Решение Думы Ирбитского муниципального образования от 27.08.2014 N 289 "Об утверждении Регламента Думы Ирбитского муниципального образования"



ДУМА ИРБИТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЯТЫЙ СОЗЫВ
Тридцать пятое заседание

РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2014 г. № 289

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ДУМЫ
ИРБИТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Руководствуясь пунктом 9 статьи 22 Устава Ирбитского муниципального образования в редакции от 30.04.2014, Дума Ирбитского муниципального образования решила:
1. Утвердить Регламент Думы Ирбитского муниципального образования, прилагается.
2. Признать утратившими силу Решения Думы Ирбитского муниципального образования:
1) от 27.02.2006 № 172 "Об утверждении Регламента Думы Ирбитского муниципального образования";
2) от 22.08.2007 № 324 "О внесении изменений в Регламент Думы Ирбитского муниципального образования";
3) от 27.05.2008 № 30 "О внесении изменений в Регламент Думы Ирбитского муниципального образования";
4) от 18.04.2012 № 22 "О внесении изменений в Регламент Думы Ирбитского муниципального образования";
5) от 24.04.2013 № 164 "О внесении изменений в Регламент Думы Ирбитского муниципального образования".
3. Настоящее Решение вступает в силу с момента подписания.

Председатель Думы
Ирбитского муниципального образования
В.С.НИКИФОРОВ





Утвержден
Решением Думы
Ирбитского муниципального образования
от 27 августа 2014 г. № 289

РЕГЛАМЕНТ
ДУМЫ ИРБИТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Формирование Думы Ирбитского муниципального образования

1. Дума Ирбитского муниципального образования (далее - Дума) является представительным органом муниципального образования и обладает правом представлять интересы населения Ирбитского муниципального образования (далее по тексту - муниципального образования) и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
2. Дума состоит из 20 депутатов, избираемых сроком на пять лет. Выборы депутатов Думы муниципального образования осуществляются на основе избрания десяти депутатов по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам и десяти депутатов по единому избирательному округу, включающему в себя территорию муниципального образования в целом, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями.
3. Дума осуществляет свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
4. Полномочия Думы заканчиваются с момента начала работы Думы нового состава.
5. Организацию деятельности Думы муниципального образования осуществляет глава Ирбитского муниципального образования (далее - глава муниципального образования), избираемый этим органом из своего состава и исполняющий полномочия председателя Думы муниципального образования.
Глава муниципального образования осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

Статья 2. Основы организации деятельности Думы

1. Дума самостоятельно решает вопросы, относящиеся в соответствии с федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законами Свердловской области, Уставом Ирбитского муниципального образования (далее по тексту - Уставом муниципального образования) к ее ведению.
2. Основными принципами деятельности Думы являются законность, коллективное и свободное обсуждение вопросов, относящихся к компетенции Думы, гласность. В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, Дума вправе проводить закрытые заседания.
3. Дума осуществляет свои полномочия на основе участия в ее работе каждого депутата. Депутату Думы обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей, установленных федеральными и областными законами, Уставом муниципального образования и настоящим Регламентом.
4. Дума созывается на первое заседание главой муниципального образования, избранным из состава Думы предыдущего созыва, не позднее 30 дней после избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов Думы. Первое заседание Думы открывает и ведет до избрания главы муниципального образования старейший по возрасту депутат.
5. Дума обладает правами юридического лица, в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и Уставом муниципального образования.
Дума имеет печать со своим полным наименованием, штампы, бланки с официальными символами.
Юридический адрес: 623850, Российская Федерация, Свердловская область, город Ирбит, ул. Орджоникидзе, 30.
6. Финансовое обеспечение деятельности Думы осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы.
7. Организационно-техническое обеспечение деятельности Думы осуществляет организационный отдел Думы.

Глава 2. ВЫБОРНЫЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА
ДУМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 3. Выборные должностные лица Думы

1. Выборными должностными лицами Думы являются глава муниципального образования, заместитель председателя Думы, председатели постоянных комиссий.
2. Выборные должностные лица Думы избираются на период до окончания срока их депутатских полномочий.

Статья 4. Выборы главы муниципального образования

1. Глава муниципального образования избирается на первом заседании Думы из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Думы.
2. Кандидаты на должность главы муниципального образования предлагаются депутатом Думы, группой депутатов, также возможно самовыдвижение.
3. Депутат Думы, выдвинутый для избрания на должность главы муниципального образования, имеет право заявить о самоотводе, которое принимается без обсуждения и голосования.
4. По всем кандидатам, кроме заявивших о самоотводе, проводится обсуждение, в ходе которого они выступают на заседании Думы до 15 минут и отвечают на вопросы до 15 минут. Общее время обсуждения кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается Думой. После обсуждения Дума утверждает список кандидатур для голосования.
5. После выступления и ответов на вопросы выдвинутыми кандидатами их фамилии вносятся в бюллетень для тайного голосования в алфавитном порядке. Тайное голосование по выборам главы муниципального образования проводится в порядке, установленном статьей 28 настоящего Регламента.
6. Кандидат считается избранным, если в результате тайного голосования за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов. Результаты избрания главы муниципального образования оформляются решением Думы.
7. В случае если в бюллетень для тайного голосования были включены фамилии не более двух кандидатов и кандидаты не получили необходимого для избрания числа голосов, проводятся повторные выборы, начиная с процедуры выдвижения кандидатов. При этом возможно выдвижение ранее баллотировавшихся кандидатов.
8. В случае если в бюллетень для тайного голосования были включены фамилии более чем двух кандидатов и ни один из кандидатов не получил необходимого для избрания числа голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. Если при повторном голосовании ни один из кандидатов не получил необходимого для избрания числа голосов, проводятся повторные выборы, начиная с процедуры выдвижения кандидатов. При этом возможно выдвижение ранее баллотировавшихся кандидатов.
9. Кандидаты, включенные в бюллетень для тайного голосования, вправе направить своих представителей из числа депутатов в качестве наблюдателей при процедуре вскрытия ящика для голосования и подсчета голосов либо присутствовать при этом лично.
10. Заседание Думы не может быть завершено до избрания главы муниципального образования.
11. Решение Думы об избрании главы муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 5. Выборы заместителя председателя Думы

