Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.03.2014 по делу N А60-50687/2013 <О признании частично недействующим Положения "Об аренде имущества, находящегося в собственности Артемовского городского округа", утв. Решением Думы Артемовского городского округа от 29.08.2013 N 340>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2014 г. по делу № А60-50687/2013

Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2014 года
Полный текст решения изготовлен 24 марта 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Н.Л. Дегонской, судей С.Е. Калашника, П.Н. Киреева при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Показаньевой рассмотрел в судебном заседании дело № А60-50687/2013
по заявлению Заместителя прокурора Свердловской области старшего советника юстиции Чуличкова Д.В. (ИНН 6658033077)
к Думе Артемовского городского округа
о признании не действующим нормативного правового акта в части.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Костина О.А., помощник прокурора Свердловской области,
от заинтересованного лица: извещено надлежащим образом, в суд представитель не явился.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Свердловской области по веб-адресу www.ekaterinburg.arbitr.ru.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов суду не заявлено.
Заявления и ходатайства не поступили.


Заместитель прокурора Свердловской области (далее - заявитель) просит признать не соответствующими ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 16.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 3, 421 ГК РФ, п. 9 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 второе предложение абз. 1 п. 3 статьи 3, п.п. 4 - 10, 12, 13 п. 3 статьи 4, п. 5 статьи 5 Положения "Об аренде имущества, находящегося в собственности Артемовского городского округа", утвержденного решением Думы Артемовского городского округа № 340 от 29.08.2013.
Также заявитель просит признать не действующими второе предложение абз. 1 п. 3 статьи 3, п.п. 4 - 10, 12, 13 п. 3 статьи 4, п. 5 статьи 5 Положения "Об аренде имущества, находящегося в собственности Артемовского городского округа", утвержденного решением Думы Артемовского городского округа № 340 от 29.08.2013.
Дума Артемовского городского округа (далее - заинтересованное лицо) возражает в отношении заявленных требований в части второго предложения абз. 1 п. 3 статьи 3 Положения по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на правомерность оспариваемого нормативного акта в данной части и мотивируя тем, что положения данного пункта не нарушают чьи-либо права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В остальной части заявленные требования Дума Артемовского городского округа признала (аудиопротокол предварительного судебного заседания от 12.02.2014)
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Решением Думы Артемовского городского округа № 340 от 29.08.2013 утверждено Положение "Об аренде имущества, находящегося в собственности Артемовского городского округа" (далее - Положение).
Данное решение опубликовано в газете "Артемовский рабочий" № 37 от 13.09.2013.
Положение устанавливает единые правовые нормы - правила передачи муниципального имущества в аренду, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основой деятельности муниципального образования.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном порядке.
Согласно статьям 52, 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статей 52, 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением об оспаривании нормативного акта в части.
В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В соответствии с абз. 1 п. 3 статьи 3 Положения состав конкурсной (аукционной) комиссии по проведению конкурса (аукциона) на право заключения договора аренды имущества, составляющего казну городского округа, утверждается распоряжением Комитета по управлению имуществом. В состав комиссии входят представители Комитета по управлению имуществом, депутат Думы Артемовского городского округа (по согласованию), Финансового управления администрации Артемовского городского округа (по согласованию), представитель Координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при главе Артемовского городского округа (по согласованию).
Согласно ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Согласно п. 9 Правил, утвержденных приказом ФАС России № 67 от 10.02.2010, организатор конкурса или аукциона до размещения извещения о проведении конкурса или аукциона принимает решение о создании комиссии, определяет ее состав и порядок работы, назначает председателя комиссии.
Представительный орган местного самоуправления не является органом местного самоуправления, осуществляющим права собственника муниципального имущества, в связи с чем, не может выступать в качестве организатора конкурса (аукциона).
Кроме того, в силу ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 22 Устава Артемовского городского округа, принятого решением Артемовской Думы от 16.06.2005 № 530 (в ред. от 29.08.2013), к полномочиям представительного органа местного самоуправления - Думы Артемовского городского округа определение состава конкурсной или аукционной комиссии не отнесено.
В связи с изложенным второе предложение абз. 1 п. 3 статьи 3 Положения не соответствует ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 9 Приказа ФАС от 10.02.2010 № 67, ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с п. 3 статьи 4 Положения обязательными условиями договора аренды являются:
1) данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта временного пользования;
2) размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы;
3) условия временного пользования имуществом, определяемые в соответствии с назначением последнего (указание вида деятельности, осуществляемого арендатором);
4) обязательство по заключению договоров на коммунальные услуги (за исключением объектов инженерной инфраструктуры);
5) обязательство по заключению договора на содержание общего имущества многоквартирного дома;
6) обязательства арендатора по проведению текущего ремонта;
7) обязательства арендатора по своевременному возврату объекта недвижимости;
8) рекомендация по заключению договора страхования имущества;
