Постановление Правительства Свердловской области от 11.06.2014 N 486-ПП "Об утверждении Стратегии патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2014 г. № 486-ПП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ГРАЖДАН В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

В соответствии с Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года № 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы", Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 № 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года", и в целях развития системы патриотического воспитания на территории Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Стратегию патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года (далее - Стратегия) (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, разработать и принять нормативные правовые акты по развитию патриотического воспитания с учетом положений Стратегии.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Свердловской области В.И. Романова.
4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".

Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.ПАСЛЕР





Утверждена
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 11 июня 2014 г. № 486-ПП

СТРАТЕГИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ
СТРАТЕГИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года отмечается, что консолидирующей базой нашей политики являются гражданская ответственность и патриотизм.
Одним из перспективных направлений реализации модернизационного сценария развития России является стимулирование и поддержка процессов формирования инновационных центров развития и воспроизводства человеческого капитала. Эффективным источником формирования центров в регионе, нацеленных на интеграцию новых идей, технологий и человеческого потенциала, является процесс патриотического воспитания граждан, который предполагает интеграцию, упорядочение и синхронизацию функционирования разобщенных субъектов образования, культуры, молодежной политики, гражданского общества.
Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года (далее - Стратегия) определяет цели, задачи, основные направления долгосрочного развития системы патриотического воспитания граждан, направления и формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, соответствующие современным условиям, опирающиеся на деятельность государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих организаций, образующих общественно-государственное партнерство, служит концептуальной основой для разработки и реализации государственных и муниципальных программ патриотической направленности.
Для того чтобы основой для реальных политических действий на различных уровнях гражданского общества стали гражданская ответственность и патриотизм, необходимо, чтобы их активными носителями стали молодые поколения россиян.
Основу любого патриотического воспитания составляют формирование и развитие у человека такого качества, как патриотизм, который определяется в Стратегии как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
Основное назначение Стратегии в развитии системы патриотического воспитания граждан в Свердловской области:
1) на основе исследований существующего образа патриотизма жителей выявить желаемый образ и условия его формирования через основные направления патриотического воспитания;
2) обозначить задачи и первоочередные меры воспитательного воздействия в свете тенденций развития общества, глобальных проектов и гражданских инициатив в Свердловской области;
3) обеспечить межведомственную координацию субъектов патриотического воспитания в едином целенаправленном воспитательном воздействии;
4) определить спектр и оптимальную очередность мероприятий и проектов по патриотическому воспитанию граждан.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Определение стратегических целей и задач патриотического воспитания опирается на следующие основные понятия:
1) патриотизм - на личностном уровне выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выраженная в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения по отношению к своей большой и малой родине, проявляющаяся в поступках и деятельности; на социальном уровне - как форма общественного сознания, позволяющая хранить историческую память, передавать конструктивный социальный опыт от поколения к поколению;
2) патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность семьи, общества, органов власти, учреждений, организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;
3) система патриотического воспитания - это совокупность субъектов и объектов патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс целенаправленно организуемых мероприятий по формированию патриотических чувств и патриотического сознания граждан Российской Федерации.
К субъектам патриотического воспитания относятся:
1) органы государственной власти;
2) органы местного самоуправления;
3) трудовые и воинские коллективы;
4) образовательные организации, учреждения культуры, спорта, по работе с молодежью и иные;
5) социально ориентированные некоммерческие организации;
6) национальные и религиозные организации;
7) средства массовой информации;
8) семья;
9) граждане Российской Федерации.

Глава 3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ

Федеральная правовая база по вопросам патриотического воспитания:
1) Закон Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества";
2) Федеральный закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России";
3) Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года № 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи";
4) Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года";
5) Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
6) Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания";
7) Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы";
8) Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 № 1760-р;
9) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;
10) Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 № 1757-р;
11) Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (Протокол от 21.05.2003 № 2(12)-П4)).
Областная правовая база по вопросам патриотического воспитания:

1) Закон Свердловской области от 29 ноября 2013 года № 113-ОЗ "О молодежи в Свердловской области";
2) Указ Губернатора Свердловской области от 11.03.1997 № 77 "О ежегодном проведении в Свердловской области месячника защитников Отечества";
3) Указ Губернатора Свердловской области от 27.07.2012 № 570-УГ "Об установлении знаменательной даты Свердловской области - Дня народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса в годы Великой Отечественной войны";
4) Указ Губернатора Свердловской области от 11.07.2013 № 361-УГ "О Координационном совете по патриотическому воспитанию граждан в Свердловской области";
5) Постановление Правительства Свердловской области от 27.08.2008 № 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года";
6) Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1268-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие культуры в Свердловской области до 2020 года";
7) Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1262-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года";
8) Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1332-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года".
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.10.2013 № 1229-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области" разрабатывается комплексная программа Свердловской области "Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2014 - 2016 годы".

Раздел 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 4. ПИЛОТНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ
ВОЗЗРЕНИЙ МОЛОДЕЖИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Основным индикатором состояния патриотизма и эффективности патриотического воспитания, значимости ценностей старших поколений является молодежь. Разработка Стратегии опирается на существующий образ патриотических воззрений молодежи Свердловской области, выявленный в ходе пилотного исследования, проведенного среди следующих целевых групп:
1) молодые люди в возрасте от 17 до 23 лет, обучающиеся в учреждениях профессионального образования;
2) молодые люди, работающие на крупных промышленных предприятиях, в возрасте от 18 до 30 лет.
Основные черты образа патриотизма молодежи, значимые для разработки Стратегии, выявленные в результате исследования:
1) по суммарной оценке различных видов исследования уровень патриотизма молодежи оценивается как низкий. Респондентам несвойственно руководствоваться патриотическими чувствами в принятии решений, планировании своей жизни. Патриотизм рассматривается как "сопутствующий", необязательный элемент культуры личности, он не престижен для молодежи. В представлении молодежи наиболее яркими носителями патриотических ценностей (более 85 процентов), воплощающими образ патриотов, являются ветераны войн, военнослужащие, учителя, пенсионеры. Себя молодые люди не ассоциируют с патриотами России: только 5 процентов ответивших считают, что молодежь относится к группе носителей патриотических ценностей;
2) оценка патриотизма как меры ответственности за свою Родину не характерна для молодежи. Ощущение причастности к происходящему в стране, регионе, городе проявили только 8 процентов опрошенных, однозначно "нет" ответили 36 процентов респондентов;
3) патриотические настроения молодежи сдерживает отсутствие эффективных механизмов выстраивания диалога между различными слоями общества, а также между государством и гражданским обществом;
4) само понятие патриотизм не дискредитировано в глазах молодежи (негативная и пассивная позиция только у 8 - 11 процентов по различным возрастным группам).
Это важный результат исследования, который означает, что при своевременной и правильно выстроенной работе по реализации Стратегии, обеспечивающей взаимодействие государства и общества, можно достичь позитивной динамики изменения образа патриотизма для значительной части молодежи, роста патриотических настроений.

