Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.09.2014 по делу N А60-25801/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца первого подпункта 5.2 пункта 5 Решения Думы Каменского городского округа от 22.11.2012 N 65 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования "Каменский городской округ" в новой редакции">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 сентября 2014 г. по делу № А60-25801/2014

Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2014 года
Полный текст решения изготовлен 22 сентября 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Н.Н. Присухина, судей С.Е. Калашника, Н.Л. Дегонской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ООО "ИВЕРЬ" (ИНН 6661080704)
к Думе Каменского городского округа (ИНН 6612004612),
Функциональному органу Администрации Финансово-бюджетное управление (ИНН 6612034053, ОГРН 1106612002342),
с участием третьих лиц: Межрайонная ИФНС № 22 по Свердловской области (ИНН 6612001555, ОГРН 1046600633034), Финансовое управление администрации Каменского городского округа о признании недействующим нормативного правового акта,
при участии в судебном заседании
от заявителя: представители в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. О дате, месте судебного заседания также было объявлено в предварительном судебном заседании, о чем имеется подпись заявителя в протоколе предварительного заседания.
от заинтересованных лиц:
Думы Каменского городского округа - А.Г. Шестерова, представитель по доверенности № 1 от 18.08.2014, паспорт,
Функционального органа Администрации Финансово-бюджетное управление
представители не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
от третьих лиц:
Межрайонной ИФНС № 22 по Свердловской области представители не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей судом рассмотрено, удовлетворено.
Финансового управления администрации Каменского городского округа представители не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
В соответствии с ч. 5 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ Прокуратура Свердловской области обратилась с ходатайством о допуске прокурора к участию в деле № А60-25801/2014.
Согласно ч. 5 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам, указанным в части 1 настоящей статьи, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
Рассмотрев данное ходатайство, суд его удовлетворил, допустил к участию в данном деле прокурора.

Общество с ограниченной ответственностью "ИВЕРЬ" (ИНН 6661080704, ОГРН 1036603996538) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Городской Думе города Каменск-Уральского, Функциональному органу Администрации Финансово-бюджетное управление, Межрайонной ИФНС № 22 по Свердловской области о признании абзаца первого пп. 5.2. п. 5 Решения Думы Каменского городского округа от 22.11.2012 г. № 65 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования "Каменский городской округ" в новой редакции" (первоначальный текст документа опубликован в издании "Пламя", № 116, 30.11.2012 г.) недействующим с момента его принятия.
Городская Дума города Каменск-Уральского предоставила отзыв, указав, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку оспариваемый ненормативный акт принят Думой Каменского городского округа и опубликован в официальном печатном издании муниципального образования "Каменский городской округ".
Функциональный орган Администрации Финансово-бюджетное управление, указав, что в компетенцию Городской Думы города Каменска-Уральского не входит установление земельного налога на территории муниципального образования "Каменский городской округ", так как муниципального образование "Каменский городской округ" является самостоятельным муниципальным образованием, имеет свой Устав и свою структуру органов местного самоуправления.
Определением от 23 июля 2014 года произведена замена ненадлежащего ответчика по делу № А60-25801/2014 Городской Думы города Каменск-Уральского на надлежащего ответчика - Думу Каменского городского округа.
Определением от 23 июля 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Финансовое управление администрации Каменского городского округа, а также произведена замена МИФНС № 22 по Свердловской области со статуса заинтересованного лица на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.
Дума Каменского городского округа предоставила отзыв, с заявленными требованиями не согласна, считает оспариваемый нормативный акт законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Думой Каменского городского округа 22 ноября 2012 года принято Решение № 65 "Об установлении земельного налога на территории Муниципального образования "Каменский городской округ" в новой редакции, признано утратившим силу Решение Думы Каменского городского округа от 22 ноября 2010 года 347 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования "Каменский городской округ" в новой редакции" (в ред. от 26.01.2012 года № 457).
Данное решение опубликовано в районной газете "Пламя" № 116 от 30.11.2012.
Указанным решением на территории муниципального образования "Каменский городской округ" введен земельный налог.
Решение Думы Каменского городского округа является нормативно-правовым актом, так как устанавливает единые правовые нормы - устанавливает на территории муниципального образовании Каменский городской округ налоговые ставки по исчислению и уплате земельного налога, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, гражданами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с земельным налогообложением.
На основании ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 06.10.2003 решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном порядке.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.п. 2 п. ст. 6 Устава Каменского городского округа к вопросам местного значения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа.
В соответствии с п.п. 5 п. 3 ст. 23 Устава Каменского городского округа к полномочиям Думы городского округа также относится установление, введение в действие и прекращение действия местных налогов, установление налоговых льгот по местным налогам, оснований и порядка их применения.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение принято в пределах полномочий, предоставленных органам муниципальных образований.
Согласно абзацу первому п.п. 5.2 п. 5 решения Думы Каменского городского округа установлена налоговая ставка 1,5% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и не используемых для сельскохозяйственного производства,
ООО "Иверь" в обоснование заявленных требований указывает, что абз. 1 п.п. 5.2. п. 5 решения Думы Каменского городского округа № 65 от 22.11.2012 противоречит п.п. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ, так как спорный пункт привязывает налоговую ставку к использованию либо не использованию земельного участка.
В силу ч. 4 ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Налогового кодекса РФ нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ определены предельные размеры налоговых ставок, которые не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Из системного толкования п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которого земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, ст. 77 указанного Закона, раскрывающей понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения, п. 1 ст. 78 названного Закона, определяющим особенности использования земель сельскохозяйственного назначения, следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесение земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель.
Таким образом, при отсутствии одного из вышеуказанных условий применение пониженной налоговой ставки земельного налога в размере 0,3% не производится.
В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающей 1,5%.
Указанная позиция изложена в письмах Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.08.2012 № ИМ-15-27/7419 и Федеральной налоговой службы от 30.07.2014 № БС-4-11/14944 "О налогообложении земельный участков".
На основании вышеуказанного, установленная абз. 1 п.п. 5.2 п. 5 решения Думы Каменского городского округа от 22.11.2012 № 65 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования "Каменский городского округ" в новой редакции" налоговая ставка 1,5% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и не используемых для сельскохозяйственного производства не противоречит действующему законодательству, а именно п. 1 ст. 394 НК РФ.
Кроме того ООО "Иверь" в качестве заинтересованного лица определила Функциональный Орган Администрации города Каменска-Уральского Финансово-бюджетное управление. Суд считает, что данное лицо является ненадлежащим ответчиком, поскольку Управление является Функциональным органом Администрации города Каменска-Уральского, в компетенцию которого не входит установление земельного налога на территории муниципального образования "Каменский городской округ", в связи с чем в удовлетворении требований к Функциональному Органу Администрации города Каменска-Уральского Финансово-бюджетное управление следует также отказать.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Признать абзац первый пп. 5.2. п. 5 Решения Думы Каменского городского округа от 22.11.2012 г. № 65 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования "Каменский городской округ" соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующих
Н.Н.ПРИСУХИНА

Судьи
С.Е.КАЛАШНИК
Н.Л.ДЕГОНСКАЯ


------------------------------------------------------------------