Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.03.2014 по делу N А60-49281/2013 <О признании частично недействующим Положения "О порядке организации и проведения приватизации имущества, находящегося в собственности Белоярского городского округа", утв. Решением Думы Белоярского городского округа от 29.04.2009 N 42>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2014 г. по делу № А60-49281/2013

Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 04 марта 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего И.В. Хачева, судей Л.В. Колосовой, Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казанцевой М.А. рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению
Прокуратура Свердловской области
к Дума Белоярского ГО
о признании нормативного правового акта недействующим
при участии в судебном заседании
от заявителя - Поль К.В., прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, удостоверение, доверенность № 8/2-15-13 от 20.06.2013;
от заинтересованного лица - представитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Заявитель просит признать недействующими п. 6 раздела 1, п. 3.1 в части слов "исключительно", п. 3.1.7 раздела 3, абзацы 4, 5, 6 в части слов "балансовый отчет открытого акционерного общества на последнюю отчетную дату перед опубликованием информационного сообщения", абзац 7 п. 4.5 раздела 4, абзац 6, 16, 19, 20 п. 6.2 раздела 6, абзац 2 п. 8.1, абзац 2 п. 8.7, абзац 2 п. 8.7, абзац 6 п. 8.9, п. 8.15 раздела 8, раздел 13 Положения "О порядке организации и проведения приватизации имущества, находящегося в собственности Белоярского городского округа", утвержденного решением Думы Белоярского городского округа от 29.04.2009 № 42, как не соответствующие ст. ст. 5, 13, 15, 18, 20, 25 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заинтересованное лицо каких-либо возражений не представило.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Решением Думы Белоярского городского округа № 42 от 29.04.2009 утверждено Положение "О порядке организации и проведения приватизации имущества, находящегося в собственности Белоярского городского округа" (далее - Положение).
Данное решение опубликовано в газете "Новое знамя" № 20 от 21.05.2009.
Решением Думы Белоярского городского округа от 25.01.2012 № 02 "О внесении изменений в Положение "О порядке организации и проведения приватизации имущества, находящегося в собственности Белоярского городского округа", утвержденное решением Думы Белоярского городского округа от 29.04.2009 № 42" в указанное Положение внесены изменения, данное решение не опубликовано.
Оспариваемым пунктом 6 раздела 1 Положения установлено, что покупателями муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов.
В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 25 Закона № 178-ФЗ по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. При этом, доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества, не может составлять менее чем 25 процентов плюс одна акция, если иное не установлено Президентом Российской Федерации в отношении стратегических акционерных обществ.
Таким образом, п. 6 раздела 1 Положения не соответствует п. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 25 Закона № 178-ФЗ, поскольку в оспариваемом пункте отсутствуют исключения, предусмотренные ст. 25 Закона № 178-ФЗ.
В соответствии с п. 3.1 раздела 3 Положения приватизация муниципального имущества может осуществляться исключительно следующими способами:
3.1.1. Продажа муниципального имущества на аукционе.
3.1.2. Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе.
3.1.3. Продажа муниципального имущества на конкурсе.
3.1.4. Продажа муниципального имущества посредством публичного предложения.
3.1.5. Продажа муниципального имущества без объявления цены.
3.1.6. Внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
3.1.7. Продажа муниципального имущества с использованием преимущественного права арендатора на приобретение арендуемого имущества.
Вместе с тем, перечень способов приватизации муниципального имущества установленный ч. 1 ст. 13 Закона № 178-ФЗ, шире, чем определен п. 3.1 раздела 3 Положения, и является исчерпывающим.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона № 178-ФЗ приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Таким образом, п. 3.1 в части слов "исключительно", п. п. 3.1.7 раздела 3 Положения не соответствует ч. 1, 5 ст. 13 Закона № 178-ФЗ.
