Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.03.2014 по делу N А60-48148/2013 <О признании частично недействующим Положения "О порядке передачи муниципального имущества городского округа Заречный в доверительное управление", утв. Решением Думы городского округа Заречный от 25.12.2009 N 217-Р>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2014 г. по делу № А60-48148/2013

Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 03 марта 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Н.И. Ремезовой, судей Н.В. Гнездиловой, И.В. Хачева при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Н. Петровой рассмотрел в судебном заседании дело № А60-48148/2013
по заявлению Заместителя прокурора Свердловской области
к Думе городского округа Заречный (ИНН 6609007613, ОГРН 1026600835800)
о признании недействующим нормативного акта в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Костина О.А., представитель по доверенности № 8/2-15-13 от 26.09.2013, служебное удостоверение;
от заинтересованного лица - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Представителю заявителя процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Думе городского округа Заречный о признании недействующими п.п. 2.2, 3.1, 5.8, абзац 1 п. 7.4, 7.9, 7.11 Положения "О порядке передачи муниципального имущества городского округа Заречный в доверительное управление", утвержденного решением Думы городского округа Заречный от 25.12.2009 № 217-Р, как не соответствующие ст. 15, 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. ст. 35, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 125, 209, 215, 421, 1012, 1020, 1024 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заинтересованным лицом возражений по существу заявленных требований не представлено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд

установил:

