. Типовая анкета для опроса населения и сбора данных для расчета индекса восприятия бытовой коррупции включает в себя следующие количественные показатели:
1) оценка охвата коррупции;
2) оценка готовности к коррупции;
3) оценка коррупционного риска (среднее количество коррупционных ситуаций в течение определенного периода времени);
4) оценка интенсивности совершения коррупционных сделок с распределением по государственным и муниципальным органам, учреждениям и организациям;
5) среднее количество коррупционных сделок за год, заключенных со стороны гражданина, с учетом того, что цель сделки была достигнута;
6) оценка среднегодового размера коррупционных сделок со стороны гражданина с распределением по государственным и муниципальным органам, учреждениям и организациям;
7) оценка среднего размера коррупционных сделок за год.
Количественный показатель индекса восприятия бытовой коррупции "оценка среднегодового размера коррупционных сделок со стороны гражданина с распределением по государственным и муниципальным органам, учреждениям и организациям" отражает общий размер потраченной со стороны гражданина суммы в денежном выражении за один год и рассчитывается как произведение данных по количественному показателю, указанному в подпункте 7 части первой настоящего пункта, и данных по количественному показателю, указанному в подпункте 4 части первой настоящего пункта.
Общий количественный показатель индекса восприятия бытовой коррупции "коэффициент охвата коррупции" рассчитывается как отношение суммарных данных по количественному показателю, указанному в подпункте 1 части первой настоящего пункта, и общего числа опрошенных лиц.
Общий количественный показатель индекса восприятия бытовой коррупции "коэффициент готовности к коррупции" рассчитывается как отношение суммарных данных по количественному показателю, указанному в подпункте 2 части первой настоящего пункта, и общего числа опрошенных лиц.
11. Типовая анкета для опроса населения и сбора данных для расчета индекса восприятия бытовой коррупции включает в себя следующие качественные показатели:
1) оценка уровня коррупции в государственных и муниципальных органах, учреждениях и организациях;
2) оценка динамики коррупции за год;
3) оценка эффективности антикоррупционных мер;
4) меры, способные в наибольшей степени повлиять на снижение уровня коррупции в Верхнесалдинском городском округе;
5) распределение коррупционной инициативы;
6) наиболее часто встречающиеся коррупционные ситуации;
7) оценка регламентации действий сотрудников государственных и муниципальных органов;
8) уровень информационной открытости государственных органов и органов местного самоуправления.
12. Типовая анкета для опроса предпринимателей и сбора данных для расчета индекса восприятия деловой коррупции включает в себя следующие общие данные:
1) вид хозяйствующего субъекта;
2) категория хозяйствующего субъекта;
3) виды деятельности;
4) объем годового оборота;
5) численность работников;
6) взаимодействие с федеральными государственными органами и учреждениями за год;
7) взаимодействие с областными государственными органами и учреждениями, муниципальными органами и учреждениями, за год.
13. Типовая анкета для опроса предпринимателей и сбора данных для расчета индекса восприятия деловой коррупции включает в себя следующие количественные показатели:
1) оценка охвата коррупции;
2) коэффициент знаний о коррупционной практике;
3) оценка готовности к коррупции;
4) способы коррупционных сделок;
5) оценка интенсивности коррупции с распределением по государственным и муниципальным органам;
6) оценка среднего размера коррупционной сделки;
7) оценка среднегодового размера коррупционных сделок;
8) оценка среднегодового размера коррупционных сделок с распределением по государственным и муниципальным органам;
9) интенсивность решения типовых проблем при взаимодействии с государственными органами путем совершения коррупционных сделок.
Количественный показатель индекса восприятия деловой коррупции "оценка годового объема коррупционных сделок" рассчитывается как произведение данных по количественному показателю, указанному в подпункте 7 части первой настоящего пункта, и данных по количественному показателю, указанному в подпункте 3 части первой настоящего пункта.
