Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2014 по делу N А60-40731/2013 <О признании недействующим подпункта 7 пункта 1 статьи 3 Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 135-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в части наделения органов местного самоуправления правом заключать с организациями, за исключением муниципальных учреждений, и индивидуальными предпринимателями муниципальные контракты, в которых предусматривается оказание возмездных услуг по перечислению и выплате гражданам жилищных субсидий>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2014 г. по делу № А60-40731/2013

Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2014 года
Полный текст решения изготовлен 28 марта 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Ю.К. Киселева, судей Н.Н. Присухиной и Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.С. Качуриной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление)
к Законодательному Собранию Свердловской области (далее - собрание)
о признании недействующим нормативного правового акта.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Правительство Свердловской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Мальцев А.Л. (доверенность от 09.12.2013);
собрания - Мешалкина А.В. (доверенность № 3с-6591 от 12.09.2013).
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Управление 22.10.2013 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим с момента принятия подпункта 7 пункта 1 статьи 3 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 135-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в части наделения органов местного самоуправления правом заключать с организациями, за исключением муниципальных учреждений, и индивидуальными предпринимателями муниципальные контракты, в которых предусматривается оказание возмездных услуг по перечислению и (или) выплате гражданам жилищных субсидий, как не соответствующего статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Определением суда от 13.2.2013 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу (истечения срока кассационного обжалования) решения Арбитражного суда Свердловской области по аналогичному делу - № А60-32288/2013.
25.02.2014 производство по делу возобновлено.
В судебном заседании 28.03.2014 собрание требование признало, пояснило, что в настоящее время подготовлен проект Закона Свердловской области о внесении изменений в оспариваемый прокурором закон, которым оспариваемый подпункт 7 пункта 1 статьи 3 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 135-ОЗ будет признан утратившим силу.
Признание иска принято судом.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области принят Областной закон от 29.10.2007 № 135-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - Закон № 135-ОЗ).
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 3 Закона № 135-ОЗ предусмотрено право органов местного самоуправления заключать с организациями, за исключением муниципальных учреждений, и индивидуальными предпринимателями муниципальные контракты, в которых предусматривается оказание возмездных услуг по перечислению и (или) выплате гражданам жилищных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Управление, полагая, что подпункт 7 пункта 1 статьи 3 Закона № 135-ОЗ в части наделения органов местного самоуправления правом заключать с организациями, за исключением муниципальных учреждений, и индивидуальными предпринимателями муниципальные контракты, в которых предусматривается оказание возмездных услуг по перечислению и (или) выплате гражданам жилищных субсидий, не соответствует статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требование управления следует удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Право территориального антимонопольного органа обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрено подпунктом "а" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрена возможность предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно части 7 данной статьи порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
В соответствии с п. 42 Правил уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 названных Правил.
Уполномоченные органы ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги перечисляют средства на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования.
По решению уполномоченного органа субсидии могут предоставляться путем выплаты (доставки) средств через организации связи или выплаты из кассы уполномоченного органа в случае отсутствия в населенных пунктах филиалов банков, а также в случае, если по состоянию здоровья, в силу возраста, из-за отсутствия пешеходной или транспортной доступности получатели субсидий не имеют возможности открывать банковские счета или вклады до востребования и пользоваться ими.
Согласно п. 65 Правил расходы, связанные с предоставлением субсидий, включают в себя расходы непосредственно на предоставление субсидий и расходы на обеспечение их предоставления.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под публичными нормативными обязательствами понимаются публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, а под публичным обязательством - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации)
Исполнение публичных обязательств публично-правового образования перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, относится к полномочиям соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской - деятельность по реализации функций соответственно органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Следовательно, предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренное ст. 160 ЖК РФ, является функцией соответствующих органов власти, реализуемой посредством оказания государственной услуги.
Пункт 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на наделение органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 3 статья 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет совмещения функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
Таким образом, исходя из содержания указанных норм, следует, что хозяйствующий субъект не может быть наделен функциями и правами соответствующих органов, за исключением отдельных, специально оговоренных случаев.
Из оспариваемой нормы Закона № 135-ОЗ следует, что функция по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включает в себя, в том числе расчет, перечисление и (или) выплату такой компенсации. Содержание указанной функции предполагает совершение соответствующим органом власти действий по расчету, перечислению и (или) выплате в рамках ее реализации (предоставления компенсации).
Следовательно, собрание, наделив органы местного самоуправления полномочиями заключать с организациями, за исключением муниципальных учреждений, и индивидуальными предпринимателями муниципальные контракты оказания возмездных услуг по перечислению и (или) выплате гражданам компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, нарушило запреты, установленные статьей 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Требование Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области удовлетворить.
Признать подпункт 7 пункта 1 статьи 3 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 135-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в части наделения органов местного самоуправления правом заключать с организациями, за исключением муниципальных учреждений, и индивидуальными предпринимателями муниципальные контракты, в которых предусматривается оказание возмездных услуг по перечислению и (или) выплате гражданам жилищных субсидий, не соответствующим статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и недействующим.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Ю.К.КИСЕЛЕВ

Судьи
Н.Н.ПРИСУХИНА
Л.Ф.САВИНА


------------------------------------------------------------------