В соответствии с п. 4.5. раздела 4 Положения при продаже акций открытого акционерного общества, находящихся в муниципальной собственности, обязательному включению в информационное сообщение подлежат также следующие сведения:
- полное наименование, почтовый адрес и место нахождения открытого акционерного общества;
- размер уставного капитала открытого акционерного общества, общее количество и категории выпущенных акций, их номинальная стоимость;
- площадь земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество открытого акционерного общества;
- обязательства открытого акционерного общества перед местным бюджетом;
- балансовый отчет открытого акционерного общества на последнюю отчетную дату перед опубликованием информационного сообщения; перечень основной продукции (работ, услуг), производство которой осуществляется акционерным обществом;
- численность работников открытого акционерного общества.
Согласно ч. 4 ст. 15 Закона № 178-ФЗ при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытого акционерного общества или доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью также указываются следующие сведения:
1) полное наименование, адрес (место нахождения) открытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью;
2) размер уставного капитала хозяйственного общества, общее количество, номинальная стоимость и категории выпущенных акций открытого акционерного общества или размер и номинальная стоимость доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию;
3) перечень видов основной продукции (работ, услуг), производство которой осуществляется открытым акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью;
4) условия конкурса при продаже акций открытого акционерного общества или долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на конкурсе;
5) сведения о доле на рынке определенного товара хозяйствующего субъекта, включенного в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.
Таким образом, сведения о площади земельного участка, обязательствах открытого акционерного общества перед местным бюджетом, балансовый отчет открытого акционерного общества, численность работников открытого акционерного общества, указанные в абзацах 4, 5, 6 в части слов "балансовый отчет открытого акционерного общества на последнюю отчетную дату перед опубликованием информационного сообщения", абзаце 7 п. 4.5. раздела 4 Положения, не соответствуют ч. 4 ст. 15 Закона № 178-ФЗ и не являются обязательными для включения в информационное сообщение.
Абзацем 6 п. 6.2 раздела 6 Положения предусмотрено, что задаток для участия в аукционе устанавливается в размере 20 процентов от начальной стоимости.
Согласно ч. 6 ст. 18 Закона № 178-ФЗ для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.
Таким образом, размер задатка, установленный абз. 6 п. 6.2 раздела 6 Положения, превышает величину задатка, установленного законом, в связи с чем абз. 6 п. 6.2 раздела 6 Положения не соответствует ч. 6 ст. 18 Закона № 178-ФЗ.
В соответствии с абз. 16 п. 6.2 раздела 6 Положения, уведомление о победе на аукционе выдается победителю или его полномочному представителю под расписку или высылается ему по почте заказным письмом не позднее тридцати дней с даты подведения итогов аукциона.
Согласно ч. 11 ст. 18 Закона № 178-ФЗ уведомление о признании участника аукциона победителем выдается победителю или его полномочному представителю под расписку или высылается ему по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.
Таким образом, абз. 16 п. 6.2 раздела 6 Положения не соответствует ч. 11 ст. 18 Закона № 178-ФЗ, поскольку значительно увеличивает срок выдачи уведомления о признании участника аукциона победителем.
В соответствии с абз. 19 п. 6.2 раздела 6 Положения в течение 5 дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.
В силу ч. 14 ст. 18 Закона № 178-ФЗ в течение пятнадцати рабочих дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.
Таким образом, абз. 19 п. 6.2 раздела 6 Положения не соответствует ч. 14 ст. 18 Закона № 178-ФЗ.
В соответствии с абз. 20 п. 6.2 раздела 6 Положения передача имущества и оформление права собственности на него осуществляется в соответствии с законодательством РФ и договором купли-продажи не позднее чем через 3 дня после дня полной оплаты имущества.
Согласно ч. 15 ст. 18 Закона № 178-ФЗ передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.
Таким образом, абз. 20 п. 6.2 раздела 6 Положения не соответствует ч. 15 ст. 18 Закона № 178-ФЗ.
Абзацем 2 п. 8.1 раздела 8 Положения предусмотрено, что на конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50% уставного капитала общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.
