Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.02.2014 по делу N А60-46750/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Постановления Главы Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521 "Об утверждении Перечня муниципального имущества , предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2014 г. по делу № А60-46750/2013

Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Н.И. Ремезовой, судей Н.В. Гнездиловой, Н.Л. Дегонской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Н. Петровой рассмотрел в судебном заседании дело № А60-46750/2013
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Малахит" (ИНН 6670148003, ОГРН 1069670154685)
к Главе г. Екатеринбурга (Председатель Екатеринбургской городской Думы) (ИНН 6661061807, ОГРН 1046604015600), Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800)
с участием Прокуратуры Свердловской области
о признании недействующим нормативного правового акта в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - О.Н. Дружинина, представитель по доверенности от 17.08.2012, паспорт;
от заинтересованных лиц: от Администрации города Екатеринбурга - Е.В., представитель по доверенности № 45/05/50.2-05 от 21.01.2014, удостоверение; от Главы Екатеринбурга - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда;
от Прокуратуры Свердловской области (ст. 52 АПК РФ) - К.В. Поль, представитель по доверенности № 8/2-15-13 от 20.06.2013, удостоверение.
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.


Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Малахит" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим постановления Главы г. Екатеринбурга от 04.03.2009 № 521 "Об утверждении перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург", в части включения в Перечень нежилого помещения, площадью 524,0 квадратных метров, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 180, лит. "А", как не соответствующее Федеральному закону от 24.04.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Решению Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 № 17/72.
Заинтересованные лица просят в удовлетворении требований отказать, представлен отзывы.
В порядке ст. 52 АПК РФ настоящее дело рассмотрено с участием Прокуратуры Свердловской области.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд

установил:

04.03.2009 Главой г. Екатеринбурга принято постановление № 521 "Об утверждении перечня муниципального имущества".
Указанное постановление опубликовано в газете "Вечерний Екатеринбург", № 48 от 07.03.2009 г. Названным постановлением утвержден Перечень муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург".
В данный перечень включено, в том числе, и нежилое помещение, площадью 524 кв. м (помещения первого этажа № 7 - 23, 27 - 44), расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 180, лит. "А" (целевое назначение помещения - торговое).
Считая включение указанного нежилого помещения в Перечень, утвержденный постановлением главы Екатеринбурга от 04.03.2009 № 521 "Об утверждении Перечня муниципального имущества", незаконным, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Малахит" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в силу следующего.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, а также действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
На основании указанного положения арбитражный суд рассматривает заявления о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2.4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов").
В силу ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (ч. 10 ст. 35 названного Закона).
Согласно ч. 4 ст. 36 указанного закона глава муниципального образования вправе издавать в пределах своих полномочий правовые акты.
Пунктом 4 Положения о правовых актах главы Екатеринбурга и должностных лиц администрации, утвержденного постановлением главы Екатеринбурга от 30.08.2006 № 872 (действующим во время принятия оспариваемого постановления), установлено, что правовыми актами главы Екатеринбурга являются постановления - нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральным и областным законодательством, Уставом муниципального образования "город Екатеринбург", правовыми актами Екатеринбургской городской Думы отнесено к компетенции главы Екатеринбурга, или индивидуальные правовые акты по вопросам местного значения и вопросам, отнесенным к компетенции главы Екатеринбурга.
Из содержания п. 2 ст. 53 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", принятого решением Екатеринбургской городской Думы от 30.06.2005 № 8/1, следует, что постановления главы Екатеринбурга, имеющие нормативный характер, в течение 5 дней после подписания направляются для опубликования и вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (обнародования) в официальном печатном издании, установленном главой Екатеринбурга, если самими постановлениями не определены иные сроки вступления их в силу.
Пунктом 1 постановления главы Екатеринбурга от 20.05.2008 № 1820 "Об установлении официальных источников опубликования правовых актов главы Екатеринбурга и иной официальной информации" установлено, что официальным печатным изданием для опубликования правовых актов главы Екатеринбурга и иной официальной информации является газета "Вечерний Екатеринбург", а официальным сайтом в сети Интернет - сайт, расположенный по адресу: http://www.ekburg.ru.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей во время принятия оспариваемого постановления; далее - Закон № 159-ФЗ) одним из условий реализации преимущественного права субъекта малого предпринимательства на приобретение в собственность арендуемого им муниципального имущества является невключение арендуемого имущества в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" уполномоченные органы исполнительной власти вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
В пункте 4.1 этой же статьи установлено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества, устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Таким образом, правовой акт, которым утверждены такие перечни, содержит обязательные правила, касающиеся неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Указанные обстоятельства позволяют отнести правовые акты, утверждающие соответствующие перечни, к нормативным правовым актам.
Из материалов дела следует, что постановлением главы Екатеринбурга от 04.03.2009 № 521 утвержден Перечень муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург".
Названное постановление опубликовано 07.03.2009 в газете "Вечерний Екатеринбург", № 48. Кроме того, данное постановление размещено на официальном сайте для опубликования правовых актов главы Екатеринбурга в сети Интернет - http://www.ekburg.ru.
Таким образом, постановление главы Екатеринбурга от 04.03.2009 № 521 "Об утверждении Перечня муниципального имущества" является нормативным правовым актом и принято главой Екатеринбурга в пределах предоставленных ему перечисленными положениями норм права полномочий.