1. Кандидатура на должность заместителя председателя Думы предлагается главой муниципального образования, возможно самовыдвижение. По каждой из предложенных кандидатур проводится обсуждение в порядке, установленном пунктом 4 статьи 4 настоящего Регламента.
2. По выборам заместителя председателя Думы проводится открытое голосование. Результаты выборов заместителя председателя оформляются решением Думы.

Статья 6. Выборы председателей и заместителей председателей постоянных комиссий

1. Постоянные комиссии избирают из своего состава председателя и заместителя председателя.
2. Председатель и заместитель председателя постоянной комиссии избираются на заседании комиссии открытым голосованием простым большинством голосов от численного состава комиссии.
3. Председатель комиссии утверждается решением Думы.

Статья 7. Полномочия главы муниципального образования

1. Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.
Глава муниципального образования вступает в должность не позднее двух недель со дня его избрания.
2. Днем вступления в должность главы муниципального образования является день публичного принятия им присяги.
3. Глава муниципального образования, исполняя полномочия председателя Думы, организует работу Думы, координирует деятельность органов Думы, руководит работой аппарата Думы.
4. Глава муниципального образования:
1) представляет Думу муниципального образования в отношениях с населением муниципального образования, органами государственной власти, органами и должностными лицами местного самоуправления, учреждениями и организациями независимо от форм собственности;
2) обеспечивает взаимодействие Думы муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований;
3) информирует население муниципального образования о деятельности Думы муниципального образования;
4) подписывает решения Думы муниципального образования;
5) обнародует нормативные правовые акты, принятые Думой;
6) организует выполнение правовых актов Думы муниципального образования в пределах своей компетенции;
7) организует работу Думы муниципального образования, координирует деятельность постоянных и временных комиссий Думы муниципального образования, дает поручения по вопросам их ведения;
8) издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Думы муниципального образования;
9) вправе вносить в Думу муниципального образования проекты правовых актов, принятие которых входит в компетенцию Думы муниципального образования;
10) разрабатывает проект повестки для очередного заседания Думы;
11) созывает заседания Думы, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, проект повестки заседания;
12) созывает внеочередное заседание Думы, в том числе по требованию, поддержанному не менее чем одной третью от установленной численности депутатов Думы;
13) ведет или поручает ведение заседаний Думы заместителю;
14) в случае отмены или переноса заседания Думы оповещает депутатов Думы с обязательным обоснованием причины;
15) направляет для рассмотрения в постоянные комиссии Думы проекты решений, которые предлагается внести на рассмотрение Думы;
16) возвращает в установленном порядке субъектам нормотворческой инициативы внесенные в Думу проекты решений, если не были соблюдены требования настоящего Регламента, предъявляемые к вносимым проектам решений;
17) дает поручения постоянным комиссиям в соответствии с полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом;
18) информирует население муниципального образования о деятельности Думы;
19) организует проведение депутатских слушаний в Думе;
20) организует в соответствии с решениями Думы проведение публичных слушаний по проектам решений Думы;
21) организует и ведет прием граждан, рассматривает их обращения, заявления, жалобы;
22) принимает участие в работе любой постоянной комиссии с правом решающего голоса;
23) назначает и освобождает от должности работников аппарата Думы муниципального образования, организует работу с кадрами;
24) открывает и закрывает лицевые счета Думы муниципального образования в органах казначейства, распоряжается бюджетными средствами в пределах бюджетной сметы Думы;
25) осуществляет иные полномочия по организации деятельности Думы муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования и настоящим Регламентом.
5. Глава муниципального образования представляет Думе доклады о деятельности Думы и проекты программы ее нормотворческой работы.

Статья 8. Полномочия заместителя председателя Думы

1. Заместитель председателя Думы действует по поручению главы муниципального образования либо в соответствии с распределением обязанностей между ним и главой муниципального образования.
2. Распределение обязанностей закрепляется распоряжением главы муниципального образования и доводится до сведения депутатов Думы.
3. В соответствии с Уставом муниципального образования заместитель председателя Думы замещает главу муниципального образования в период его отсутствия и в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.