9) санкции, применяемые сторонами в случае не выполнения условий договора аренды;
- в случае несвоевременной оплаты арендной платы с арендатора взимаются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки с просроченной суммы неисполненного обязательства;
- в случае несвоевременной сдачи арендатором объекта по окончании договорных отношений взимаются пени в размере 0,5% в день от балансовой стоимости объекта за каждый день просрочки;
- за невыполнение несущественных условий договора аренды арендатор уплачивает штраф в размере 10-ти минимальных размеров оплаты труда, действующих на момент нарушения, за каждый случай нарушения;
10) срок предупреждения арендатора о расторжении договора аренды в связи с возникновением предусмотренных договором оснований по расторжению договора;
11) срок действия договора аренды;
12) условия досрочного расторжения договора аренды;
13) обязательство беспрепятственного доступа представителям организаций, обслуживающих жилой дом, с целью проверки технического состояния жилого дома и инженерных коммуникаций в целом, если арендуемый объект находится в жилом доме.
Согласно п. 5 статьи 5 Положения помимо арендной платы арендатор обязан за свой счет нести расходы на содержание арендованного имущества (амортизационные отчисления, техническое и эксплуатационное обслуживание, коммунальные платежи и иные расходы в соответствии с действующим законодательством), уплачивать налоги в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
В силу ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Положения, предусмотренные п.п. 4 - 10, 12, 13 п. 3 статьи 4 Положения, не отнесены законом к обязательными условиями договора аренды.
Внесение арендатором помимо арендной платы иных платежей может быть предусмотрено условиями договора. Возложение таких обязанностей на арендатора нормативно-правовым актом органа местного самоуправления противоречит ст. 421 ГК РФ.
Учитывая, что в силу ст. 3 ГК РФ у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия в области гражданско-правового нормотворчества, п.п. 4 - 10, 12, 13 п. 3 статьи 4, п. 5 статьи 5 Положения не соответствуют ст. 421 ГК РФ.
Заинтересованное лицо требования в данной части признало.
Оспариваемый нормативный правовой акт ограничивает права хозяйствующих субъектов на осуществление коммерческой деятельности, устанавливая дополнительные, непредусмотренные законом препятствия к приобретению права на муниципальное имущество, наделяет представительный орган местного самоуправления полномочиями по формированию состава конкурсной (аукционной) комиссии, что в силу ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" является недопустимым.
Статьей 209 ГК РФ закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. ст. 215, 125 ГК РФ, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Устава Артемовского городского округа порядок организации деятельности Думы городского округа определяется Регламентом, принимаемым Думой городского округа, который устанавливает периодичность, порядок созыва и проведения заседаний Думы городского округа и иных организационных форм ее деятельности, планирования работы, подготовки и принятия правовых актов, организации работы аппарата Думы городского округа и иные вопросы ее деятельности.
Регламентом Думы Артемовского городского округа, утвержденным решением от 29.06.2010 № 867, одной из форм депутатской деятельности определено участие депутатов Думы Артемовского городского округа участие в работе комиссий, советов, создаваемых в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, по решению Думы.
В отзыве заинтересованное лицо пояснило, что реализуя свою компетенцию в сфере имущественных отношений, Дума Артемовского городского округа в пункте 3 статьи 3 Положения об аренде имущества, находящегося в собственности Артемовского городского округа установила, что состав конкурсной комиссии (аукционной) комиссии по проведению конкурса (аукциона) на право заключения договора аренды имущества, составляющего казну городского округа, утверждается распоряжением Комитета по управлению имуществом Артемовского городского округа, также определила, представители каких органов местного самоуправления Артемовского городского округа (Комитет по управлению имуществом Артемовского городского округа, Дума Артемовского городского округа), функционального органа Администрации Артемовского городского округа (Финансовое управление Администрации Артемовского городского округа) и совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства (Координационный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при главе Артемовского городского округа) должны быть включены в конкурсную (аукционную) комиссию, поскольку законодательство Российской Федерации не устанавливает какие-либо требования к порядку управления и распоряжения муниципальным имуществом, определяемому представительными органами муниципальных образований и оставлено законодателем на усмотрение представительного органа местного самоуправления. Данный довод отклонен судом как ошибочный и не принимается на основании вышеизложенного.
При таких обстоятельствах заявленные требования Заместителя прокурора Свердловской области следует удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать не соответствующими ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 16.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 3, 421 ГК РФ, п. 9 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 второе предложение абз. 1 п. 3 статьи 3, п.п. 4 - 10, 12, 13 п. 3 статьи 4, п. 5 статьи 5 Положения "Об аренде имущества, находящегося в собственности Артемовского городского округа", утвержденного решением Думы Артемовского городского округа № 340 от 29.08.2013.

1. Признать недействующими второе предложение абз. 1 п. 3 статьи 3, п.п. 4 - 10, 12, 13 п. 3 статьи 4, п. 5 статьи 5 Положения "Об аренде имущества, находящегося в собственности Артемовского городского округа", утвержденного решением Думы Артемовского городского округа № 340 от 29.08.2013.
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Н.Л.ДЕГОНСКАЯ

Судья
С.Е.КАЛАШНИК

Судья
П.Н.КИРЕЕВ


------------------------------------------------------------------