Приказ Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 09.04.2014 N 104-п "Об утверждении Методических указаний "Обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации, к заключениям государственной и негосударственной экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, и организациям, уполномоченным на проведение таких экспертиз"



МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 9 апреля 2014 г. № 104-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
"ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, К ЗАКЛЮЧЕНИЯМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
И НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
И (ИЛИ) РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, И ОРГАНИЗАЦИЯМ,
УПОЛНОМОЧЕННЫМ НА ПРОВЕДЕНИЕ ТАКИХ ЭКСПЕРТИЗ"

Руководствуясь частью 1.1 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 05.03.2007 № 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", Положением об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2012 № 272 "Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий", в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций при осуществлении градостроительной деятельности, в связи с выявлением случаев нарушения установленного порядка подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных, не учитывающих весь комплекс требований по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, которые могут послужить основанием для выдачи разрешения на строительство, приказываю:
1. Утвердить Методические указания "Обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации, к заключениям государственной и негосударственной экспертиз проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, и организациям, уполномоченным на проведение таких экспертиз" (прилагаются).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в рамках реализации полномочий, установленных статьями 8 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, при проведении проверки наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство:
1) руководствоваться Методическими указаниями "Обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации, к заключениям государственной и негосударственной экспертиз проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, и организациям, уполномоченным на проведение таких экспертиз";
2) усилить контроль за наличием положительных заключений экспертиз, соответствующих установленным законодательством требованиям, и наличием копий свидетельств об аккредитации юридических лиц, выдавших положительные заключения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
3) учесть, что проведение негосударственной экспертизы осуществляется только юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
4) строго руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации в области законодательства о градостроительной деятельности, Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", Положением об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2012 № 272 "Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий";
5) в случае выявления несоответствия заключения требованиям законодательства должностному лицу, уполномоченному на выдачу разрешения на строительство, информировать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
3. Отделу реализации градостроительной политики (Безбородько А.Е.) и отделу стратегического планирования, контроля и мониторинга территориального планирования (Падерин И.М.) при поступлении информации о выявлении несоответствия заключения требованиям законодательства содействовать процедуре признания разрешения на строительство недействительным.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра, главного архитектора Свердловской области В.Г. Вениаминова.

Министр строительства и
развития инфраструктуры
Свердловской области
В.Н.КИСЕЛЕВ





Приложение
к Приказу
Министерства строительства
и развития инфраструктуры
Свердловской области
от 9 апреля 2014 г. № 104-п

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, К ЗАКЛЮЧЕНИЯМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И
НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И (ИЛИ)
РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, И ОРГАНИЗАЦИЯМ,
УПОЛНОМОЧЕННЫМ НА ПРОВЕДЕНИЕ ТАКИХ ЭКСПЕРТИЗ

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. Проведение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс РФ), предусмотрено в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
1.2. Процедура проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий объектов капитального строительства действующим законодательством о градостроительной деятельности направлена на обеспечение конструктивной надежности и безопасности объектов капитального строительства, а также иной безопасности, включая пожарную, санитарно-эпидемиологическую, экологическую, промышленную, ядерную, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды и т.д. (ст. 1 гл. 1 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", ст. 1 гл. 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
1.3. Экспертиза проводится:
- одновременно в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий;
- в отношении результатов инженерных изысканий до направления проектной документации на экспертизу;
- в отношении проектной документации при наличии положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации.
1.4. Применительно к территории Свердловской области обязательной государственной экспертизе в соответствии с частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса подлежит проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации:
- объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (федерального бюджета, областного бюджета, муниципального бюджета);
- особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (перечень определен статьей 48.1 Градостроительного кодекса);
- автомобильных дорог строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (федерального бюджета, областного бюджета, муниципального бюджета);
- объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения (в случае если затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта);
- объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий;
- объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
- объектов, сведения о которых составляют государственную тайну;
- объектов обороны и безопасности;
- объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности;
- иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации.
1.5. Государственная экспертиза так же может быть проведена и в отношении объектов капитального строительства, расположенных на территории Свердловской области, не включенных в перечень объектов подлежащих обязательной государственной экспертизе, а также объектов, указанных в части 2, части 3, части 3.1 Градостроительного кодекса в отношении которых экспертиза не проводится.
1.6. В отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий объектов капитального строительства не подлежащих обязательной государственной экспертизе, включая линейные, может быть проведена как государственная, так и негосударственная экспертиза.
Застройщик или технический заказчик вправе по собственной инициативе направить проектную документацию объектов капитального строительства, не подлежащих обязательной государственной экспертизе, и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.