Глава 5. СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Патриотическое воспитание граждан является приоритетно решаемой задачей. Реализовывалась областная целевая программа по патриотическому воспитанию граждан в Свердловской области на 2011 - 2015 годы.
В 2013 году в связи с изменением в законодательстве Российской Федерации мероприятия областной целевой программы по патриотическому воспитанию граждан в Свердловской области на 2011 - 2015 годы были включены в государственные программы Свердловской области по развитию культуры в Свердловской области до 2020 года, развитию системы образования в Свердловской области до 2020 года, развитию физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года.
Один из заместителей Председателя Правительства Свердловской области обеспечивает организацию деятельности Правительства Свердловской области по реализации единой государственной политики Российской Федерации в области патриотического воспитания граждан и в отношении российского казачества на территории Свердловской области.
В 2013 году создано государственное автономное учреждение Свердловской области "Региональный центр патриотического воспитания".
Обеспечено регулярное проведение заседаний областного Координационного совета по патриотическому воспитанию граждан.
Реализуется воспитательный потенциал системы образования по возрастным содержательным линиям патриотического воспитания:
военно-патриотическая линия - открытие центров патриотического воспитания и допризывной подготовки, оборудование стрелковых тиров в государственных образовательных организациях, открытие кадетских корпусов и классов, в том числе казачьих;
культурно-национальная линия - системная работа с негосударственными образовательными организациями и национально-культурными автономиями.
Более 10 лет активно действует один из первых в России Консультативный совет по делам национальностей, сохраняется и поддерживается межнациональный и межконфессиональный мир.
Активно участвуют в патриотическом воспитании граждан учреждения культуры. Разработана Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года.
Спортсмены Свердловской области участвуют в крупнейших всероссийских и международных соревнованиях, подобные соревнования проводятся на территории области. Активно развиваются около 150 видов спорта.
Все более важную роль в сохранении и развитии традиций патриотического воспитания молодежи играет казачество.
Организовано системное использование документов государственных и муниципальных архивов при проведении патриотических воспитательных мероприятий, отражающих вехи уральской истории.
Налажено сотрудничество органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями, представляющими традиционные конфессии.

Глава 6. СЛАБЫЕ СТОРОНЫ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В системе патриотического воспитания граждан преобладает военно-патриотическое направление, что не дает возможности в полной мере реализовать потенциал других направлений патриотического воспитания.
Сложившийся стереотип понятия "патриот", как преимущественно тот, кто через самопожертвование проявляет свою любовь к Отечеству, не является привлекательным, особенно для молодежи. Это связано с тем, что у молодых людей образ патриота ассоциируется в первую очередь с ветеранами войн, уровень социальной поддержки которых со стороны государства и степень уважения в обществе не в полной мере соответствуют их заслугам и вкладу в развитие страны, региона.
В существующих патриотических воззрениях молодежи практически полностью отсутствуют ценности экономического патриотизма, что не позволяет организовать целенаправленное воспитательное воздействие на патриотическую активность молодых людей в глобальных процессах социально-экономического развития, согласованных с формированием нового инвестиционного имиджа Свердловской области на российском и международном уровнях.
В патриотическом воспитании молодого поколения утрачены ценности рабочей культуры, рабочего образования, трудового служения, исторически восходящие к труженикам тыла во время Великой Отечественной войны.
Ослабла связь системы патриотического воспитания с локальными системами воспитательной работы в образовательных организациях.
В организационном плане не в каждом муниципальном образовании определены должностные лица и управленческие структуры для координации всей многоплановой работы по патриотическому воспитанию, которая в результате проводится стихийно, бессистемно, без информационно-методической и консультативной поддержки региональных структур.

Глава 7. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Свердловская область имеет серьезный потенциал развития системы патриотического воспитания граждан, которая содержит сформированный образ "опорного края державы", промышленного и образовательного центра, культивирующийся и укоренившийся в общественном сознании граждан.
Активно развивается историко-туристический потенциал области.
Существуют устойчивые традиции национально-культурного взаимодействия, межнационального и межконфессионального согласия.
Функционирует развитая сеть некоммерческих организаций, особенно ветеранских и молодежных, участвующих в работе по патриотическому воспитанию.
В области находятся 18 образовательных организаций высшего профессионального образования, 104 - среднего профессионального образования, 1095 - общего образования, в том числе 7 кадетских образовательных организаций, из них 3 кадетских корпуса, 176 кадетских классов, в том числе 33 казачьих, 19 кадетских клубов (таблицы 1 и 2):

Таблица 1

СВЕДЕНИЯ О СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ЧИСЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ,
ЗАНИМАВШИХСЯ В НИХ В 2013 ГОДУ

Тип организаций
Число организаций
Численность обучающихся (человек)
всего
город
село
всего
город
село
Центры
93
81
12
133327
119040
14287
Дворцы
4
4
0
15359
15319
40
Дома
31
25
6
38448
34253
4195
Станции
14
14
0
13647
13647
0
Школы
174
142
32
51991
48022
3969
Спортивные школы
121
113
8
82733
71343
11390
Спортивные школы олимпийского резерва
23
23
0
17718
17718
0
Спортивно-адаптивные школы
3
3
0
630
630
0
Всего
463
405
58
353853
319972
33881

Таблица 2

СЕТЬ ПРОФИЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Тип организаций
Число объединений
В том числе объединения по направлениям
всего
город
село
техническое творчество
спортивно-технические виды спорта
эколого-биологическое направление
туристско-краеведческое направление
спортивное направление
художественное творчество
культурологическое направление
другие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Всего
15954
14214
1740
874
273
673
563
4187
6896
612
1876
в том числе центры
6248
5540
708
366
61
293
284
828
2731
410
1275
дворцы
1024
1021
3
77
22
29
18
97
518
87
176
дома
2155
1832
323
154
55
54
68
209
1187
99
329
станции
1017
1017
0
277
55
297
189
36
116
16
31
школы
2395
2143
252
0
0
0
0
0
2344
0
51
спортивные школы
2659
2205
454
0
80
0
4
2565
0
0
10
спортшколы олимпийского резерва
420
420
0
0
0
0
0
420
0
0
0
спортивно-адаптивные школы
36
36
0
0
0
0
0
32
0
0
4

В образовательных организациях общего и профессионального образования действует 591 паспортизированный музей (таблица 3):

Таблица 3

СЕТЬ МУЗЕЕВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Показатель
Учебный год
2008/2009
2009/2010
2010/2011
2011/2012
2012/2013
2013/2014
Количество музеев
521
531
562
576
577
591
Вновь открылись
26
10
31
14
1
14

Доля детей, охваченных системой дополнительного образования, в настоящее время составляет 72 процента - 53853 ребенка (в 2011 году - 201935, в 2012 году - 194048).
Зарегистрирована 221 образовательная организация дополнительного образования детей, в том числе 75 центров, 7 дворцов, 31 дом детского творчества, 14 станций, 28 школ, 60 спортивных школ, 4 спортивные школы олимпийского резерва, 2 спортивно-адаптивные школы.
В сфере культуры действуют 109 государственных и муниципальных музеев, областной фильмофонд, 7 государственных и муниципальных концертных организаций, 30 профессиональных театров, 906 общедоступных библиотек, 880 культурно-досуговых учреждений, 8 средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства, 173 детские школы искусств.
Создано 135 военно-патриотических, военно-спортивных и историко-патриотических клубов, 62 поисковых отряда и архивные группы. В составе Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Свердловской области более 60 образовательных организаций, спортивно-технических, спортивных и авиационных организаций.
На территории области зарегистрированы 49 казачьих обществ, 12 региональных и местных общественных казачьих объединений, представители региональных структур общероссийских общественных казачьих объединений.