Статья 9. Полномочия председателя постоянной комиссии Думы

1. Председатель постоянной комиссии организует работу постоянной комиссии Думы.
Председатель постоянной комиссии Думы:
1) представляет постоянную комиссию;
2) созывает членов комиссии на очередные заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц;
3) созывает членов комиссии на внеочередные заседания комиссии, созываемые по инициативе большинства членов комиссии или Председателя Думы;
4) организует подготовку заключений по проектам решений и иных актов Думы;
5) обеспечивает осуществление контроля за исполнением решений и иных нормативных правовых актов Думы по предметам ведения постоянной комиссии;
6) организует разработку проектов решений Думы по предметам ведения постоянной комиссии;
7) организует подготовку предложений и рекомендаций, вносит их от имени комиссии в Думу и иные органы местного самоуправления муниципального образования;
8) подписывает решения, принятые на заседаниях комиссии;
9) выступает в качестве содокладчика при рассмотрении на заседании Думы вопроса, относящегося к предмету ведения возглавляемой им постоянной комиссии;
10) выполняет иные обязанности в соответствии с положением о постоянной комиссии.

Статья 10. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования

1. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования осуществляется по основаниям и в порядке, установленном федеральным законодательством и Уставом муниципального образования.
2. Решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования принимается тайным голосованием большинством голосов от установленной численности депутатов Думы. Тайное голосование по досрочному прекращению полномочий главы муниципального образования проводится в порядке, установленном статьей 28 настоящего Регламента.

Статья 11. Основание и порядок досрочного прекращения полномочий заместителя председателя Думы

1. Заместитель председателя Думы может быть освобожден от занимаемой должности решением Думы, принимаемым большинством голосов от установленной численности депутатов Думы.
2. Основаниями для досрочного прекращения полномочий заместителя председателя Думы являются:
1) неоднократное невыполнение обязанностей заместителя председателя Думы;
2) нарушение Регламента Думы;
3) совершение действий и поступков, порочащих выборное должностное лицо органа местного самоуправления;
4) личное заявление о добровольном сложении полномочий заместителя председателя Думы, выраженное в письменной форме.
3. Вопрос об освобождении от занимаемой должности заместителя председателя Думы рассматривается Думой при поступлении личного заявления заместителя председателя Думы, а также по требованию главы муниципального образования, постоянной комиссии Думы или группы депутатов в составе не менее одной трети от установленной численности депутатов Думы.
Вопрос об освобождении от занимаемой должности заместителя председателя Думы включается в повестку дня ближайшего, заседания Думы.
4. При рассмотрении вопроса об освобождении от занимаемой должности заместителя председателя Думы ему в обязательном порядке предоставляется слово для выступления.
5. Решение Думы об освобождении от занимаемой должности заместителя председателя Думы принимается в том же порядке, в котором проводилось избрание, и оформляется соответствующим решением Думы.
6. Добровольное сложение полномочий заместителя председателя Думы удовлетворяется на основании его письменного заявления. Решение об удовлетворении просьбы об отставке принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.
7. Выборы нового заместителя председателя Думы проводятся не позднее 30 дней с момента прекращения полномочий бывшего заместителя председателя Думы.

Статья 12. Досрочное прекращение полномочий председателя постоянной комиссии Думы

1. Решение о досрочном прекращении полномочий председателя постоянной комиссии Думы принимается открытым голосованием членами соответствующей постоянной комиссии простым большинством голосов:
1) по личному заявлению;
2) по требованию большинства членов комиссии.
2. Решение постоянной комиссии о досрочном прекращении полномочий ее председателя утверждается соответствующим решением Думы.
3. Если Дума отклоняет решение постоянной комиссии о досрочном прекращении полномочий ее председателя, то постоянная комиссия вновь рассматривает вопрос об отставке председателя.
Если комиссия повторно принимает решение о досрочном прекращении полномочий ее председателя, то Дума обязана утвердить решение постоянной комиссии.

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ДУМЫ

Статья 13. Заседания Думы

1. Заседание Думы правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от избранного состава депутатов Думы.
2. Первое заседание вновь избранной Думы созывается главой муниципального образования, избранного из предыдущего созыва Думы не позднее 30 дней после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Глава муниципального образования, избранный из предыдущего созыва Думы собирает совещание вновь избранных депутатов, на котором обсуждается повестка первого заседания вновь избранной Думы, определяется председательствующий.
В повестку первого заседания Думы включается:
- информация председателя Ирбитской районной территориальной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Думы;
- выборы главы муниципального образования и заместителя председателя Думы;
- формирование постоянных комиссий Думы.
Порядок ведения первого заседания Думы под руководством главы муниципального образования, избранного из предыдущего созыва Думы, готовит организационный отдел Думы.
Первое заседание Думы открывает и ведет до избрания главы муниципального образования старейший по возрасту депутат Думы.
3. Дума созывается на очередные заседания главой муниципального образования или на основании решения Думы.
Очередное заседание созывается не реже одного раза в квартал, как правило, в последнюю среду месяца.
Внеочередные заседания Думы могут созываться по письменному предложению главы муниципального образования, одной из постоянных комиссий Думы или не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы, председателя Контрольного органа муниципального образования, главы администрации муниципального образования с обязательным указанием предлагаемой повестки дня. Внеочередные заседания созываются главой муниципального образования не позднее 7 дней со дня получения письменного обращения.
4. Правомочность заседания (кворум) определяется на основании регистрации, проводимой организационным отделом Думы на начало заседания и после каждого перерыва.
Если продолжение заседания переносится на другой день, то кворум определяется заново.
О невозможности прибыть на заседание Думы депутат сообщает главе муниципального образования до открытия заседания. При необходимости покинуть заседание Думы депутат обязан известить об этом председательствующего.
5. Если на заседании присутствует менее 50 процентов от избранного числа депутатов Думы, то постановлением главы муниципального образования заседание переносится на другое время, а отсутствующим депутатам в письменной виде сообщается о месте и времени проведения заседания, которое определяется главой муниципального образования с учетом времени доставки указанного выше сообщения.