Согласно ст. 20 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 № 178-ФЗ, действующей в редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 201-ФЗ, на конкурсе могут продаваться акции либо доля в уставном капитале открытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанных обществ, если в отношении такого имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.
Таким образом, статьей 20 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ, действующей в редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 201-ФЗ, продажа предприятия как имущественного комплекса на конкурсе не предусмотрена.
Кроме того, указанной статьей в новой редакции перечень открытых акционерных обществ, акции которого подлежат продаже, не ограничен только акционерными обществами, созданными в процессе приватизации.
Изменившейся редакцией статьи предусмотрена также продажа доли в уставном капитале открытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.
Таким образом, абз. 2 п. 8.1 раздела 8 Положения не приведен в соответствие с изменениями ст. 20 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ и не соответствует законодательству в части слов "предприятие как имущественный комплекс, или", "созданного в процессе приватизации".
В соответствии с п. 8.15 раздела 8 Положения в случае продажи имущественного комплекса унитарного предприятия до перехода к победителю конкурса права собственности указанное унитарное предприятие не вправе без согласования с победителем конкурса и собственником совершать какие-либо сделки.
Разделом 13 Положения предусмотрены особенности сделок, связанных с продажей имущественного комплекса унитарного предприятия.
В силу п. 14 статьи 1 Федерального закона № 201-ФЗ от 11.07.2011 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" статья 27 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", предусматривающая особенности сделок, связанных с продажей имущественного комплекса унитарного предприятия, признана утратившей силу.
В силу п. п. 2, 5 ст. 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" в действующей редакции приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества. Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Таким образом, приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий путем продажи осуществляться не может, в связи с чем, п. 8.15 раздела 8, раздел 13 Положения противоречат действующему законодательству.
Абзацем 2 п. 8.7 раздела 8 Положения предусмотрено, что задаток для участия в конкурсе устанавливается в размере 20 процентов от начальной цены, указанной в информационном сообщении о проведении указанного конкурса.
Согласно ч. 5 ст. 20 Закона № 178-ФЗ для участия в конкурсе претендент вносит задаток в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.
Таким образом, размер задатка, установленный абз. 2 п. 8.7 раздела 8 Положения, превышает размер задатка, установленного законом. На основании изложенного абз. 2 п. 8.7 раздела 8 Положения не соответствует ч. 5 ст. 20 Закона № 178-ФЗ.
В соответствии с абз. 6 п. 8.9 раздела 8 Положения в течение 10 дней с даты подведения итогов конкурса с победителем конкурса заключается договор купли-продажи.
Частью 13 ст. 20 Закона № 178-ФЗ предусмотрено, что договор купли-продажи заключается в течение пятнадцати рабочих дней с даты подведения итогов конкурса с победителем конкурса.
Таким образом, абз. 6 п. 8.9 раздела 8 Положения не соответствует ч. 13 ст. 20 Закона № 178-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению полностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить полностью.
2. Признать недействующими п. 6 раздела 1, п. 3.1 в части слов "исключительно", п. 3.1.7 раздела 3, абзацы 4, 5, 6 в части слов "балансовый отчет открытого акционерного общества на последнюю отчетную дату перед опубликованием информационного сообщения", абзац 7 п. 4.5 раздела 4, абзац 6, 16, 19, 20 п. 6.2 раздела 6, абзац 2 п. 8.1, абзац 2 п. 8.7, абзац 2 п. 8.7, абзац 6 п. 8.9, п. 8.15 раздела 8, раздел 13 Положения "О порядке организации и проведения приватизации имущества, находящегося в собственности Белоярского городского округа", утвержденного решением Думы Белоярского городского округа от 29.04.2009 № 42, как не соответствующие ст. ст. 5, 13, 15, 18, 20, 25 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
И.В.ХАЧЕВ

Судьи
Л.В.КОЛОСОВА
Н.И.РЕМЕЗОВА


------------------------------------------------------------------