Решение Екатеринбургской городской Думы от 08.04.2014 N 22 "Об Обращении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации"



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ШЕСТОЙ СОЗЫВ
Четырнадцатое заседание

РЕШЕНИЕ
от 8 апреля 2014 г. № 22

ОБ ОБРАЩЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", рассмотрев проект федерального закона от 11 марта 2014 года № 469827-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь статьей 26 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", Екатеринбургская городская Дума решила:
1. Принять Обращение депутатов Екатеринбургской городской Думы шестого созыва в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации "О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Приложение 1).
2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.
3. Опубликовать настоящее Решение в "Вестнике Екатеринбургской городской Думы", на официальном сайте Екатеринбургской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.egd.ru).
4. Контроль исполнения настоящего Решения возложить на постоянную комиссию по местному самоуправлению, культурной и информационной политике и связям с общественностью (Шарапов А.Н.).

Глава Екатеринбурга -
Председатель
Екатеринбургской городской Думы
Е.В.РОЙЗМАН
8 апреля 2014 года





Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 8 апреля 2014 г. № 22

В Государственную Думу
Федерального Собрания
Российской Федерации

ОБРАЩЕНИЕ
ДЕПУТАТОВ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ШЕСТОГО СОЗЫВА
"О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 11 марта 2014 года за № 469827-6, Екатеринбургская городская Дума отмечает следующее.
Необходимость преобразований в сфере законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении давно является назревшей и неоднократно признавалась ведущими исследователями в сфере муниципального права, экономики муниципалитетов, руководителями органов местного самоуправления, общественностью муниципальных образований. О поиске механизмов разрешения неотложных проблем местного самоуправления заявлял Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года.
Однако представленный проект федерального закона по своему содержанию не в полной мере соответствует этим предложениям. Отдельные его положения способствуют возникновению новых противоречий и проблем в системе муниципального управления.
Введение нового вида муниципальных образований - городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов - само по себе позволяет расширить круг вариантов организации местного самоуправления, но выбор того или иного варианта и решение вопросов преобразования городских округов должны осуществляться с обязательным участием самих муниципальных образований.
Только такой подход обеспечит реализацию важнейших принципов самостоятельности местного самоуправления, закрепленных статьей 12 и главой 8 Конституции Российской Федерации.
Дискреционные полномочия регионального законодателя в этой части, предусмотренные проектом федерального закона, должны соответствовать соотношению государственной власти и местного самоуправления, установленному Конституцией Российской Федерации. Полномочия по принятию закона субъекта Российской Федерации об изменении статуса городского округа могут быть реализованы только при наличии необходимого условия - инициативы населения городского округа, выражаемого его представительным органом.
Проект федерального закона не предусматривает прямых выборов депутатов и главы городского округа с внутригородским делением.
Между тем, согласно статьям 1, 3, 32 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации как демократическом правовом государстве высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы; граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Право на периодические свободные выборы закрепляет и Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что местное самоуправление, которое признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, является необходимой формой осуществления власти народа, обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения, в том числе путем определения структуры органов местного самоуправления и формирования органов муниципальной власти.
Отказ от прямого избрания населением депутатов представительного органа и главы муниципального образования не только противоречит Конституции Российской Федерации и международным правовым актам, но и не может быть объяснен жителям муниципальных образований. Вместо предложенного Президентом Российской Федерации приближения местного самоуправления к каждому человеку жители городов лишатся права участвовать в формировании органов местного самоуправления.
Недостаточно обоснованным и целесообразным является положение, содержащееся в проекте федерального закона и предусматривающее, что глава городского округа с внутригородским делением исключительно исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Согласно позиции высшего судебного органа конституционного контроля, законодатель не вправе действовать произвольно, а должен действовать с учетом вытекающих из Конституции Российской Федерации требований защиты общенациональных интересов и баланса конституционно значимых ценностей - соотносить принимаемые решения с природой местного самоуправления как наиболее приближенной к населению публичной власти.
Решение вопроса о месте избранного на муниципальных выборах главы городского округа, в том числе городского округа с внутригородским делением, в системе органов местного самоуправления должно находиться в компетенции населения муниципального образования и закрепляться в уставе муниципального образования как основном документе, регулирующем вопросы организации местного самоуправления в городском округе.
Законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении предусматривает различные варианты исполнения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах. Эти варианты применимы и для нового вида муниципальных образований - городских округов с внутригородским делением.
Осознавая роль и значение планируемых преобразований, исходя из изложенных выводов в отношении назначения и сути проекта федерального закона, Екатеринбургская городская Дума в целях защиты гарантированных Конституцией России и федеральными законами прав и свобод жителей Екатеринбурга считает необходимым учесть при рассмотрении проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предложения, направленные на обеспечение соответствия его положений конституционным принципам и гарантиям местного самоуправления (Приложение 1.1).





Приложение 1.1
к Обращению депутатов
Екатеринбургской городской Думы
шестого созыва
"О проекте федерального закона
"О внесении изменений
в Федеральный закон
"Об общих принципах организации
местного самоуправления
в Российской Федерации"

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1. Подпункт "а" пункта 2 статьи 1 проекта федерального закона (далее - проект) после слов "Российской Федерации" дополнить словами ", принимаемыми при наличии соответствующего предложения представительного органа городского округа, если наделение городского округа статусом городского округа с внутригородским делением предусмотрено его уставом,".
2. Абзац второй подпункта "в" пункта 4 статьи 1 проекта изложить в следующей редакции:
"7.1. Изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии соответствующего предложения представительного органа городского округа, если такое изменение статуса городского округа предусмотрено его уставом.".
3. В пункте 6 статьи 1 проекта слова "Законами субъектов Российской Федерации" заменить словами "Уставами городских округов с внутригородским делением".
4. В абзаце семнадцатом пункта 7 статьи 1 проекта слова "законами субъекта Российской Федерации и" исключить.
5. В абзаце восемнадцатом пункта 7 статьи 1 проекта слова "законами субъекта Российской Федерации и в соответствии с ними" исключить.
6. Подпункт "а" пункта 12 статьи 1 проекта перед словами "внутригородского района" дополнить словами "городского округа с внутригородским делением,".
7. Абзац третий подпункта "б" пункта 12 статьи 1 проекта изложить в следующей редакции:
"5. Представительный орган городского округа с внутригородским делением избирается на муниципальных выборах.".
8. В подпункте "в" пункта 12 статьи 1 проекта слова "законом субъекта Российской Федерации" заменить словами "соответственно уставом городского округа с внутригородским делением и внутригородского района".
9. Абзац шестой подпункта "а" пункта 13 статьи 1 проекта изложить в следующей редакции:
"6) глава городского округа с внутригородским делением в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом из своего состава; в случае избрания на муниципальных выборах глава городского округа с внутригородским делением в соответствии с уставом муниципального образования либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;".


------------------------------------------------------------------