Статья 14. Открытые и закрытые заседания Думы

1. Заседания Думы являются открытыми.
2. Дума может принять решение о проведении закрытого заседания или закрытого рассмотрения вопросов повестки заседания Думы, если предложение об этом внесено главой муниципального образования или не менее чем одной третью от установленного числа депутатов Думы.
3. Решение о проведении закрытого заседания Думы принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.

Статья 15. Порядок посещения заседаний лицами, не являющимися депутатами Думы

1. Глава администрации муниципального образования, его заместители, представители межрайонной прокуратуры, работники аппарата Думы вправе присутствовать на открытых и закрытых заседаниях Думы.
2. Представители аккредитованных средств массовой информации вправе присутствовать на открытых заседаниях Думы. Аккредитация осуществляется решением Думы на основании письменного обращения руководителя соответствующего средства массовой информации.
3. На открытых заседаниях Думы имеют право присутствовать представители органов местного самоуправления, структурных подразделений администрации муниципального образования, председатели территориальных администраций муниципального образования, представители общественных организаций, приглашенные лица.
Организационный отдел Думы составляет список приглашенных и извещает их о месте и времени проведения заседания путем направления или выдачи им приглашений за подписью главы муниципального образования. Для лиц, приглашенных на заседание Думы, отводятся специальные места в зале заседания.
Приглашенные лица не имеют право вмешиваться в работу Думы. По решению Думы приглашенному лицу может быть предоставлено слово для выступления в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
4. Лицо, не являющееся депутатом Думы, в случае нарушения им порядка заседания может быть удалено из зала заседания по распоряжению председательствующего.

Статья 16. Порядок подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение Думы

1. Вопросы на рассмотрение Думы вносятся главой муниципального образования, главой администрации муниципального образования, постоянными комиссиями Думы, депутатами Думы, Контрольным органом, прокурором.
2. Органы территориального общественного самоуправления, граждане, их объединения, представители предприятий, учреждений и организаций вносят вопросы на рассмотрение Думы через постоянные комиссии в соответствии с их компетенцией.
3. Предложенные вопросы включаются в план работы Думы и рассматриваются ею по готовности представленных субъектами правотворческой инициативы проектов решений.
4. Проекты решений, предложения по ним, любые вопросы и обращения не позднее 25 дней до предполагаемой даты рассмотрения передаются главе муниципального образования, который направляет их для изучения в постоянную комиссию по назначению, если не было другого решения Думы.
5. Альтернативные проекты решений изучаются и обобщаются одновременно перед внесением в повестку заседания Думы. Как правило, на рассмотрение Думы представляется один проект решения, выбранный постоянной комиссией или ею подготовленный.
6. Подготовленные проекты решений не позднее 15 дней до заседания Думы передаются председателями комиссий главе муниципального образования и направляются главе администрации муниципального образования, если они относятся к компетенции администрации муниципального образования.
7. Для подготовки наиболее сложных вопросов распоряжением главы муниципального образования могут быть образованы рабочие группы из числа депутатов и специалистов органов местного самоуправления муниципального образования по согласованию с руководителями данных органов местного самоуправления. Порядок работы рабочих групп и их права определяются главой муниципального образования.
8. Проект повестки заседания Думы и вносимые на заседание проекты решений не позднее чем за 10 дней рассматриваются на совещании председателей постоянных комиссий Думы, рабочих групп. С учетом готовности проектов решений глава муниципального образования составляет проект повестки заседания Думы, который публикуются в печати.
9. Подготовленные проекты решений и другие необходимые материалы передаются в организационный отдел Думы и не позднее чем за 7 дней до их рассмотрения на заседании Думы предоставляются депутатам.