Глава 8. УГРОЗЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Необходимо отметить следующие угрозы:
1) отсутствие у многих людей осознанной позиции гражданина-патриота, открытость сознания молодого поколения для влияния современных разрушительных информационных факторов;
2) усиление позиции Свердловской области как производителя человеческого капитала для других регионов страны и развитых зарубежных государств, нарастание устойчивых настроений молодежи на отъезд со своей малой родины;
3) формирование культурного комплекса второсортности и провинциальности с позиции "центр-периферия". Более высокий уровень жизни в Екатеринбурге по отношению к другим территориям в области порождает желание молодежи после получения высшего образования не возвращаться на малую родину;
4) расслоение общества, несоответствие между материальной обеспеченностью и духовно-нравственным развитием различных социально-демографических групп;
5) сохранение очагов социального напряжения и уличной преступности.

Раздел 3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Глава 9. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Стратегия как плановый документ определяет долгосрочные и среднесрочные цели, задачи и ожидаемые результаты деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления совместно с представителями науки, образования, культуры, общественности по возрождению, сохранению и развитию патриотизма граждан в современных условиях развития страны и малой родины.
Миссия Свердловской области как малой родины в формировании и развитии патриотизма граждан заключается в создании условий для жизни, способствующих развитию чувства гордости, защищенности, перспектив личного развития, созданию семьи, рождению и воспитанию детей, выбору пути профессионального развития, формированию ощущения сопричастности глобальным процессам развития и желания в них участвовать, готовности защищать свою страну и малую родину, выполнять долг военного и трудового служения.
Миссия граждан в Свердловской области как действующей силы политических, экономических, гражданских и других инициатив области на российском и международном уровнях заключается в честном и конструктивном принятии ценностей защиты и развития своей малой родины, своей страны через выполнение долга военного и трудового служения, в формировании у себя, своей семьи и близких людей ценностей успешного профессионального роста, трудовой деятельности во имя продвижения своей малой родины на высокие позиции на общероссийском и международном уровнях.
Целями патриотического воспитания являются:
1) консолидация усилий субъектов патриотического воспитания в формировании нового образа патриотизма граждан, сочетающего традиционные ценности принадлежности к культурно-историческим корням своего народа, своей семьи, готовности к военному и трудовому служению со стремлением развивать себя и свою малую родину, принятием позитивных ценностей общемирового развития, нацеленностью на продвижение своей малой родины на высокие общероссийские и мировые позиции;
2) организационно-методическое обеспечение нового этапа развития системы патриотического воспитания через определение приоритетных и первоочередных мероприятий в связи с глобальными политическими, экономическими инициативами Свердловской области.
К задачам патриотического воспитания относятся:
1) формирование нового патриотического имиджа жителя области, опирающегося на сохранение и развитие исторических традиций патриотизма с прогрессивными направлениями формирования патриотических ценностей во взаимодействии с мировой культурой;
2) создание условий для участия молодежи в общественной, политической и культурной жизни, в деятельности общественных объединений; поддержка молодежных инициатив, способствующих реализации приоритетных направлений социально-экономического развития области;
3) развитие военно-патриотического направления воспитания граждан на основе интеграции долга военного служения, традиционных духовно-нравственных ценностей, традиций казачества;
4) развитие историко-патриотического направления воспитания граждан на основе актуализации ценности культурно-краеведческих знаний, формирования умения их передачи и обмена в межкультурном взаимодействии и диалоге;
5) формирование и развитие экономико-патриотического направления воспитания граждан на основе расширения системы профессионального образования, изучения новых экономических ценностей сохранения и развития своей малой родины, ее продвижения в мировом экономическом сообществе;
6) развитие гражданских направлений патриотического воспитания на основе создания условий для укрепления гражданского самосознания, осознания своей субъективной роли в построении гражданского общества, в продвижении уникальных ценностей своей малой родины;
7) развитие инфраструктуры государственных, муниципальных и общественно-государственных учреждений для организации патриотического воспитания молодежи, реализации инновационных программ патриотического воспитания.

Глава 10. НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Направления патриотического воспитания представляют собой систему взаимосвязанных мер, реализуемых в сфере патриотического воспитания соответствующими исполнителями. К направлениям патриотического воспитания относятся:
1) историко-патриотическое воспитание;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) военно-патриотическое воспитание;
4) культурно-патриотическое воспитание;
5) спортивно-патриотическое воспитание;
6) социально-патриотическое воспитание;
7) экономико-патриотическое воспитание.

Параграф 1. Историко-патриотическое воспитание

Основой историко-патриотического воспитания является сложившийся культурно-исторический облик Свердловской области, поддержание и развитие которого должно стать общим делом, проявлением патриотизма и гражданской ответственности всех жителей области. Социальная и трудовая активность граждан, возрождение и развитие духовности, социально-экономическая стабильность - основные слагаемые развития и процветания Свердловской области.
К основным задачам историко-патриотического воспитания относятся:
1) социально-культурное самоопределение граждан на основе исторических корней своей малой родины;
2) освоение гражданами истории, обычаев, культурных традиций народов России, изучение и сохранение истории своей семьи, улицы, города, родного края;
3) формирование мотивов и умений представлять историю своего края гостям, представителям других регионов и стран.
Первоочередными мерами историко-патриотического воспитания являются:
1) привлечение граждан к участию в сохранении и охране памятников истории и культуры, в представлении родного края и его истории гостям Свердловской области;
2) развитие практики создания теле- и радиопередач, посвященных истории и культуре Среднего Урала, видеофильмов и видеороликов о родном крае и его жителях, организация их коллективного просмотра;
3) развитие перспективных туристско-рекреационных зон, туристических краеведческих программ и проектов;
4) развитие школьных и студенческих научных обществ, в том числе с международным участием, стимулирование исследовательских проектов по истории семьи, города, деревни, жизни и деятельности выдающихся земляков;
5) проведение творческих конкурсов по истории и культуре Урала и России;
6) обеспечение участия государственных и муниципальных архивов в проведении мероприятий и реализации проектов патриотической направленности;
7) издание справочников, фотоальбомов, указателей историко-краеведческой направленности.
Ожидаемые результаты историко-патриотического воспитания:
1) переход от пассивных выставок книг, музейных экспонатов, документов архивов к активным театрализованным постановкам, экскурсиям, способствующим привлечению туристов, молодежи;
2) визуализация культурного наследия и культурных событий, выход на историческую реконструкцию различных исторических эпох;
3) активизация внимания к истории жизни и быта народов;
4) формирование у граждан понимания и мотивации на изучение и презентацию истории и культуры малой родины.

