Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2014 по делу N А60-50746/2013 <О признании недействующими пункта 2 Постановления Администрации г. Каменска-Уральского от 02.08.2012 N 1125 "О нормах накопления отходов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский" и приложения к Постановлению>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2014 г. по делу № А60-50746/2013

Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 05 марта 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Г.Н. Подгорновой, судей В.В. Окуловой, Л.В. Колосовой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Кирьяк рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
заместителя прокурора Свердловской области
к Администрации города Каменска-Уральского
о признании недействующим в части нормативного правового акта.
В судебном заседании участвовали:
от заявителя: К.В. Поль, прокурор отдела, доверенность № 8/2-15-13 от 20.06.2013 г., служебное удостоверение;
от заинтересованного лица: Ю.А. Александрова, юрист, доверенность № 480 от 06.02.2013 г., служебное удостоверение.
Представителям лиц, участвующих в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заместитель прокурора Свердловской области уточнил требования. Уточнение судом принято. Заявитель просит приобщить к материалам дела возражения на отзыв. Ходатайство судом удовлетворено, представленные возражения приобщены судом к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступало.

Заместитель прокурора Свердловской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления Администрации города Каменска-Уральского № 1125 от 02.08.2012 г. "О нормах накопления отходов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский".
В судебном заседании заместитель прокурора уточнил требования и просит признать п. 2 постановления Администрации города Каменска-Уральского № 1125 от 02.08.2012 "О нормах накопления отходов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский" и приложение к постановлению Администрации города Каменска-Уральского № 1125 от 02.08.2012 г. "О нормах накопления отходов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский" противоречащими п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 2, 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 11 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 8, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Кроме того, заявитель просит признать недействующими п. 2 постановления Администрации города Каменска-Уральского № 1125 от 02.08.2012 "О нормах накопления отходов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский" и приложение к постановлению Администрации города Каменска-Уральского № 1125 от 02.08.2012 "О нормах накопления отходов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский".
Заинтересованное лицо требования не признает, ссылается на законность оспариваемого постановления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд

установил:

02.08.2012 г. Администрацией города Каменска-Уральского вынесено постановление № 1125 "О нормах накопления отходов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский".
Приложением к указанному постановлению утверждены рекомендуемые годовые нормы накопления отходов.
Данное постановление опубликовано в газете "Каменский рабочий", выпуск № 62 от 14.08.2012 г.
Полагая, что указанное постановление в части пункта 2 и приложение к нему не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы лиц, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, организаций, в процессе деятельности которых образуются отходы, заместитель прокурора Свердловской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 2 данного постановления индивидуальным предпринимателям и организациям всех форм собственности в целях обеспечения вывоза отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, рекомендовано руководствоваться годовыми нормами накопления отходов, согласно Приложению.
При этом в приложении к постановлению приведены годовые нормы накопления отходов от деятельности учреждений и организаций города Каменска-Уральского с указанием наименований объектов образования отходов (предприятия общественного питания, медицинские учреждения, образовательные учреждения и т.д.), а также годовое количество отходов в кубических метрах на единицу измерения.
Таким образом, постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 02.08.2012 г. за № 1125 установлены единые требования, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, учреждениями, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с образованием и накоплением отходов производства и потребления.
В соответствии с пунктом "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей природной среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" законодательство в области охраны окружающей природной среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей природной среды, установлены п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды".
Пунктом 11 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В п. 24 ч. 1 ст. 5 Устава муниципального образования "город Каменск-Уральский", утвержденного решением Каменск-Уральской городской Думы от 22.02.2006 г. № 148, указано, что к вопросам местного значения относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно п. 4 указанного закона, порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 г. № 50.
Таким образом, из названных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления городских округов по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Полномочиями по утверждению нормативов образования твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности предприятий, учреждений и организации, органы местного самоуправления городских округов не обладают.
Постановление Администрации города Каменска-Уральского № 1125 от 02.08.2012 "О нормах накопления отходов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский" в оспариваемой части затрагивает права и законные интересы предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, а также учреждений, в процессе деятельности которых образуются отходы, поскольку устанавливает единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов без учета особенностей осуществления деятельности и объемов реализуемой продукции.
Данные особенности объемов образующихся отходов должны быть учтены в разрабатываемых предприятиями, учреждениями, организациями проектах нормативов образования отходов, а не устанавливаться нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 72 Конституции Российской Федерации и указанными выше нормами законодательства, суд приходит к выводу о том, что п. 2 постановления Администрации города Каменска-Уральского № 1125 от 02.08.2012 "О нормах накопления отходов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский" и приложение к постановлению Администрации города Каменска-Уральского № 1125 от 02.08.2012 г. "О нормах накопления отходов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский" противоречит положениям Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Федерального закона "Об охране окружающей природной среды" и вынесен органом местного самоуправления с превышением полномочий.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном порядке.
Согласно статьям 52, 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, суд полагает, что заявленные заместителем прокурора Свердловской области требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Довод заинтересованного лица о том, что муниципальный акт в оспариваемой части не имеет нормативного характера, поскольку лишь рекомендован к применению, не принят судом во внимание. Из пункта 4 оспариваемого постановления, предусматривающего осуществление контроля за его исполнением со стороны должностного лица органа местного самоуправления, следует, что постановление, в том числе в оспариваемой части, носит общеобязательный характер. При этом цель принятия постановления органом местного самоуправления (определение объемов отходов для организации процесса их сбора и вывоза), по мнению суда, не влияет на характер акта, поскольку не исключает применение постановления неограниченным кругом лиц и в иных целях.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать п. 2 постановления Администрации города Каменска-Уральского № 1125 от 02.08.2012 "О нормах накопления отходов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский" и приложение к постановлению Администрации города Каменска-Уральского № 1125 от 02.08.2012 г. "О нормах накопления отходов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский" противоречащими п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 2, 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 11 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 8, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
3. Признать недействующими п. 2 постановления Администрации города Каменска-Уральского № 1125 от 02.08.2012 "О нормах накопления отходов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский" и приложение к постановлению Администрации города Каменска-Уральского № 1125 от 02.08.2012 "О нормах накопления отходов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский".
4. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
5. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Г.Н.ПОДГОРНОВА

Судьи
В.В.ОКУЛОВА
Л.В.КОЛОСОВА


------------------------------------------------------------------