Статья 17. Председательствующий на заседании Думы

1. Председательствует на заседаниях Думы глава муниципального образования или заместитель председателя Думы. При отсутствии на заседании главы муниципального образования и заместителя председателя Думы обязанности председательствующего исполняет депутат по поручению главы муниципального образования, заместителя председателя Думы или по решению Думы, которое отражается в протоколе заседания Думы.
2. Председательствующий:
1) объявляет об открытии или закрытии заседания;
2) руководит заседаниями Думы, следит за наличием кворума и принятого депутатами порядка работы;
3) предоставляет слово докладчикам, содокладчикам, депутатам и приглашенным в порядке поступления заявок в соответствии с повесткой заседания, требованиями настоящего Регламента либо в ином порядке, определенном решением Думы;
4) обеспечивает соблюдение настоящего Регламента;
5) оглашает личные заявления и справки депутатов, предоставляет депутатам слово для оглашения вопросов, заявлений, предложений, справок, а также замечаний по ведению заседания в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом;
6) ставит на голосование проекты решений, обращений и других актов, подготовленных и внесенных на рассмотрение Думы в соответствии с настоящим Регламентом;
7) зачитывает предложения депутатов по рассматриваемым на заседании вопросам и объявляет последовательность их постановки, ставит каждое предложение в порядке поступления на голосование;
8) объявляет результаты голосования;
9) обеспечивает порядок в зале заседания;
10) дает поручения, связанные с обеспечением работы заседания;
11) организует ведение протокола, подписывает протокол заседания Думы вместе с секретарем заседания;
12) при необходимости проводит консультации с постоянными комиссиями и отдельными депутатами, организует работу согласительных комиссий в целях преодоления разногласий и разрешения других вопросов, возникающих в ходе заседания;
13) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Регламентом.
3. Председательствующий на заседании Думы вправе в случае нарушения настоящего Регламента предупреждать депутатов и выступающих, а также удалять из зала заседаний приглашенных лиц, мешающих работе Думы.
4. Председательствующий не вправе комментировать и прерывать выступающих, если они не выходят за рамки Регламента, давать им характеристики.
5. Если председательствующий считает необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он заявляет об этом в общем порядке.
6. Во время ведения заседания, в случае необходимости, глава муниципального образования, заместитель председателя Думы вправе передать ведение заседания до его окончания другому депутату без голосования и имеет право в любой момент продолжить ведение заседания.
Глава муниципального образования или заместитель председателя Думы, председательствующий на заседании, должен передать ведение заседания при рассмотрении вопроса об освобождении его от должности.

Статья 18. Секретарь заседания Думы

1. На время проведения заседания Дума выбирает открытым голосованием большинством голосов от присутствующих на заседании депутатов секретаря заседания.
2. Секретарь:
1) анализирует итоги регистрации депутатов и информирует Думу о причинах отсутствия депутатов на заседании;
2) ведет протокол заседания;
3) регистрирует поступившие справки, обращения, заявления и вопросы депутатов, а также альтернативные проекты решений;
4) осуществляет запись желающих выступить с указанием времени поступления записок и предоставляет председательствующему на заседании сведения о записавшихся для выступления;
5) регистрирует и с разрешения председательствующего на заседании оглашает поступившие в адрес Думы письма, телеграммы и обращения;
6) ведет учет критических замечаний и предложений депутатов, высказанных в ходе заседания, представляет их председательствующему;
7) обеспечивает сбор текстов выступлений депутатов, приглашенных;
8) фиксирует результаты открытого, тайного и поименного голосования по принимаемым решениям;
9) подписывает протокол заседания Думы.
3. Регистрацию депутатов, приглашенных, ведение стенограммы заседания, организационно-техническое обеспечение заседания осуществляет организационный отдел Думы.

Статья 19. Регистрация депутатов и открытие заседания Думы

1. Регистрация депутатов начинается за 30 минут и заканчивается за 5 минут до открытия заседания Думы и осуществляется после каждого перерыва в заседании Думы.
2. Регистрация депутатов проводится специалистами организационного отдела Думы.
3. Участие депутатов в заседаниях Думы обязательно.
4. О невозможности присутствовать на заседании Думы депутат заблаговременно информирует главу муниципального образования или организационный отдел Думы с указанием причины отсутствия.
5. Уважительными причинами отсутствия депутата на заседании Думы являются болезнь, командировка, отпуск, учеба, чрезвычайные обстоятельства.
6. Список депутатов, пропустивших без уважительной причины более трети заседаний в течение года может быть по решению Думы опубликован в средствах массовой информации.

Статья 20. Участие главы администрации муниципального образования в заседаниях Думы

1. Глава администрации муниципального образования, его заместители имеют право присутствовать на открытых и закрытых заседаниях Думы.
2. В зале заседаний имеются зарезервированные места для главы администрации муниципального образования и его представителя в Думе.
3. При рассмотрении вопросов, внесенных в повестку заседания Думы по инициативе главы администрации муниципального образования, присутствие главы администрации или его заместителя обязательно.
4. Глава администрации муниципального образования, его заместители имеют право на внеочередное выступление на заседании Думы.

Статья 21. Утверждение повестки заседания Думы

1. Проект повестки заседания Думы ставится председательствующим на голосование за основу.
2. Предложения о внесении изменений и дополнений в принятый за основу проект повестки заседания Думы вносятся комиссиями, депутатами, главой администрации муниципального образования или его представителем и передаются председательствующему в письменном виде либо излагаются ими в выступлении. Предложения, поступившие в письменном виде, оглашаются председательствующим в порядке их поступления.
3. При обсуждении порядка работы заседания, включения дополнительных пунктов в повестку заседания прения ограничиваются выступлениями двух депутатов "за" включения и двух депутатов "против" включения. В случае если на включение вопроса в повестку заседания настаивает не менее одной трети депутатов, присутствующих на заседании, или комиссия, слово для дополнительного обоснования предоставляется одному депутату - члену комиссии либо представителю группы депутатов.
4. Вопрос о включении поступивших предложений в повестку заседания и утверждения повестки в целом решается путем открытого голосования по каждому предложению отдельно большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Думы.
5. Изменения утвержденной повестки заседания принимаются простым большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании.