Параграф 2. Гражданско-патриотическое воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание основывается на формировании у граждан позитивной модели патриотического поведения "Я - радушный хозяин, я принимаю гостей со всего мира", опирающейся на развитие личности гражданина-патриота, и предполагает развитие у граждан отношения к частной собственности, к объектам культуры и природы не только как к определенному уровню материального благополучия, но и как к источнику качественно иной ответственности, возлагаемой правовыми нормами и внутренними моральными установками.
К основным задачам гражданско-патриотического воспитания относятся:
1) воспитание граждан в духе уважения Конституции Российской Федерации, законности, норм общественной жизни;
2) привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов Российской Федерации и Свердловской области, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
3) формирование нового патриотического типа гражданского поведения, склонного к позитивным реакциям, доверительному сотрудническому отношению в рамках культуры гражданского участия;
4) формирование мотивов, целей и задач, ценностной ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, необходимости профессионального роста и установки на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности.
Первоочередными мерами гражданско-патриотического воспитания являются:
1) создание условий для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
2) создание условий для обеспечения реализации конституционных прав и обязанностей человека, гражданского, профессионального и воинского долга;
3) привлечение жителей, прежде всего молодых людей, к сохранению и обустройству природных парков, лесов, родников, экологических троп;
4) проведение фестивалей, праздников межнационального общения.
Ожидаемые результаты гражданско-патриотического воспитания:
1) проявление у граждан правовой грамотности и гражданской ответственности, стремления развивать себя и свою малую родину;
2) сформированность конструктивно настроенного гражданско-патриотического общества;
3) преобладание активного позитивного мнения о значимости происходящих в области экономических, политических, спортивных, культурных и других событий.

Параграф 3. Военно-патриотическое воспитание

Военно-патриотическое воспитание осуществляется с учетом особенностей Уральского региона, его культуры, истории, традиций и тенденций развития Свердловской области как части России, психолого-возрастного подхода.
Активно участвуют в военно-патриотическом воспитании молодежи Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Свердловской области, ветеранские и молодежные объединения, казачьи организации, военно-патриотические и военно-спортивные клубы, органы военного управления.
На базе областного сборного пункта создан Центр подготовки и призыва на военную службу имени Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова - обособленное структурное подразделение Регионального центра патриотического воспитания.
В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 10.12.2012 № 922-УГ образован Совет по развитию шефских связей с воинскими частями (кораблями).
Увеличивается количество некоммерческих организаций - участников конкурса на получение грантов Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области на реализацию проектов, направленных на развитие военно-патриотического воспитания.
К основным задачам военно-патриотического воспитания относятся:
1) утверждение в сознании граждан патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к военному прошлому России, к воинским традициям и ритуалам, к государственной военной службе;
2) формирование у гражданина ответственного отношения к деятельности, связанной со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.
Первоочередными мерами военно-патриотического воспитания являются:
1) изучение военной истории России, вклада Среднего Урала в укрепление обороноспособности российского государства, изучение военной политики Российской Федерации, основных положений Стратегии национальной безопасности и военной доктрины, места и роли военной организации государства;
2) внедрение системы мер по воспитанию на воинских традициях России, духовных ценностях, нравственных установках и обычаях, связанных с выполнением служебных обязанностей, организацией военной и других видов государственной службы;
3) создание эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у граждан верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению воинского долга и служебных обязанностей.
Ожидаемые результаты военно-патриотического воспитания:
1) формирование в сознании граждан конструктивных мнений и позитивных образов, эмоциональных отношений к военной службе как необходимой части жизненного опыта мужчины, дающего возможность полноценного раскрытия личности;
2) формирование гордости за сопричастность к деяниям старших поколений защитников Отечества, исторической ответственности за выполнение конституционного долга.

Параграф 4. Культурно-патриотическое воспитание

Культурно-патриотическое направление воспитания граждан основывается на богатом культурном потенциале Урала и направлено на то, чтобы поддержание и развитие культурного наследия стало общим делом всех жителей области, проявлением их патриотизма и гражданской ответственности.
К основным задачам культурно-патриотического воспитания относятся:
1) формирование у граждан стремления к знаниям о богатейших культурных традициях России и Свердловской области, к осознанию единства и одновременно многообразия и преемственности культурных традиций, их безусловной ценности для развития современной культурной и общественно-государственной жизни;
2) восстановление в сознании граждан связи с тысячелетним духовно-историческим бытием культуры в России, преодоление разрыва в исторической памяти и национальном самосознании, обеспечение защиты личности от сект и культов, оказывающих разрушительное влияние на духовное развитие и физическое здоровье человека.
Первоочередными мерами культурно-патриотического воспитания являются:
1) поддержка деятельности национально-культурных организаций, структур, сохраняющих культурные традиции уральских мастеров;
2) музеефикация историко-культурного и индустриального наследия, в том числе создание и обновление музеев и туристско-музейных центров, интерактивных экспозиций;
3) развитие краеведческих, генеалогических кружков, создание и развитие музеев в образовательных организациях общего и дополнительного образования;
4) развитие культурно-просветительской работы среди населения, активизация процессов общения жителей области с учеными, литераторами, деятелями искусств, в том числе посредством средств массовой информации.
Ожидаемые результаты культурно-патриотического воспитания:
1) развитие у граждан гордости за богатейшую, высоко духовную культуру и историческое прошлое большой и малой родины, формирование оптимистических настроений относительно перспектив развития России и творческих созидательных возможностей российского народа;
2) формирование представительского поведения граждан при общении с представителями других регионов России и зарубежных государств.

Параграф 5. Спортивно-патриотическое воспитание

Основой развития спортивно-патриотического воспитания является функционирование на территории области более 8400 спортивных сооружений различного типа, большая интенсивность проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, в том числе российского и международного уровней. Свердловская область на протяжении десятков лет является командообразующим регионом в спортивной жизни России.
К основным задачам спортивно-патриотического воспитания относятся:
1) формирование позитивного отношения к ценности здоровья, развитие массовой физической культуры и спорта;
2) повышение уровня патриотизма спортсменов и участников спортивных мероприятий всех уровней, использование спортивных достижений в интересах патриотического воспитания граждан.
Первоочередными мерами спортивно-патриотического воспитания являются:
1) разработка и реализация социальных программ, направленных на формирование здорового образа жизни, обустройство дворов и площадок образовательных организаций для занятий массовым спортом, открытие спортивных клубов по месту жительства;
2) организация и проведение спортивно-оздоровительных праздников для населения, фестивалей детского спорта, спортивных игр и соревнований;
3) организация общественного обсуждения проблем спорта и здоровья;
4) разработка и реализация системы мер, направленных на профилактику вредных привычек, охрану репродуктивного здоровья.
Ожидаемые результаты спортивно-патриотического воспитания:
1) внедрение патриотических ценностей и установок в систему общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, их дальнейшее закрепление и развитие;
2) формирование сообщества болельщиков-патриотов как социальной общности, формирующей положительное отношение к занятиям спортом, желание участвовать в спортивных соревнованиях, цивилизованно поддерживать свои спортивные команды, представляющие Россию, Свердловскую область.