Количественный показатель индекса восприятия деловой коррупции "оценка средней доли размера коррупционных сделок в годовом обороте предприятия" рассчитывается как отношение данных по количественному показателю, указанному в подпункте 7 части первой настоящего пункта, к общим данным, указанным в подпункте 4 пункта 12 настоящего Положения.
Количественный показатель индекса восприятия деловой коррупции "среднее количество коррупционных сделок за год, заключенных предпринимателем, с учетом того, что цель сделки была достигнута" рассчитывается как отношение произведения суммы общих данных, указанных в подпунктах 6 и 7 пункта 12 настоящего Положения, и данных по количественному показателю, указанному в подпункте 5 части первой настоящего пункта, к данным по количественному показателю, указанному в подпункте 3 части первой настоящего пункта.
Количественный показатель индекса восприятия деловой коррупции "оценка среднегодового размера коррупционных сделок со стороны предпринимателя" отражает общий размер потраченной предпринимателем (организацией) суммы в денежном выражении за один год и рассчитывается как произведение данных по количественному показателю, указанному в подпункте 6 части первой настоящего пункта, и данных по количественному показателю, указанному в подпункте 5 части первой настоящего пункта.
14. Типовая анкета для опроса предпринимателей и сбора данных для расчета индекса восприятия деловой коррупции включает в себя следующие качественные показатели:
1) наиболее существенные препятствия для предпринимательской деятельности в Верхнесалдинском городском округе;
2) оценка динамики коррупции за год;
3) оценка эффективности антикоррупционных мер;
4) меры, способные в наибольшей степени повлиять на снижение коррупции в Верхнесалдинском городском округе;
5) оценка уровня коррупции в федеральных государственных органах;
6) оценка уровня коррупции в государственных органах и органах местного самоуправления в Верхнесалдинском городском округе;
7) оценка основных причин коррупции;
8) наличие определенных действий со стороны сотрудников государственных или муниципальных органов, затрудняющих осуществление предпринимательской деятельности;
9) оценка причин, по которым предприниматели совершают коррупционные сделки при взаимодействии с государственными и муниципальными органами;
10) уровень заинтересованности предпринимателей в решении вопросов с созданием коррупционной ситуации;
11) оценка информированности предпринимателей о возможности решения вопросов с созданием коррупционной ситуации;
12) оценка коррупционной инициативы;
13) оценка уровня регламентации действий сотрудников государственных и муниципальных органов.
15. Типовая анкета для опроса сотрудников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Верхнесалдинского городского округа и сбора данных для расчета индекса восприятия внутренней коррупции включает в себя следующие общие данные:
1) пол;
2) возраст (лет);
3) семейное положение;
4) место проживания;
5) место работы;
6) должность;
7) сфера деятельности;
8) уровень дохода;
9) образование.
16. Типовая анкета для опроса сотрудников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Верхнесалдинского городского округа и сбора данных для расчета индекса восприятия внутренней коррупции включает в себя следующие количественные показатели:
1) оценка охвата коррупции;
2) оценка готовности к коррупции;
3) оценка коррупционного риска как среднего количества коррупционных ситуаций в течение определенного периода времени;
4) оценка интенсивности совершения коррупционных сделок с распределением по органам местного самоуправления и учреждениям;
5) среднее количество коррупционных сделок за год, заключенных в органах местного самоуправления и учреждениях, с учетом того, что цель сделки была достигнута;
6) оценка среднегодового размера коррупционных сделок с распределением по органам местного самоуправления и учреждениям;
7) оценка уровня коррупции в государственных органах Верхнесалдинского городского округа;
8) оценка основных причин коррупции;
9) наличие определенных действий со стороны органов местного самоуправления и государственных органов, затрудняющих осуществление предпринимательской деятельности.

16. Количественный показатель индекса восприятия внутренней коррупции "оценка среднегодового размера коррупционных сделок со стороны сотрудника" отражает общий размер полученной сотрудником суммы в денежном выражении за один год и рассчитывается как произведение данных по количественному показателю, указанному в подпункте 6 части первой настоящего пункта, и данных по количественному показателю, указанному в подпункте 4 части первой настоящего пункта.