Статья 22. Первоочередное рассмотрение вопросов

Первоочередному рассмотрению на заседании Думы подлежат:
1) послания и обращения главы муниципального образования;
2) проекты решений о бюджете муниципального образования, его исполнения, внесении изменений и дополнений в решение о бюджете;
3) проекты решений, перенесенные с истечением отведенного по регламенту времени с предыдущего заседания Думы.

Статья 23. Порядок работы заседания Думы

1. Заседание Думы начинается, как правило, в 14 часов и заканчивается, в случае необходимости, в 18 часов. Перерывы объявляются через полтора часа работы заседания Думы на 10 минут.
Изменение указанного порядка принимается большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Думы.
2. Время для докладов устанавливается до 20 минут, для содокладов - до 5 минут.
Выступления в прениях:
- для обсуждения повестки дня - до 3 минут;
- для обсуждения докладов и содокладов - до 5 минут;
- для обсуждения проектов решений - до 5 минут;
- для внесения депутатского запроса - до 5 минут;
- по порядку ведения заседания - до 1 минуты;
- по кандидатурам - до 3 минут;
- для ответа - до 3 минут;
- для повторного выступления - до 3 минут;
- для сообщений, заявлений, предложений, вопросов и справок - до 3 минут.
С согласия большинства от установленного численного состава депутатов председательствующий вправе продлить время для доклада, содоклада и выступления.
3. В конце заседания Думы отводится время продолжительностью 15 минут для выступления депутатов с заявлениями и обращениями. Прения по этим выступлениям не открываются.
4. Депутаты, представители главы администрации муниципального образования, приглашенные на заседание лица записываются для выступления в письменном виде или заявляют о желании выступить поднятием руки.
5. Председательствующий на заседании предоставляет слово для выступления в порядке очередности поступления заявлений или поднятия рук. Слово для выступления по письменному заявлению предоставляется в первую очередь.
6. Первоочередное право на выступление имеют глава муниципального образования, депутаты Думы, глава администрации муниципального образования, его представитель. Присутствующие на заседании Думы лица могут получить слово с согласия большинства депутатов.
7. Никто не может выступать по одному и тому же вопросу более двух раз. Передача права на выступление другому лицу не допускается.
8. Слово по мотивам голосования и вопросам соблюдения Регламента предоставляется председательствующим вне очереди.
9. Каждый депутат имеет право на вопросы. Слово для вопроса предоставляется в конце доклада. Справки по обсуждаемому вопросу оглашаются немедленно. Вопросы к докладчику от приглашенных на заседание передается секретарю заседания в письменном виде.

Статья 24. Поведение Депутатов и лиц, приглашенных на заседание Думы

1. Если депутат нарушает своим поведением свободу дискуссии, порядок заседания, то председательствующий делает ему официальное замечание, называя фамилию.
2. После второго призыва к порядку на том же заседании председательствующий может предложить Думе удалить депутата из зала до конца заседания или, в более серьезных случаях, вынести депутату порицание.
3. Порицание и удаление депутата может быть предложено председательствующим также после первого призыва к порядку, если данный депутат вызывает волнения и беспорядок в Думе.
4. Приглашенные могут присутствовать на заседании после получения разрешения. Лица, допущенные на отведенные места, должны соблюдать тишину, не ходить по залу во время заседания, не выражать никоим образом ни одобрения, ни осуждения.
5. Приглашенные должны соблюдать регламент работы заседания и в случае его нарушения по указанию председательствующего обязаны немедленно удалиться.

Статья 25. Прекращение прений

1. Прекращение прений производится по решению Думы, принятому открытым голосованием большинством от общего числа депутатов, присутствующих на заседании.
2. При постановке вопроса о прекращении прений председательствующий информирует депутатов о числе выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на предоставлении слова.
3. При решении вопроса о прекращении прений депутаты, представляющие постоянную комиссию или группу депутатов в количестве не менее одной трети установленного числа депутатов, вправе настаивать на предоставлении слова одному своему представителю.
Если такое предложение поддержано большинством депутатов Думы, председательствующий предоставляет слово для выступления представителю постоянной комиссии или группы депутатов.
4. После прекращения прений докладчики и содокладчики имеют право выступить с заключительным словом.
5. Если депутаты не имели возможности выступить в связи с прекращением прений, то по просьбе депутатов тексты их выступлений, переданные ими секретарю заседания, приобщаются к протоколу заседания.
6. В случае когда вопросы повестки заседания полностью не рассмотрены в связи с истечением отведенного по регламенту времени, Дума принимает открытым голосованием простым большинством голосов решение о дне продолжения заседания или переносе нерассмотренных вопросов на следующее заседание. При этом перенесенные вопросы имеют приоритет при составлении проекта повестки следующего заседания во время их рассмотрения.