Параграф 6. Социально-патриотическое воспитание

Социально-патриотическое воспитание основывается на многообразии социальных групп на территории области, взаимном уважении представителей разных народов, поколений, вероисповедования, обеспечении комфортных условий жизни людей.
В области живут представители более 140 народов, действуют свыше 650 религиозных организаций, представляющих практически все мировые конфессии.
Ежегодно проводится областной праздник - День народов Среднего Урала, фестивали и праздники национальных культур.
Более четверти населения области - пенсионеры. Реализуются государственные программы в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, образования и культуры, экологии, строительства жилья, повышения безопасности граждан.
Область является перспективным регионом для молодых людей. Ведется активное строительство перинатальных центров, детских садов, поддерживаются образовательные организации.
К основным задачам социально-патриотического воспитания относятся:
1) формирование духовно богатого, социально активного гражданина-патриота, социально адаптированного и социально защищенного в современной социокультурной ситуации, знающего историю и культуру родного края, сочетающего в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность;
2) снижение уровня правонарушений, вредных привычек, асоциального поведения граждан.
Первоочередными мерами социально-патриотического воспитания являются:
1) организация и развитие движений социальной направленности;
2) проведение благотворительных акций с привлечением широкого круга участников (концерты, выставки с перечислением средств в фонд нуждающихся, сбор вещей для малоимущих семей и иные благотворительные акции);
3) пропаганда русского языка как общепризнанного языка межнационального общения, формирование культуры речи;
4) организация праздников, тематических мероприятий, культивирующих сохранение и развитие семейных традиций, поддержку многодетных семей, дружбу народов, неразрывную связь поколений.
Ожидаемые результаты социально-патриотического воспитания:
1) сформированность социально активного типа поведения граждан, склонных к позитивным реакциям, доверительному сотрудническому отношению к другим людям, активному заинтересованному участию в общественной жизни, в социально-экономическом развитии предприятия, муниципального образования, в целом Свердловской области;
2) снижение рисков агрессивного асоциального поведения, повышение уровня взаимной социальной заботы и внимания граждан, развитие форм социального участия в различных сферах жизни.

Параграф 7. Экономико-патриотическое воспитание

Экономический патриотизм - это осознание, основанное на личных убеждениях, отношении любого человека (особенно молодого человека) к окружающей реальности, в основе которого лежит стремление к защите и продвижению экономических интересов своего Отечества, малой родины, а также поведение личности, соответствующее этому отношению.
Экономико-патриотическое воспитание является одним из важнейших ресурсов и направлений работы по консолидации сил общества в деле противостояния угрозам глобализации, преодоления ее последствий и использования возможностей, возникающих в ходе этого процесса. Оно складывается из убеждений, принципов, навыков, традиций, обычаев, основанных на экономических знаниях и культуре человека, выражается в поведенческих, эмоциональных, деятельностных характеристиках человека, необходимых для целенаправленного бытия и эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизни в современных условиях.
К основным задачам экономико-патриотического воспитания относятся:
1) воспитание граждан, способных правильно понимать происходящие социально-экономические процессы, выполнять экономические функции (потребителя, работника, соискателя рабочего места, собственника, налогоплательщика, вкладчика, предпринимателя) на основе патриотического отношения к России, к своей малой родине и осознания своего вклада в упрочение их экономических позиций;
2) воспитание экономически значимых качеств личности: трудолюбия, экономности, инициативности, организованности и иных качеств. Включение в экономическую деятельность (трудовую, природоохранную, организаторскую и иную деятельность), позволяющую актуализировать и закрепить экономическую позицию нравственно-ценного экономического поведения в отношении малой родины.
Первоочередными мерами экономико-патриотического воспитания являются:
1) использование образовательных организаций профессионального образования как основных площадок для воспитания молодого поколения;
2) активизация работы в трудовых коллективах по возрождению конкурсов профессионального мастерства, развитию и укреплению трудовых династий;
3) возрождение патриотических традиций трудовой культуры уральских мастеров, формирование авторитета уральского рабочего. Взаимодействие системы профессионального образования, работодателей, молодежных организаций, средств массовой информации;
4) создание центров прикладных квалификаций на основе современных видов технологий и оборудования;
5) обеспечение конструктивной связи образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования с работодателями;
6) проведение в образовательных организациях профессионального образования мониторинга развития способностей обучающихся и их мотивации к поиску работы и созданию собственного бизнеса, создание "портфеля достижений" и стимулирование профессиональной деятельности обучающихся;
7) реализация краткосрочных программ подготовки молодежи для открытия и развития собственного малого бизнеса;
8) использование возможностей промышленного туризма для формирования у подрастающего поколения таких личностных качеств, как духовность, самосознание, самодисциплина, самореализация и приобретение новых знаний и практического опыта;
9) привлечение членов казачьих обществ к выполнению обязанностей государственной и иной службы на основе действующего законодательства.
Ожидаемые результаты экономико-патриотического воспитания:
1) формирование поведения уральца - труженика, которому присущи (наряду с высоким общеобразовательным уровнем, широкими политехническими знаниями и профессиональным мастерством) сознательное, творческое отношение к труду, забота об общих результатах производства, активное участие в управлении общественным производством;
2) развитие экономического мышления граждан, формирование общественной активности, предприимчивости, инициативности, ответственности, бережного и честного отношения к общественному достоянию, к результатам и качеству труда, технологическому обновлению, личному успеху и благополучию.

Раздел 4. СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз Свердловской области, существующих патриотических воззрений молодежи позволяет прогнозировать сценарии развития системы патриотического воспитания.
Целесообразно выделить три преемственных стратегических сценария, которые не могут быть строго альтернативными, так как система патриотического воспитания является особым объектом стратегического планирования. В отношении патриотического воспитания, связанного с привитием гражданам духовных ценностей и нравственных установок, сохранением опыта, традиций разных поколений людей, радикальные изменения стратегического сценария недопустимы. Каждый из сценариев в той или иной степени предполагает комплексное развитие всех направлений патриотического воспитания.
Различие в сценариях, обусловленное внешними изменениями, рисками и угрозами, связано с усилением определенных выделенных направлений, увеличением количества стратегических мероприятий, действий в них. Такой подход позволяет достаточно оперативно корректировать стратегический курс развития системы патриотического воспитания без потери общей положительной динамики. На 2014 год действующим сценарием развития является преобладание направления военно-патриотического воспитания, продиктованное сложившимися культурно-историческими традициями. Базовым сценарием развития является переход к усилению экономического направления патриотического воспитания, соответствующего актуальным экономико-технологическим вызовам России в современном мире.
Построение и реализация сценариев развития системы патриотического воспитания предполагают ряд стратегических ходов - емкого управленческого действия/взаимодействия, координирующего и оптимизирующего усилия субъектов патриотического воспитания, использующего необходимые ресурсы для достижения интегрированного (комплексного) результата.

Глава 11. СЦЕНАРИЙ 1

По первому сценарию развивалась система патриотического воспитания в период разработки Стратегии. Он предполагает определение военно-патриотического и культурно-патриотического направлений как приоритетных, нацеленных на преодоление негативных тенденций в отношении молодых людей к военной службе. Данное обстоятельство вызвано объективными причинами, связанными с необходимостью замещения негативных установок, сформировавшихся в кризисные периоды развития России и Свердловской области, позитивными и конструктивными патриотическими ценностями военного долга в сознании молодых людей. Это центральная стратегическая линия развития системы патриотического воспитания по первому сценарию.
Реализация сценария предполагает стратегический ход активизации и усиления акцентов военно-патриотического воспитания граждан, подготовки молодежи к военной службе. Его основное назначение - замещение негативного отношения к военной службе конструктивными мнениями, позитивными образами.
В этих целях помимо воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Свердловской области, в военно-патриотических клубах и в казачьих организациях необходима работа с семьями будущих воинов, их родственниками, чтобы сформировать ценностное отношение к будущему воину, образ родного человека, друга, реально приобретающего знания и навыки настоящего мужчины-воина, морально и физически готового к военной службе, к защите своей семьи, малой и большой родины. Этому в том числе служит индивидуальная работа с матерями будущих и нынешних воинов, с родственниками военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга. Необходимо возрождение праздников чествования военных династий, проведения торжественных проводов на военную службу и встречи тех, кто достойно исполнил воинский долг, встреч военнослужащих с детьми, подростками.
Сценарий предполагает также развитие в той или иной мере всех других направлений патриотического воспитания, обозначенных в разделе 3, с постепенным сокращением доли мероприятий военно-патриотического воспитания (рисунок 1).