Количественный показатель индекса восприятия внутренней коррупции "оценка годового объема коррупционных сделок" отражает общую сумму коррупционных сделок в денежном выражении за один год и рассчитывается как произведение данных по количественному показателю, указанному в подпункте 7 части первой настоящего пункта, и данных по количественному показателю, указанному в подпункте 2 части первой настоящего пункта.
Количественный показатель индекса восприятия внутренней коррупции "оценка средней доли размера коррупционных сделок в объеме годового дохода опрашиваемого лица" рассчитывается как отношение данных по количественному показателю "оценка среднегодового размера коррупционных сделок со стороны сотрудника", указанному в части второй настоящего пункта, и общих данных, указанных в подпункте 8 пункта 15 настоящего Положения.
Общий количественный показатель индекса восприятия внутренней коррупции "коэффициент охвата коррупции" рассчитывается как отношение суммарных данных по количественному показателю, указанному в подпункте 1 части первой настоящего пункта, и общего числа опрошенных лиц.
Общий количественный показатель индекса восприятия внутренней коррупции "коэффициент готовности к коррупции" рассчитывается как отношение суммарных данных по количественному показателю, указанному в подпункте 2 части первой настоящего пункта, и общего числа опрошенных лиц.
17. Типовая анкета для опроса сотрудников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Верхнесалдинского городского округа и сбора данных для расчета индекса восприятия внутренней коррупции включает в себя следующие качественные показатели:
1) оценка степени регламентации действий сотрудников органов местного самоуправления Верхнесалдинского городского округа, муниципальных учреждений Верхнесалдинского городского округа;
2) способы и интенсивность взаимодействия с гражданами и организациями;
3) степень формальности взаимоотношений с гражданами и организациями при выполнении должностных обязанностей;
4) оценка специфики принятия решений;
5) оценка существования проблемы коррупции в органе местного самоуправления.
18. Общий индекс восприятия коррупции в Верхнесалдинском городском округе рассчитывается с использованием методики, определяемой уполномоченным органом по противодействию коррупции в Свердловской области.

3. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ДАННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА И
РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

19. Обработка результатов проведенного исследования и расчет индексов восприятия коррупции осуществляется юридическими и физическими лицами, осуществляющими научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук, которыми проводилось исследование на основе итоговых протоколов обработки данных социологического опроса.
20. Обработка данных социологического опроса заключается в арифметическом подсчете количества соответствующих вариантов ответов, содержащихся в заполненных опрошенными лицами анкетах.
Обработка данных по открытым вопросам анкет, предполагающим ответ в свободной форме, осуществляется путем группировки однотипных вариантов ответов и, соответственно, подсчета их количества.
21. Результаты обработки данных социологического опроса отражаются в итоговых протоколах обработки данных социологического опроса для расчета индекса восприятия бытовой коррупции, итоговых протоколах обработки данных социологического опроса для расчета индекса восприятия деловой коррупции и итоговых протоколах обработки данных социологического опроса для расчета индекса восприятия внутренней коррупции соответственно.
22. Подготовка итоговых протоколов обработки данных социологического опроса для расчета индекса восприятия бытовой коррупции, деловой коррупции и внутренней коррупции осуществляется юридическими и физическими лицами, осуществляющими научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук, которыми проводилось исследование.
23. На основе результатов проведенного исследования и расчета индексов восприятия коррупции секретарь комиссии по противодействию коррупции в Верхнесалдинском городском округе ежегодно, до 20 декабря текущего года, осуществляется подготовка информации об уровне коррупции в Верхнесалдинском городском округе, основных проблемных направлениях и эффективности принимаемых органами местного самоуправления мер по противодействию коррупции.
Информация, указанная в части первой настоящего пункта, представляется в комиссию по противодействию коррупции в Верхнесалдинском городском округе и размещается на официальном сайте Верхнесалдинского городского округа в сети Интернет.


------------------------------------------------------------------