Статья 26. Порядок голосования и принятия решений

1. Решения Думы принимаются на заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.
Каждый депутат при голосовании имеет один голос. Право на голосование депутат осуществляет лично. Депутат Думы, отсутствующий во время голосования, не вправе подать свой голос по истечении времени, отведенного для голосования.
Голосование на заседании Думы осуществляется:
- поднятием руки;
- с использованием бюллетеней.
2. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа состава депутатов Думы, если иной порядок не предусмотрен Уставом муниципального образования и настоящим Регламентом.
По процедурному вопросу решение принимается большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании Думы, если иной порядок не предусмотрен настоящим Регламентом. К процедурным относятся следующие вопросы:
- о перерыве в заседании, переносе или закрытии заседания;
- о предоставлении дополнительного времени для выступления;
- о предоставлении слова приглашенным на заседание;
- о переносе или прекращении прений по вопросу повестки заседания;
- об общем времени обсуждения вопроса о повестке заседания;
- о переходе к вопросам повестки заседания;
- о передаче вопроса на рассмотрение соответствующей комиссии;
- о голосовании без обсуждения;
- о проведении тайного голосования;
- о поименном голосовании;
- о проведении закрытого заседания;
- о переносе рассмотрения решения на следующее заседание;
- об изменении способа проведения голосования;
- об изменении очередности выступления;
- о проведении дополнительной регистрации.

Статья 27. Процедура открытого голосования

1. Открытое голосование представляет собой выбор варианта ответа "за", "против", "воздержался". При голосовании депутат имеет право один раз подать голос за один из вариантов формулировки проекта решения (пункта решения).
При проведении открытого голосования подсчет голосов осуществляется председательствующим по поднятым рукам депутатов.
2. Перед началом открытого голосования председательствующий уточняет количество предложений, ставящихся на голосование, их формулировку.
3. После окончания голосования председательствующий объявляет его результаты - принято предложение или отклонено.

Статья 28. Процедура тайного голосования

1. По решению Думы может проводиться тайное голосование.
2. Для проведения тайного голосования и определения его результатов Дума избирает из числа депутатов открытым голосованием простым большинством голосов счетную комиссию. В счетную комиссию не могут входить депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов или на избираемые должности.
3. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря. Решение счетной комиссии принимается большинством голосов членов комиссии. Протокол заседания счетной комиссии по избранию председателя и секретаря счетной комиссии принимается Думой к сведению.
4. Бюллетени для тайного голосования изготавливают под контролем счетной комиссии по установленной форме и в определенном количестве. При этом бюллетени должны содержать необходимую для голосования информацию, а также обеспечить обязательное исключение альтернативных вариантов.
Форма и текст бюллетеня утверждаются решением Думы.
5. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией и объявляются ее председателем.
6. В бюллетень для тайного голосования вносятся все предложения и кандидатуры.
Решение о внесении в бюллетень принимается открытым голосованием простым большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
7. Результаты тайного голосования оформляются протоколом счетной комиссии, который утверждается Думой открытым голосованием простым большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
8. Протоколы счетной комиссии и бюллетени с результатами тайного голосования хранятся с подлинником протокола заседания Думы и сдаются вместе с ним в установленном порядке в архив.

Статья 29. Процедура поименного голосования

1. Поименное голосование проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы.
2. Результаты поименного голосования оглашаются председательствующим на заседании, включаются в протокол заседания Думы. Выписка из протокола заседания о результатах поименного голосования выдается депутатам Думы и средствам массовой информации.

Статья 30. Протокол заседания Думы

1. На каждом заседании Думы ведется протокол и аудиозапись. В протоколе заседания Думы указывается:
а) порядковый номер заседания, дата и мест проведения заседания;
б) число депутатов избранных в Думу, число присутствующих и отсутствующих депутатов, количество приглашенных;
в) фамилия, инициалы, должность председательствующего;
г) фамилия, инициалы, должность избранного секретаря заседания;
д) повестка заседания, фамилии докладчика и содокладчика по каждому вопросу;
е) фамилии депутатов, выступивших в прениях (для лиц, не являющихся депутатами Думы, - должности), а также депутатов, задавших (письменно или устно) вопросы докладчикам;
ж) перечень всех принятых решений с указанием результатов голосования;
з) переданные секретарю или председательствующему на заседании письменные предложения и замечания депутатов, которые записались для выступления на заседании, но не получили слова ввиду прекращения прений.
2. К протоколу прилагаются тексты принятых Думой решений, постановлений, список присутствующих на заседании депутатов, список отсутствующих на заседании депутатов с указанием причин отсутствия, список приглашенных, тексты докладов, содокладов, выступлений по вопросам, рассмотренным на заседании Думы.
3. Решения Думы по процедурным вопросам отражаются в содержании протокола.
4. Протокол заседания Думы оформляется в течение 15 дней после окончания заседания Думы, подписывается председательствующим на заседании Думы и секретарем заседания. Копия протокола заседания Думы находится в организационном отделе Думы, по требованию депутатов предоставляется им для ознакомления.
5. Протоколы заседания в течение срока полномочий Думы действующего созыва хранятся в организационном отделе Думы, а затем в установленном порядке сдаются в архив муниципального образования на постоянное хранение.
6. Аудиозапись заседания хранится в организационном отделе Думы в течение срока полномочий Думы действующего созыва. Аудиозапись используется для оформления протоколов и решений Думы. Передача иным лицам аудиозаписи заседания Думы и ее копирование не допускаются.