Рисунок не приводится.

Рисунок 1. Доля мероприятий по каждому из направлений
к общему количеству мероприятий по первому сценарию развития

Глава 12. СЦЕНАРИЙ 2 (БАЗОВЫЙ СЦЕНАРИЙ)

Второй сценарий рассматривается как базовый сценарий развития системы патриотического воспитания. Данное положение основывается на изменении ситуации, когда наблюдается тенденция к поэтапному количественному сокращению призыва граждан на военную службу и росту профессиональной составляющей военной организации государства.
Вместе с тем с учетом военно-политической обстановки в современном мире остается актуальным положение Конституции Российской Федерации о долге и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества.
Сценарий предполагает актуализацию экономико-патриотического направления воспитания, поскольку экономический патриотизм является более глубоким компонентом патриотизма человека, определяется долгом трудового служения, стремлением к профессиональному росту, историческими традициями промышленной культуры Урала.
В организационном плане сценарий предполагает координацию программ и планов образовательных организаций начального, среднего и высшего профессионального образования, их взаимодействие с промышленными предприятиями на территории области.
Реализация сценария предполагает стратегический ход активизации культурно-исторического направления воспитания - "Ожившая история Урала".
Его основное назначение - на основе современных информационных технологий, активных театрализованных действий, исторических реконструкций привлечение детей и подростков, всех граждан к изучению истории развития Среднего Урала, становления промышленной базы, вклада тружеников Урала в отечественные достижения, в формирование территории как опорного края державы, жизни и быта поколений уральцев.
Необходимо воспитывать у жителей области чувство гордости за людей, проживающих рядом, за их труд, за их добрые нравственные поступки.
Кроме того, необходимо формировать позитивное информационное пространство, положительно влияющее на имидж конкретного предприятия, населенного пункта, всей области через демонстрацию успешности деятельности конкретных людей, создающих предпосылки инновационного развития, обеспечивающих высокую культуру производства и производительность труда, технологическое превосходство отечественного продукта и, в конечном итоге, устойчивые темпы социально-экономического развития страны и области.
Сценарий предполагает также развитие в той или иной мере всех других направлений патриотического воспитания, обозначенных в разделе 3 (рисунок 2).

Рисунок не приводится.

Рисунок 2. Доля мероприятий по каждому
из направлений к общему количеству мероприятий
по второму (базовому) сценарию развития

Глава 13. СЦЕНАРИЙ 3

Третий сценарий развития системы патриотического воспитания предполагает усиление акцентов патриотического воспитания, связанных с проведением на территории области экономических, политических, культурных, спортивных мероприятий, реализацией проектов общероссийского и международного значения. В связи с данным обстоятельством приобретает особое значение не только уровень эмоционального восприятия, ценностного отношения людей, но и потенциальная возможность непосредственного взаимодействия граждан, особенно молодых людей, с соотечественниками из других регионов, представителями стран ближнего и дальнего зарубежья, разных национальностей, конфессий. В выстраивании при этом реального цивилизованного диалога огромное значение, наряду с общекультурным уровнем, имеет и уровень патриотизма, гражданственности жителей области.
Сценарий предполагает активизацию и углубление исторической и культурной составляющих патриотического воспитания с целью перспективного формирования представительского поведения граждан.
Предполагается дальнейшая активизация участия граждан, особенно детей и подростков, в массовом и профессиональном спорте, занятиях физической культурой, формирование и развитие позитивного культа спортивной подготовки, "уральского богатырского" здоровья, силы и достижений, формирование ценности потенциальной спортивной, физической готовности к трудовому и военному служению.
Сценарий предполагает преемственное развитие всех других направлений патриотического воспитания, обозначенных в разделе 3 (рисунок 3).

Рисунок не приводится.

Рисунок 3. Доля мероприятий по каждому
из направлений к общему количеству мероприятий
по третьему сценарию развития

Раздел 5. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Реализация Стратегии (базового сценария развития системы патриотического воспитания) предполагается в два этапа.
На первом этапе (2014 - 2016 годы):
1) формирование и развитие системы патриотического воспитания на уровне муниципальных образований, на основе возможностей и совершенствования деятельности государственного автономного учреждения Свердловской области "Региональный центр патриотического воспитания";
2) организация комплекса мероприятий по координации деятельности субъектов патриотического воспитания, развитию приоритетных направлений работы по воспитанию патриотизма;
3) расширение законодательных инициатив в сфере патриотического воспитания;
4) формирование системы обучения специалистов и организаторов патриотического воспитания, стимулирования их труда, обобщения и распространения передового опыта.
На втором этапе (2017 - 2020 годы):
1) обеспечение сбалансированного развития основных направлений патриотического воспитания;
2) совершенствование процесса координации деятельности субъектов патриотического воспитания, общей системы патриотического воспитания в области;
3) развитие системы обучения специалистов и организаторов патриотического воспитания, стимулирования их труда, обобщения и распространения передового опыта;
4) анализ и корректировка сценария реализации Стратегии.
Основные риски реализации Стратегии и ее основных направлений заключаются в разной степени программной и организационной готовности исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, к реализации новых направлений патриотического воспитания, ранее целенаправленно не использовавшихся в практической работе по воспитанию патриотизма, не включенных в программы патриотического воспитания.
Первый риск связан с эпизодическим участием в мероприятиях патриотической направленности или наличием муниципальных образований, не имеющих программ патриотического воспитания. В этом случае Стратегия остается без программной поддержки, что потребует дополнительных мер и усилий.
Второй риск связан с содержательным несоответствием основных направлений патриотического воспитания в муниципальном образовании новым приоритетным направлениям, предусмотренным в Стратегии, что потребует перестройки системы планирования и координации работы, системы организации мероприятий.
Третий риск - ресурсный, связанный с социальными, технологическими, экономическими и политическими факторами развития (СТЭП-факторы) как в целом области, так и того или иного муниципального образования.
В зависимости от этапов реализации Стратегии степень рисков будет меняться (таблица 4).

