Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2014 по делу N А60-50753/2013 <О признании частично недействующим Постановления Администрации городского округа Красноуральск от 04.10.2013 N 1574 "Об утверждении нормативов накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2014 г. по делу № А60-50753/2013

Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 05 марта 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Г.Н. Подгорновой, судей С.А. Хомяковой, О.В. Гаврюшина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Кирьяк рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
заместителя прокурора Свердловской области
к Администрации городского округа Красноуральск
о признании недействующим в части нормативного правового акта.
В судебном заседании участвовали:
от заявителя: К.В. Поль, старший прокурор отдела, доверенность № 8/2-15-13 от 20.06.2013 г., служебное удостоверение;
от заинтересованного лица: не явились.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заинтересованного лица.
Представителю заявителя процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
В материалах дела имеется ходатайство Администрации городского округа Красноуральск об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью явки представителя в данное судебное заседание.
Учитывая мнение присутствующего в судебном заседании представителя заявителя, возражающего против отложения судебного разбирательства, наличие в материалах дела отзыва заинтересованного лица, возможность рассмотрения дела по имеющимся в нем доказательствам, а также процессуальные сроки рассмотрения данного дела, суд в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства отказал.
Заместитель прокурора Свердловской области уточнил требования. Уточнение судом принято. Заявитель просит приобщить к материалам дела возражения на отзыв. Ходатайство судом удовлетворено, представленные возражения приобщены судом к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступало.

Заместитель прокурора Свердловской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления Администрации городского округа Красноуральск № 1574 от 04.10.2013 г. "Об утверждении нормативов накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск".
В судебном заседании заместитель прокурора уточнил требования и просит признать п. 1 постановления Администрации городского округа Красноуральск № 1574 от 04.10.2013 "Об утверждении нормативов накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск" в части слов "объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений" и приложение к постановлению Администрации городского округа Красноуральск № 1574 от 04.10.2013 "Об утверждении нормативов накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск" в части пунктов 1.1 - 6.7 противоречащими п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 2, 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 11 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 8, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Кроме того заявитель просит признать недействующими п. 1 постановления Администрации городского округа Красноуральск № 1574 от 04.10.2013 "Об утверждении нормативов накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск" в части слов "объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений" и приложение к постановлению Администрации городского округа Красноуральск № 1574 от 04.10.2013 "Об утверждении нормативов накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск" в части пунктов 1.1 - 6.7.
Заинтересованное лицо требования не признает, ссылается на законность оспариваемого постановления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, суд

установил:

04.10.2013 г. Администрацией городского округа Красноуральск вынесено постановление № 1574 "Об утверждении нормативов накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск".
Приложением к указанному постановлению утверждены рекомендуемые нормативы накопления бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений.
Данное постановление опубликовано в газете "Красноуральский рабочий", выпуск № 140 от 10.10.2013 г.
Полагая, что указанное постановление и приложение к нему в части не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы лиц, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, и организаций, в процессе деятельности которых образуются отходы, заместитель прокурора Свердловской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 1 данного постановления утверждены нормативы накопления твердых бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск (приложение).
При этом в приложении к постановлению приведены среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений Красноуральского городского округа с указанием наименования объекта образования отходов (предприятия службы быта, автотранспортные предприятия, медицинские учреждения и т.д.), а также годового количества отходов в кубических метрах на единицу измерения.
Так, в частности:
- п. 1.1. продовольственный магазин с 1 м2 торговой площади - 1,98 м3
- п. 1.2. павильон с 1 м2 торговой площади - 2,18 м3
- п. 1.3. лоток с 1 торгового места - 2,53 м3
- п. 1.4. палатка, киоск с 1 м2 торговой площади - 1,27 м3
- п. 1.5. торговля с машин с 1 торгового места - 2,53 м3
- п. 1.6. промышленный магазин, магазин хозтоваров, супермаркет, универсам с 1 м2 торговой площади - 0,58 м3
- п. 1.7. рынки продовольственные, промышленные с 1 торгового места - 1,27 м3
- п. 1.8. складские помещения с 1 м2 площади - 0,13 м3
- п. 2.1. дошкольное образовательное учреждение с 1 места - 0,58 м3
- п. 2.2. общеобразовательное учреждение на 1 учащегося - 0,17 м3
- п. 2.3. дома-интернаты на 1 учащегося - 0,58 м3
- п. 3.1. аптека с 1 м2 торговой площади - 0,50 м3
- п. 3.2. больница на 1 койко-место - 0,97 м3
- п. 3.3. поликлиники на 1 посещение - 0,0006 м3
- п. 3.4. санатории, диспансеры на 1 койко-место - 0,97 м3
- п. 4.1. парикмахерские и косметические салоны на 1 место - 0,8 м3
- п. 4.2. гостиницы и общежития на 1 место - 0,97 м3
- п. 4.3. организации общественного питания, кафе, закусочная и т.д. на 1 место - 1,17 м3
- п. 4.4. организация общественного питания (сезонного режима работы) на 1 место - 1,32 м3
- п. 4.5. организации, осуществляющие деятельность по ремонту бытовой радио- или компьютерной техники с 1 м 2 торговой площади - 0,17 м3
- п. 4.6. организации, осуществляющие деятельность по ремонту/ пошиву обуви и одежды с 1 м.2 общей площади - 0,17 м3
- п. 4.7. химчистки и прачечные с 1 м2 общей площади - 0,17 м3
- п. 4.8. приемные пункты вторсырья с 1 м2 общей площади - 0,28 м3
- п. 5.1. автомастерские, шиномонтажные мастерские на 1 машино/место - 0,92 м3
- п. 5.2. автозаправочные станции на 1 машино/место - 0,13 м3
- п. 5.3. автостоянка, парковка на 1 машино/место - 0,13 м3
- п. 5.4. гаражи, ямы смотровые на 1 машино/место - 0,92 м3