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29, ч. 3 ст. 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Под нормативным правовым актом понимается акт, изданный уполномоченным на то органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанный на неоднократное применение (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 № 2).
Рассматриваемый акт - Положение "О порядке передачи муниципального имущества городского округа Заречный в доверительное управление", утвержденное решением Думы городского округа Заречный № 217-Р от 25.12.2009 - соответствует указанным критериям.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу положений ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Решением Думы городского округа Заречный № 217-Р от 25.12.2009 утверждено Положение "О порядке передачи муниципального имущества городского округа Заречный в доверительное управление" (далее - Положение).
Данное решение опубликовано в Бюллетене официальных документов городского округа Заречный № 56 от 28.12.2009.
Положение устанавливает единые правовые нормы - правила передачи муниципального имущества в доверительное управление, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основой деятельности муниципального образования.
Пунктом 2.2 Положения установлено, что задачами доверительного управления Имуществом являются:
а) решение вопросов местного значения;
б) решение социальных вопросов;
в) максимизация доходов городского бюджета;
г) привлечение инвестиций и создание рабочих мест;
д) развитие рынка товаров и услуг;
е) развитие малого и среднего предпринимательства (в отношении объектов Имущества, включенных в Перечень муниципального имущества городского округа Заречный, подлежащего предоставлению во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого бизнеса и среднего предпринимательства.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия таких актов.
Определение оспариваемыми пунктами Положения задач, для которых предоставляется муниципальное имущество в доверительное управление, значительно сужает круг лиц, которые могут претендовать на заключение договора.
Согласно ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, в отношении государственного и муниципального имущества устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 утверждены "Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества" (далее - Правила).
В соответствии с п. 17, 18, 19 Правил участником конкурсов и аукционов может стать любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе, индивидуальный предприниматель, претендующий на заключение договора. Участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ к таким участникам. Кроме указанных в п. 18 Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.
Законодатель в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" не связывает возможность предоставления хозяйствующим субъектам права на заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества с видом деятельности, которую данный субъект осуществляет.
На основании изложенного, п. 2.2 Положения не соответствует ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 17, 18, 19 Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67.
Согласно п. 3.1 Положения Дума городского округа Заречный принимает решение о выборе доверительного управления способом управления отдельными объектами имущества городского округа Заречный.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 215, 125 ГК РФ, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно ст. 24 Устава городского округа Заречный, принятого решением Думы городского округа Заречный от 07.02.2013 № 1-Р, Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района.
В силу ч. 10 ст. 35 Федерального закона от № 131-ФЗ 06.10.2003, ст. 25 Устава в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий.
Согласно ст. 31, 54, 55 Устава управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесено к полномочиям администрации городского округа.
Из указанных выше норм следует, что представительный орган местного самоуправления - Дума городского округа Заречный - не полномочен управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, в том числе принимать решения о передаче муниципального имущества в доверительное управление. Таким образом, п. 3.1 Положения не соответствует ст. 125, 209, 215 ГК РФ, ст. 35, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно п. 5.8 Положения при прекращении Договора по любым основаниям Имущество возвращается в муниципальную казну в течение 30 дней с момента прекращения Договора с составлением акта приема-передачи Имущества.
В силу ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 3 ст. 1024 ГК РФ при прекращении договора доверительного управления имущество, находящееся в доверительном управлении, передается учредителю управления, если договором не предусмотрено иное. При этом, срок возврата имущества законодателем не оговорен.
Таким образом, установление срока возврата муниципального недвижимого имущества при расторжении договора доверительного управления возможно только по условиям договора доверительного управления, определенным сторонами.
Установление п. 5.8 Положения срока возврата муниципального имущества при расторжении договора доверительного управления нормативно-правовым актом органа местного самоуправления в императивном порядке противоречит ст. 3, 421, п. 3 ст. 1024 ГК РФ.
Согласно абзацу 1 пункта 7.4 Положения отчуждение недвижимого имущества во время доверительного управления не допускается.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 1020 ГК РФ доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Распоряжение недвижимым имуществом доверительный управляющий осуществляет в случаях, предусмотренных договором доверительного управления.
В силу п. 2 ст. 1012 ГК РФ осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя.
Таким образом, запрет на отчуждение муниципального недвижимого имущества возможен только по условиям договора доверительного управления, определенным сторонами. Ограничение полномочий доверительного управляющего по отчуждению недвижимого имущества, установленное абзацем 1 пункта 7.4 Положения, противоречит п. 2 ст. 1012, п. 1 ст. 1020 ГК РФ.
Согласно п. 7.9 Положения отчет составляется в письменной форме, в двух экземплярах. В отчете должны быть описаны все юридические и фактические действия, произведенные Управляющим в отношении имущества за отчетный период, в том числе: сведения о сделках, иных юридических действиях с имуществом; о произведенном ремонте, неотделимых улучшениях, иных фактических действиях с имуществом; о расходах, связанных с доверительным управлением имуществом. В отчете должны быть выделены доходы и расходы от доверительного управления. К отчету должны быть приложены документы бухгалтерской отчетности, отражающие по плану счетов бухгалтерского учета все произведенные с имуществом операции.
В соответствии с п. 4 ст. 1020 ГК РФ доверительный управляющий представляет учредителю управления и выгодоприобретателю отчет о своей деятельности в сроки и в порядке, которые установлены договором доверительного управления имуществом.
Таким образом, порядок предоставления отчета доверительного управляющего определяется сторонами и закрепляется в договоре доверительного управления. Определение порядка предоставления отчета, его содержания не относятся к полномочиям Думы городского округа Заречный. В связи с изложенным, п. 7.9 Положения не соответствует п. 4 ст. 1020 ГК РФ.
Согласно п. 7.11 Положения Учредитель вправе в любое время производить проверку документации Управляющего, связанной с осуществлением доверительного управления. В случае установления неэффективности деятельности Управляющего либо нарушения иных условий Договора и настоящего Положения, а также в случае обнаружения расхождения между данными проверки и данными отчетности Учредитель вправе отказаться от Договора, уведомив об этом Управляющего за 14 дней до прекращения Договора.
В соответствии с п. 4 ст. 1020 ГК РФ доверительный управляющий представляет учредителю управления и выгодоприобретателю отчет о своей деятельности в сроки и в порядке, которые установлены договором доверительного управления имуществом.
Согласно п. 2 ст. 1024 ГК РФ при отказе одной стороны от договора доверительного управления имуществом другая сторона должна быть уведомлена об этом за три месяца до прекращения договора, если договором не предусмотрен иной срок уведомления. Неэффективность деятельности управляющего, нарушение иных условий договора и Положения, а также обнаружение расхождения между данными проверки и данными отчетности не поименованы в законе в качестве оснований для прекращения договора доверительного управления.
В силу ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Учитывая, что в силу ст. 3 ГК РФ у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия в области гражданско-правового нормотворчества, п. 7.11 Положения не соответствует ст. 3, 421, п. 4 ст. 1020, п. 2 ст. 1024 ГК РФ.
На основании изложенного, заявленные Заместителем прокурора Свердловской области требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействующими п.п. 2.2, 3.1, 5.8, абзац 1 п. 7.4, 7.9, 7.11 Положения "О порядке передачи муниципального имущества городского округа Заречный в доверительное управление", утвержденного решением Думы городского округа Заречный от 25.12.2009 № 217-Р, как не соответствующие ст. ст. 15, 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 35, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 125, 209, 215, 421, 1012, 1020, 1024 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Н.И.РЕМЕЗОВА

Судьи
Н.В.ГНЕЗДИЛОВА
И.В.ХАЧЕВ


------------------------------------------------------------------