Таблица 4

ОСНОВНЫЕ РИСКИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Этапы/риски
По состоянию на 31.12.2013
2014 - 2016 годы
2017 - 2020 годы
1
2
3
4
Риск 1 "Недостаточное количество муниципальных образований, не имеющих программ патриотического воспитания"
52 (53 процента)
уменьшение до 29 (30 процентов)
уменьшение до 14 (15 процентов)
Риск 2 "Несоответствие основных направлений патриотического воспитания, реализуемых субъектами патриотического воспитания, направлениям Стратегии"
несоответствие
частичное соответствие
соответствие
Риск 3 "Ресурсное обеспечение уровня развития СТЭП-факторов"
низкий
средний
высокий

Раздел 6. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 14. ИНФОРМАЦИОННО-КООРДИНАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основу формирования управленческих механизмов реализации Стратегии составляет развитие уже существующей системы патриотического воспитания граждан за счет реализации стратегических ходов развития патриотизма и формирования нового образа уральца-патриота в сознании граждан. Для этого необходимы следующие организационные механизмы:
1) внедрение системы формирования укрупненных планов проведения основных мероприятий патриотического воспитания путем межведомственного взаимодействия и формирования патриотического воспитания с участием государственных, научных и общественных институтов. Это потребует расширения сферы и изменения содержания деятельности уже существующих координационных органов за счет включения в их состав представителей науки и общественности, структур, активно участвующих в работе по патриотическому воспитанию;
2) развитие организационной инфраструктуры государственных, муниципальных и общественно-государственных учреждений, участвующих в патриотическом воспитании, формирование системы центров патриотического воспитания по месту обучения, жительства;
3) формирование системы проектов, программ в образовательных организациях, учреждениях культуры, в средствах массовой информации, направленных на популяризацию культурно-исторического наследия при активном инициативном участии населения. Опираясь на атмосферу взаимопомощи и добрососедства, на практику общения на постоянной основе, на межличностные человеческие отношения, построенные на позициях положительного восприятия родной истории, героических достижений и примеров для подражания знакомых людей (соседей), можно рассчитывать на эффективное "воспроизводство человеческого потенциала".
Центрами координации данного процесса должны стать, с одной стороны, государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки, с другой стороны - центры патриотического воспитания по месту жительства;
4) создание медиацентров (радио, газета, информационный сайт и иные) в образовательных организациях, проведение информационной работы с целевыми группами (обучающиеся, жители многоквартирного дома, улицы, микрорайона и иные целевые группы) путем реализации проектов: "Моя семья", "Мои родители", "Дом, в котором я живу", "Предприятия моего города (района)", "Наши достижения" и других;
5) формирование мощных информационных поводов, позволяющих человеку идентифицировать себя как жителя конкретного населенного пункта, конкретного муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области и Российской Федерации, создание условий для усиления патриотической направленности средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активного противодействия манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, фальсификациях;
6) организация постоянно действующей системы мониторинга развития патриотизма граждан на основе целевых научных исследований (педагогических, социологических, психологических и других).

Глава 15. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Успешная реализация положений Стратегии возможна при наличии необходимых организационных и финансовых условий в каждом муниципальном образовании, расположенном на территории Свердловской области. На сегодня в 42 муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, реализуются целевые муниципальные программы по патриотическому воспитанию граждан. За период с 2011 - 2013 год данный показатель возрос более чем в 2 раза.
При этом заметна тенденция к преобладанию в целевых муниципальных программах военно-патриотического направления работы при недостаточном развитии гражданско-правового и историко-культурного аспектов патриотического воспитания. Необходимо привести цели, задачи и целевые индикаторы муниципальных программ в соответствие со Стратегией. В тех муниципальных образованиях, где отсутствуют программы по патриотическому воспитанию граждан, их необходимо разработать и утвердить, обеспечив соответствующее финансирование.
В целях координации работы по патриотическому воспитанию граждан на территории каждого муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, необходимо:
1) определить ответственных должностных лиц в составе администрации соответствующего муниципального образования;
2) в городских округах и муниципальных районах создать (организовать работу) местных координационных советов по патриотическому воспитанию, в состав которых включить представителей местных субъектов патриотического воспитания, в том числе некоммерческих организаций, участвующих в работе по воспитанию патриотизма;
3) обеспечить координацию планирования и организации мероприятий патриотической направленности, стимулирование труда специалистов и организаторов патриотического воспитания, обобщение и распространение передового опыта;
4) активно сотрудничать с исполнительными органами государственной власти Свердловской области, участвующими в данном процессе, использовать возможности оказания информационно-методической и консультационной помощи со стороны государственного автономного учреждения Свердловской области "Региональный центр патриотического воспитания", его штатных сотрудников на территориях управленческих округов Свердловской области, возможности взаимодействия с наиболее значимыми ветеранскими и молодежными организациями при работе по патриотическому воспитанию.

Глава 16. ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ

Решение задачи формирования нового кадрового потенциала, обучения тех, кто осуществляет организацию и проведение воспитательной работы, требует построения многоуровневой модели системы повышения квалификации.
Важным условием каскадного принципа распространения инновационного опыта патриотического воспитания, охватывающего в короткие сроки большое количество специалистов, является развитие горизонтально-сетевых, неиерархических интерактивных связей между участниками процесса повышения квалификации в системе дополнительного педагогического образования.
Основным координатором, обеспечивающим подготовку и повышение квалификации кадров для системы патриотического воспитания, является государственное автономное учреждение Свердловской области "Региональный центр патриотического воспитания" при участии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. Базой подготовки и повышения квалификации специалистов и организаторов патриотического воспитания являются государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области "Институт развития образования", факультеты повышения квалификации при образовательных организациях высшего профессионального образования, некоммерческие организации.

Раздел 7. ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Финансово-экономическое обеспечение патриотического воспитания осуществляется за счет средств регионального и местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством.
Порядок формирования и расходования средств на патриотическое воспитание устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
Для некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями, предоставляются субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию. Данная финансовая поддержка предоставляется в соответствии с Законом Свердловской области от 27 января 2012 года № 4-ОЗ "О государственной поддержке некоммерческих организаций в Свердловской области" в рамках реализации соответствующих государственных программ.
Государственные учреждения Свердловской области реализуют положения Стратегии путем выполнения полученного государственного задания.
Поддержка муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, осуществляется путем предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам на финансирование организации и осуществления мероприятий патриотической направленности.

Раздел 8. МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Мониторинг и контроль реализации Стратегии осуществляются на основе ежегодно собираемой информации, включающей в себя статистические данные по основным показателям (приложение № 1 к Стратегии), данные по исследовательским пилотным проектам и социологические исследования характеристик сформированности патриотического сознания граждан (приложение № 2 к Стратегии).
Мониторинг и контроль реализации Стратегии осуществляет Координационный совет по патриотическому воспитанию граждан на основе информации, предоставленной Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, Министерством культуры Свердловской области, другими исполнительными органами государственной власти Свердловской области, участвующими в реализации Стратегии (приложение № 3 к Стратегии).
Значительный массив информации о ходе реализации Стратегии, о работе по патриотическому воспитанию, проводимой на территориях муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, представляет в Координационный совет по патриотическому воспитанию граждан государственное автономное учреждение Свердловской области "Региональный центр патриотического воспитания", в том числе по результатам мониторинга освещения в средствах массовой информации проводимой работы по воспитанию патриотизма.
Процесс проведения мониторинга предполагает ежегодный промежуточный сбор и анализ информации, объединяющей статистические количественные данные с данными социологических опросов, качественного анализа проводимых мероприятий с последующим обобщением и систематизацией.
Механизм взаимодействия с субъектами патриотического воспитания осуществляется посредством координации планирования и деятельности субъектов патриотического воспитания, участия их представителей в работе совещательных органов, в том числе Координационного совета по патриотическому воспитанию граждан, совместной подготовки и проведения мероприятий патриотической направленности, а также через государственную поддержку, обеспечивающую финансовое и административное взаимодействие.
Информация о результатах мониторинга и контроля реализации Стратегии, о развитии системы воспитания патриотизма на территории области периодически рассматривается на заседаниях Координационного совета по патриотическому воспитанию граждан, по результатам рассмотрения принимается решение в установленном порядке.
Сведения о реализации Стратегии и развитии системы патриотического воспитания на территории области отражаются в ежегодных итоговых докладах, представляемых в Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации, и в материалах, направляемых в Российский организационный комитет "Победа".