- п. 6.1.1 офисы с 1 сотрудника - 0,25 м3
- п. 6.2. административные и иные учреждения с 1 сотрудника - 1,58 м3
- п. 6.3. детские клубы, кинотеатры, библиотеки на 1 место - 0,27 м3
- п. 6.4. спортивные арены, стадионы на 1 место - 0,06 м3
- п. 6.5 компьютерные салоны, игровые автоматы, развлекательные клубы на 1 место - 0,32 м3
- п. 6.6. бани на 1 посещение - 0,006 м3
- п. 6.7. вокзалы, автовокзалы с 1 м2 общей площади - 0,66 м3.
Таким образом, постановление Администрации городского округа Красноуральск от 04.10.2013 г. за № 1574 устанавливает единые требования, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, учреждениями, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с образованием и накоплением отходов производства и потребления.
В соответствии с пунктом "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей природной среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" законодательство в области охраны окружающей природной среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей природной среды, установлены п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды".
Пунктом 11 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В п. 12 ч. 1 ст. 6 Устава городского округа Красноуральск, утвержденного решением городской Красноуральской городской Думы от 20.05.2005 г. № 156, указано, что к вопросам местного значения относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно п. 4 указанного закона, порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 г. № 50.
Таким образом, из названных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления городских округов по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Полномочиями по утверждению нормативов образования бытовых отходов, образующихся в результате деятельности предприятий, учреждений и организаций, органы местного самоуправления городских округов не обладают.
Постановление Администрации городского округа Красноуральск № 1574 от 04.10.2013 г. "Об утверждении нормативов накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск" в оспариваемой части затрагивает права и законные интересы предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, а также учреждений, в процессе деятельности которых образуются отходы, поскольку устанавливает единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов, без учета особенностей осуществления деятельности и объемов реализуемой продукции.
Данные особенности объемов образующихся отходов должны быть учтены в разрабатываемых предприятиями, учреждениями, организациями проектах нормативов образования отходов, а не устанавливаться нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 72 Конституции Российской Федерации и федеральным законодательством об общих принципах организации местного самоуправления, суд приходит к выводу о том, что постановление Администрации городского округа Красноуральск № 1574 от 04.10.2013 "Об утверждении нормативов накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск" в части слов "объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений" и приложение к постановлению Администрации городского округа Красноуральск № 1574 от 04.10.2013 "Об утверждении нормативов накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск" в части пунктов 1.1 - 6.7 противоречит положениям Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Федерального закона "Об охране окружающей природной среды" и вынесен органом местного самоуправления с превышением полномочий.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном порядке.
Согласно статьям 52, 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, суд полагает, что заявленные заместителем прокурора Свердловской области требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Ссылка заинтересованного лица на решение Красноуральского городского суда Свердловской области от 12.03.2010 г. судом во внимание не принимается, поскольку данное решение принято по результатам рассмотрения требования об оспаривании иного муниципального нормативного правового акта.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать п. 1 постановления Администрации городского округа Красноуральск № 1574 от 04.10.2013 "Об утверждении нормативов накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск" в части слов "объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений" и приложение к постановлению Администрации городского округа Красноуральск № 1574 от 04.10.2013 "Об утверждении нормативов накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск" в части пунктов 1.1 - 6.7 противоречащими п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 2, 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 11 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 8, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
3. Признать недействующими п. 1 постановления Администрации городского округа Красноуральск № 1574 от 04.10.2013 "Об утверждении нормативов накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск" в части слов "объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений" и приложение к постановлению Администрации городского округа Красноуральск № 1574 от 04.10.2013 "Об утверждении нормативов накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск" в части пунктов 1.1 - 6.7.
4. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
5. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Г.Н.ПОДГОРНОВА

Судьи
С.А.ХОМЯКОВА
О.В.ГАВРЮШИН


------------------------------------------------------------------