2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, К ЗАКЛЮЧЕНИЯМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И
НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И (ИЛИ)
РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, И ОРГАНИЗАЦИЯМ,
УПОЛНОМОЧЕННЫМ НА ПРОВЕДЕНИЕ ТАКИХ ЭКСПЕРТИЗ

2.1. Государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных проводится органом уполномоченным на проведение такой экспертизы в зависимости от объекта капитального строительства.
На территории Свердловской области в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 02.03.2006 № 181-ПП "Об организации проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий на территории Свердловской области" (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 505-ПП) организацией уполномоченной на проведение государственной экспертизы является государственное автономное учреждение Свердловской области "Управление государственной экспертизы" (далее - ГАУ СО "Управление государственной экспертизы").
2.2. Федеральными органами исполнительной власти (ФАУ "Главгосэкспертиза России" и филиалы, Министерство обороны Российской Федерации и т.д.) обязательная государственная экспертиза проводится в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий следующих объектов капитального строительства, включая линейные:
- строительство, реконструкция которых частично или полностью финансируются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации;
- особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (перечень определен статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ);
- автомобильных дорог федерального значения, а также автомобильных дорог строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств федерального бюджета;
- объектов культурного наследия федерального значения (в случае если затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта);
- объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
- объектов, сведения о которых составляют государственную тайну;
- объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности;
- объектов обороны и безопасности;
- иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации.
2.3. Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ГАУ СО "Управление государственной экспертизы") обязательная государственная экспертиза проводится в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов капитального строительства, включая линейные:
- строительство, реконструкция которых частично или полностью финансируются (предполагается финансировать) за счет средств областного или муниципального бюджетов;
- автомобильных дорог строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых частично или полностью финансируются (предполагается финансировать) за счет средств областного или муниципального бюджетов;
- объекты культурного наследия регионального и местного значения (если при проведении работ затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта);
- объекты, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Законодательные акты:
часть 1 статьи 6.1 Градостроительного кодекса РФ;
часть 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ.
2.4. Негосударственная экспертиза проводится юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Юридическое лицо должно иметь свидетельство об аккредитации, выданное Федеральной службой по аккредитации:
- либо на право проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
- либо на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации;
- либо на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Перечень организаций, имеющих соответствующее свидетельство об аккредитации (на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации или на право проведения негосударственной экспертизы инженерных изысканий или на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий), представлен в государственном реестре Федеральной службы по аккредитации (РОСАККРЕДИТАЦИЯ) на сайте: www.fsa.gov.ru (-> Государственные услуги -> Реестры -> Государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий).
Законодательные акты:
часть 1 статьи 50 Градостроительного кодекса РФ;
часть 4.3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ;
п. 2 Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2012 № 272;
часть 7, часть 8 статьи 50 Градостроительного кодекса РФ.
2.5. Процедуры проведения негосударственной и государственной экспертиз, в том числе подготовка заключения, его подписание, утверждение и обжалование, осуществляются в порядке, установленном для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий "Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Положение, утв. ППРФ № 145).
Законодательные акты:
пункт 6 Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2012 № 272 (далее - Положение, утв. ППРФ № 272).
2.6. Недопустимо проведение экспертизы:
- в отношении отдельных разделов проектной документации и (или) отдельных разделов инженерных изысканий.
Законодательные акты:
часть 8 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, п. 24 Положения, утв. ППРФ № 145: "основанием для отказа в принятии документов на экспертизу является отсутствие в составе проектной документации разделов, предусмотренных частью 12, частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ";
п. 5 Положения, утв. ППРФ № 272: "объектом негосударственной экспертизы являются все разделы проектной документации и (или) результаты инженерных изысканий";
- негосударственной экспертизы в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий, или в отношении проектной документации, или в отношении результатов инженерных изысканий объектов капитального строительства, включая линейные, финансирование которых частично или полностью планируется осуществлять за счет средств бюджетов (независимо от уровня: федеральный, областной, муниципальный), объектов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий;
Законодательные акты:
часть 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ;
- в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий, или в отношении проектной документации, или в отношении результатов инженерных изысканий юридическими лицами, участвующими в разработке указанной документации. Нарушение данного требования является основанием для аннулирования аккредитации.
Законодательные акты:
часть 4.5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ;
- в отношении проектной документации при отсутствии положительного заключения результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки данной документации.
Законодательные акты:
часть 3.2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, пункт 16 раздела II Положения, утв. ППРФ № 145: "Результаты инженерных изысканий могут быть направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией или до направления проектной документации на экспертизу";
часть 8 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, пункт 24г раздела III Положения, утв. ППРФ № 145: "основанием для отказа в принятии проектной документации на экспертизу является отсутствие положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий".

3. ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗ

3.1. Заключение в зависимости от объекта экспертизы (п. 1.3 настоящих Методических указаний) должно содержать:
- перечень рассмотренных отчетов (разделов) инженерных изысканий;
- описание результатов инженерных изысканий (топографические, инженерно-геологические, экологические, гидрологические, метеорологические и климатические условия) территории, на которой предполагается строительство, реконструкция;
- перечень рассмотренных разделов (подразделов, частей) проектной документации;
- описание технической части проектной документации с описанием основных решений (мероприятий) по каждому из рассмотренных разделов;
- выводы по результатам рассмотрения о соответствии (несоответствии) в отношении результатов инженерных изысканий;
- выводы по результатам рассмотрения о соответствии (несоответствии) в отношении технической части проектной документации;
- общий вывод, содержащий итоговый вывод по результатам рассмотрения о соответствии или несоответствии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий установленным требованиям.
В случае проведения экспертизы проектной документации после экспертизы результатов инженерных изысканий, положительное заключение экспертизы должно содержать сведения о положительном заключении экспертизы результатов инженерных изысканий с указанием его реквизитов. Проведение экспертизы в отношении проектной документации объекта капитального строительства возможно только после получения положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий.
3.2. Все разделы (каждый) и подразделы проектной документации (перечень представлен в части 4 настоящих Методических указаний) должны быть рассмотрены и оценены экспертами, имеющими квалификационный аттестат соответствующего направления деятельности.
Проектная документация по объектам вне бюджетного финансирования состоит минимум из 10 обязательных разделов для объектов производственного и непроизводственного назначения (минимум 8 разделов для линейных объектов). Проектная документация по объектам бюджетного финансирования состоит минимум из 12 обязательных разделов для объектов производственного и непроизводственного назначения (10 разделов для линейных объектов). Материалы результатов инженерных изысканий содержат отчеты минимум по 5 видам изысканий (виды, состав изысканий определены частью 6 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ).
3.3. Заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы должно быть подготовлено и подписано экспертами, аттестованными на право подготовки заключений экспертизы по соответствующему направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате (наличие квалификационного аттестата у эксперта можно проверить на сайте Федеральной службы по аккредитации (РОСАККРЕДИТАЦИЯ) по адресу: www.fsa.gov.ru (-> Государственные услуги -> Реестры -> реестр экспертов по аккредитации)).
3.4. Заключение должно содержать следующие сведения в отношении подписавших его экспертов:
- сфера деятельности эксперта, соответственно его квалификационного аттестата;
- должность эксперта;
- указание раздела (подраздела, части) заключения экспертизы, подготовка которого была им осуществлена.
Законодательные акты:
часть 4.6 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ;
пункт 36 раздела V Положения, утв. ППРФ № 145: "заключение экспертизы готовится и подписывается лицами, аттестованными на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и участвовавшими в проведении экспертизы... Эксперт проводит государственную экспертизу и осуществляет подготовку заключения экспертизы проектной документации в отношении тех разделов (подразделов разделов) проектной документации, которые соответствуют направлению деятельности этого эксперта, указанному в квалификационном аттестате";
Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утв. Приказом ФА по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 02.07.2007 № 188 (основание применения: пункт 6 Положения, утв. ППРФ № 272: "процедуры проведения негосударственной экспертизы, в том числе подготовка экспертного заключения, его подписание, утверждение и обжалование, осуществляются в порядке, установленном для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий").
3.5. При проведении экспертизы в отношении проектной документации заключение (положительное или отрицательное) должно содержать сведения о положительном заключении по результатам инженерных изысканий, выполненных для разработки рассматриваемой проектной документации.
Законодательные акты:
часть 3.2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, пункт 16 раздела II Положения, утв. ППРФ № 145: "Результаты инженерных изысканий могут быть направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией или до направления проектной документации на экспертизу";
часть 8 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, пункт 24г раздела III Положения, утв. ППРФ № 145: "основанием для отказа в принятии проектной документации на экспертизу является отсутствие положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий".

4. СОСТАВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, НАПРАВЛЯЕМОЙ НА ЭКСПЕРТИЗУ

4.1. В соответствии с разделом II Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее - Положение, утв. ППРФ № 87), обязателен следующий состав разделов и подразделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения:
- Раздел 1 "Пояснительная записка" с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе с ГПЗУ, результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
- Раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка";
- Раздел 3 "Архитектурные решения";
- Раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения";
- Раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" состоит из следующих подразделов:
а) подраздел "Система электроснабжения";
б) подраздел "Система водоснабжения";
в) подраздел "Система водоотведения";
г) подраздел "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети";
д) подраздел "Сети связи";
е) подраздел "Система газоснабжения" (если требуется газоснабжение);
ж) подраздел "Технологические решения";
- Раздел 6 "Проект организации строительства" (согласно пункту 7 Положения, утв. ППРФ № 87, не является обязательным для объектов внебюджетного финансирования, необходимость его разработки определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком и указываются в задании на проектирование);
- Раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства" (если есть снос, демонтаж);
- Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды";
- Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности";
- Раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов";
- Раздел 10 (1) "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов";
- Раздел 11 "Смета на строительство" (согласно пункту 7 Положения, утв. ППРФ № 87, не является обязательным для объектов внебюджетного финансирования, необходимость его разработки определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком и указывается в задании на проектирование);
- Раздел 12 "Иная документация", разрабатывается в случаях предусмотренных федеральными законами (декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов; декларация безопасности гидротехнических сооружений; перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму).
4.2. В соответствии с разделом III Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 обязателен следующий состав разделов и подразделов проектной документации на линейные объекты капитального строительства:
- Раздел 1 "Пояснительная записка";
- Раздел 2 "Проект полосы отвода";
- Раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения";
- Раздел 4 "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта";
- Раздел 5 "Проект организации строительства" (согласно пункту 7 Положения, утв. ППРФ № 87, не является обязательным для объектов внебюджетного финансирования, необходимость его разработки определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком и указывается в задании на проектирование);
- Раздел 6 "Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта" (если есть снос, демонтаж);
- Раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды";
- Раздел 8 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности";
- Раздел 9 "Смета на строительство" (согласно пункту 7 Положения, утв. ППРФ № 87, не является обязательным для объектов внебюджетного финансирования, необходимость его разработки определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком и указывается в задании на проектирование);
- Раздел 10 "Иная документация", разрабатывается в случаях предусмотренных федеральными законами.

5. ПОСЛЕДСТВИЯ НЕСООТВЕТСТВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ
ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И (ИЛИ) РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ
ИЗЫСКАНИЙ ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

5.1. Результаты экспертиз проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, выполненные с нарушением законодательства, не являются положительными или отрицательными заключениями экспертиз, не гарантируют надежности, безопасности и соответствия техническим регламентам проектных решений строящегося объекта, и, соответственно, не могут служить основанием для выдачи разрешения на строительство.
5.2. В случае выявления несоответствия заключения требованиям законодательства на любом этапе инвестиционного строительного процесса должна быть инициирована процедура признания разрешения на строительство недействительным.
5.3. О выявленных нарушениях законодательства по вопросам, связанным с подготовкой заключения экспертизы, необходимо информировать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
5.4. Уполномоченный федеральный орган - Федеральная служба по аккредитации (РОСАККРЕДИТАЦИЯ) по информации, предоставленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении действия свидетельства об аккредитации, а в отдельных случаях и об аннулировании выданного свидетельства об аккредитации (основание: Правила аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1070).


------------------------------------------------------------------