Приложение № 1
к Стратегии

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

№ строки
Наименование целевых показателей
Единица измерения
Значение целевого показателя
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Доля граждан, участвующих в мероприятиях патриотической направленности, от общего количества граждан
процентов
3,47
3,49
3,51
3,53
3,55
3,57
3,58
2
Доля мероприятий по каждому из направлений к общему количеству мероприятий - всего, из них:
процентов
100
100
100
100
100
100
100
3
историко-патриотическое воспитание
10
11
12
12
12
12
12
4
гражданско-патриотическое воспитание
10
11
12
13
14
14
14
5
военно-патриотическое воспитание
60
50
40
30
20
15
13
6
культурно-патриотическое воспитание
8
9
10
11
12
12
12
7
спортивно-патриотическое воспитание
7
8
9
10
11
12
12
8
социально-патриотическое воспитание
3
5
7
9
10
11
12
9
экономико-патриотическое воспитание
3
10
15
18
24
23
25
10
Доля молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в мероприятиях гражданско-патриотической направленности
процентов
11
13
15
15
15
15
15
11
Доля обучающихся, участвующих в деятельности патриотических молодежных объединений
процентов
40
45
45
45
45
45
45
12
Доля граждан допризывного возраста (15 - 18 лет), проходящих подготовку в оборонно-спортивных лагерях
процентов
21
25
25
26
26
27
27
13
Доля молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в занятиях техническими и военно-прикладными видами спорта, в военно-спортивных мероприятиях
процентов
15
17
17
17
17
17
17
14
Доля молодых граждан, принявших участие в мероприятиях, направленных на поддержку казачества
процентов
4
5
5
6
6
7
7
15
Доля граждан, положительно оценивающих результаты проведения мероприятий по патриотическому воспитанию
процентов
80
85
90
91
92
93
93
16
Количество организаторов и специалистов патриотического воспитания, прошедших обучение
человек (нарастающим итогом)
35
70
105
140
170
200
230
17
Количество действующих патриотических объединений, клубов, в том числе детских, молодежных
единиц
600
610
615
620
625
630
635
18
Количество общественных музеев (в образовательных организациях, учреждениях, на предприятиях и иных музеев)
единиц
576
580
585
590
595
600
610
19
Доля государственных и муниципальных образовательных организаций, улучшивших учебно-материальные условия организации патриотического воспитания
процентов
40
42
44
46
48
50
53
20
Доля государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих инновационные программы патриотической направленности и участвующих в конкурсах на получение грантов
процентов
16
17
18
19
20
21
23
21
Доля молодых граждан - участников программ и мероприятий, направленных на патриотическое воспитание, от общего количества молодых граждан в возрасте 14 - 30 лет
процентов
40
45
50
55
60
60
60
22
Доля обучающихся, участвующих в мероприятиях гражданско-патриотической направленности, проводимых молодежными объединениями, от общего количества обучающихся
процентов
40
45
50
50
50
50
50
23
Доля молодежи, информированной о мероприятиях гражданско-патриотического характера
процентов
30
35
40
45
50
55
60
24
Доля выполненных мероприятий патриотического воспитания от общего количества запланированных мероприятий патриотического воспитания
процентов
100
100
100
100
100
100
100
25
Количество проведенных оборонно-спортивных лагерей
единиц
37
38
38
39
39
41
41
26
Доля молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, охваченных программами, ориентированными на профессии, востребованные социально-экономической сферой, либо на занятие предпринимательством, создание малого и среднего бизнеса
процентов
13,5
14
15
17
19
20
21





Приложение № 2
к Стратегии

ПЕРЕЧЕНЬ
ХАРАКТЕРИСТИК СФОРМИРОВАННОСТИ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ГРАЖДАН

Уровень сформированности патриотического сознания граждан
Когнитивный компонент
Мотивационный компонент
Поведенческий компонент
Ценностно-смысловой компонент
1
2
3
4
5
1 уровень (1 балл)
Знания и понимание - на стадии формирования, но мышление уже рациональное, осознанное
Готов к осознанным патриотическим действиям
Совершает патриотические поступки
Придерживается общероссийских государственных ценностей
2 уровень (2 балла)
В памяти остаются: героические фрагменты (даты, события, люди) отечественной истории; политическая система России в общих чертах, Конституция Российской Федерации в общих чертах. Начинает интересоваться современными политическими и социально-экономическими процессами России
Готов к социальному взаимодействию, участию на выборах
Совершает не только патриотические поступки, но и социальные действия (помогает незнакомым людям). Участвует в политических выборах
Осознает различие государственных (политических) и общественных (социальных) ценностей
3 уровень (3 балла)
Знает конституционные права и обязанности, структуру политической системы России, отечественную историю в общих чертах. Понимает сущность современных политических и социально-экономических процессов в России. Осознает себя социальным и политическим субъектом
Готов к социальной и политической активности
Активно инициирует и совершает социальные действия, осознанно участвует в политических выборах
Гражданские (социально-политические) ценности признаются как одни из приоритетных ценностей собственной жизнедеятельности
4 уровень (4 балла)
Помимо знаний в области гражданского образования России обладает знаниями международного права, понимает сущность международных геополитических процессов, осознает роль России в этих процессах
Готовность к самостоятельной социальной и политической жизнедеятельности
Активный субъект гражданского общества. Инициирует социальные (или политические) действия и деятельность
Придерживается баланса ценностей семейных, региональных, российских, международных. Сформировано целостное гражданское мировоззрение





Приложение № 3
к Стратегии

ПЕРЕЧЕНЬ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА РЕАЛИЗАЦИЮ
СТРАТЕГИИ, И СТЕПЕНЬ ИХ УЧАСТИЯ

Наименование исполнительных органов государственной власти Свердловской области
Степень участия исполнительных органов государственной власти Свердловской области
историко-патриотическое воспитание
гражданско-патриотическое воспитание
военно-патриотическое воспитание
культурно-патриотическое воспитание
спортивно-патриотическое воспитание
социально-патриотическое воспитание
экономико-патриотическое воспитание
Министерство культуры Свердловской области
О
О
У
О
С
У
У
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
О
О
О
У
У
У
У
Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области
О
О
О
У
О
У
У
Министерство социальной политики Свердловской области
С
У
У
У
С
О
У
Министерство промышленности и науки Свердловской области
У
У
С
У
С
С
У
Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области
У
У
С
У
У
У
У

С - согласование; У - участие; О - организация.


------------------------------------------------------------------