Федеральным законом от 22.07.2009 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 159-ФЗ) регулируются особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности и государственной собственности субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 3 Закона № 159-ФЗ в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого постановления, субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, если арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу названного Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в п. 1 данной статьи; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона № 209-ФЗ уполномоченные органы исполнительной власти вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Статьей 9 Закона № 159-ФЗ предусмотрено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 этого Закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Как следует из материалов дела, в частности, договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Екатеринбурга от 01.07.2008 № 59000189, заявления общества и дополнения к нему, на момент вступления в силу Федерального закона № 159-ФЗ общество не обладало правом на приватизацию арендуемого им объекта.
Федеральным законом от 02.07.2013 № 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" внесены изменения в Закон № 159-ФЗ.
Согласно ст. 3 Закона № 159-ФЗ, в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 144-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество по состоянию на 01.07.2013 находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 данного Федерального закона; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням); арендуемое имущество не включено в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 указанного Федерального закона.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 9 Закона № 159-ФЗ заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что: 1) арендуемое имущество по состоянию на 01.09.2012 года находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение пяти и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) арендуемое имущество включено в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
Федеральным законом от 02.07.2013 № 144-ФЗ, внесшим изменения в Федеральный закон № 159-ФЗ, улучшено положение субъектов малого и среднего предпринимательства (расширены возможности реализации преимущественного права на приобретение субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного недвижимого имущества), в том числе названным субъектам предоставлено право на преимущественный выкуп помещений, арендуемых не менее двух лет по состоянию на 01.09.2012, а также предоставлено право указанным субъектам, добросовестно арендующим помещения более пяти лет по состоянию на 01.09.2012, подать в уведомительном порядке заявление о выкупе арендуемых помещений, если такое имущество не менее 5 лет включено в перечни имущества.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 02.07.2013 № 144-ФЗ также установлено, что в отношении недвижимого имущества, которое находится в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, приватизация которого осуществляется на день вступления в силу этого Федерального закона и преимущественное право арендатора на приобретение которого ранее не было реализовано в связи с тем, что срок действия договора аренды не соответствовал требованиям ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 159-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны выполнить требования Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 144-ФЗ), за исключением случаев, если на день вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 № 144-ФЗ опубликовано объявление о продаже такого имущества на торгах.
Исходя из положений ст. 192, п. 3, 4 ст. 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд должен установить наличие двух условий в совокупности: несоответствие оспариваемого нормативного правового акта или отдельного его положения закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и наличие установленного судом нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен, в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказать заявитель.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на момент вступления в силу Закона № 159-ФЗ общество не обладало правом на приватизацию арендуемого имущества, право на приватизацию арендуемого имущества возникло у общества после вступления в законную силу изменений, внесенных Федеральным законом от 02.07.2013 № 144-ФЗ, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что оспариваемым постановлением Главы Екатеринбурга права и законные интересы общества не нарушены.
Доказательств того, что общество обращалось с соответствующим заявлением в Администрацию и не смогло реализовать свои права в связи с действием спорного нормативного акта суду также не представлено. Суд также отмечает, что Обществом выбран ненадлежащий способ защиты своих интересов в виде подачи заявления в рамках главы 23 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования оставить без удовлетворения.
2. Признать постановление Главы г. Екатеринбурга от 04.03.2009 № 521 "Об утверждении перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург", в части включения в Перечень нежилого помещения, площадью 524,0 квадратных метров, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 180, лит. "А" соответствующим Федеральному закону от 24.04.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Решению Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 № 17/72.
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Н.И.РЕМЕЗОВА

Судьи
Н.В.ГНЕЗДИЛОВА
н.Л.ДЕГОНСКАЯ


------------------------------------------------------------------