Глава 4. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТОВ
НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ДУМЫ

Статья 31. Требования к проекту решения Думы

1. Необходимым условием внесения проекта решения Думы является представление:
1) текста проекта решения;
2) записки с обоснованием необходимости его принятия;
3) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта решения, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат);
4) листа согласования со всеми заинтересованными лицами, учреждениями.
2. Непосредственно в текст проекта решения должны быть внесены следующие положения:
1) о сроках и порядке вступления решения в силу;
2) об отмене ранее принятых решений в связи с принятием данного решения;
3) предложение органам местного самоуправления муниципального образования о приведении в соответствие с вновь принятым решением правовых актов данных органов местного самоуправления.
3. Содержательная часть проекта решения может иметь следующие основные элементы: преамбулу, части, разделы, главы, статьи или пункты, пункты статей, подпункты или части проекта.
Структура проекта решения и необходимость включения в него тех или иных структурных элементов текста определяется автором проекта.
Преамбула решения содержит обоснование его целей и мотивов принятия. Включение в преамбулу положений нормативного характера не допускается. Преамбула может состоять из абзацев. Завершается преамбула постановляющей фразой: "Дума Ирбитского муниципального образования решила:".
Статья (пункт) решения содержит одно или несколько нормативных или индивидуальных предписаний.
Статьи (пункты) решения могут объединяться в главы. Главы решения могут объединяться в разделы. Разделы значительного по объему решения могут объединяться в части. Часть, раздел, глава решения подразделяются, как правило, на два структурных элемента.
4. Проекты решений о введении или отмене налогов, предоставлении льгот и другие проекты решений, влекущие расходы за счет средств местного бюджета, рассматриваются в Думе только при наличии заключений главы администрации муниципального образования, Финансового управления администрации Ирбитского муниципального образования.

Статья 32. Порядок предоставления проектов решений

1. Проекты решений и предложения по их внесению на рассмотрение Думы представляются главе муниципального образования.
2. Проекты решений, внесенные в Думу, подлежат обязательной регистрации в организационном отделе Думы.
3. Если форма представленного проекта решения не отвечает требованиям настоящего Регламента о порядке подготовки проектов решений или не представлены необходимые документы, указанные в статье 31 настоящего Регламента, такой проект решения может быть возвращен главой муниципального образования субъекту, вышедшему с инициативой его рассмотрения, для выполнения им установленных требований к проекту решения.
4. Зарегистрированный проект решения для предварительного рассмотрения и подготовки предложений о порядке дальнейшей работы над ним направляется в соответствующую постоянную комиссию.
В случае направления проекта решения в несколько постоянных комиссий глава муниципального образования распоряжением определяет из числа этих комиссий ответственную постоянную комиссию по проекту решения.
Глава муниципального образования устанавливает срок для подготовки проекта решения.
Проекты решений предоставляются в Думу для рассмотрения на заседаниях постоянных комиссий не позднее 25 дней до предполагаемой даты их рассмотрения на заседании Думы.

Статья 33. Деятельность постоянных комиссий Думы по рассмотрению проектов решений

1. Порядок подготовки и рассмотрения проекта решения определяется самостоятельно соответствующей постоянной комиссией на основе настоящего Регламента.
Для работы над проектом решения, если проект рассматривается в нескольких комиссиях, ими могут образовываться совместные подготовительные комиссии.
2. В работе подготовительных комиссий имеют право принимать участие авторы проектов решений с правом совещательного голоса. Подготовительные комиссии могут привлекать к работе депутатов Думы, не являющихся членами указанных постоянных комиссий, представителей органов местного самоуправления, органов государственной власти, общественных объединений, экспертов и специалистов.
3. Альтернативные проекты рассматриваются постоянными комиссиями одновременно с основным проектом.
4. Ответственная постоянная комиссия вправе принять решения о публичном обсуждении проекта решения.
5. Обсуждение проекта решения постоянными комиссиями происходит открыто. Депутат, не участвующий в работе постоянной комиссии, вправе направлять свои замечания и поправки, которые должны быть рассмотрены на заседании Думы при обсуждении проекта решения.
6. После рассмотрения на заседании постоянной комиссии проект решения отправляется главой муниципального образования на заключение в администрацию муниципального образования, Контрольный орган муниципального образования, соответствующим органам государственной власти. Главой муниципального образования устанавливается срок предоставления заключения.
7. Замечания и предложения депутатов Думы и других субъектов нормотворческой инициативы рассматриваются на заседаниях ответственной постоянной комиссии.
8. Проект решения, подготовленный к рассмотрению Думой муниципального образования, направляется ответственной постоянной комиссией главе муниципального образования для внесения на рассмотрение Думы не позднее 10 дней до даты проведения заседания Думы.
Постоянная комиссия представляет также предложения о приглашении лиц на рассмотрение проекта решения Думой.

Статья 34. Рассмотрение проектов решений на заседании Думы и принятие решений

1. При рассмотрении проектов решений Дума принимает решение в одном чтении, с внесением поправок в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, если, применительно к конкретному проекту, Думой не будет утвержден порядок рассмотрения в двух чтениях.
2. При первом чтении проекта решения слово для доклада предоставляется его автору или представителю группы авторов и для содоклада - председателю депутатской комиссии, к ведению которой относится рассматриваемый вопрос. После прений по проекту решения Дума принимает одно из следующих решений: одобрить проект решения в первом чтении, направить проект на доработку, отклонить проект. В случае отклонения проекта он считается исключенным из повестки заседания Думы и может быть повторно внесен на рассмотрение Думы только после его повторного включения в повестку.
3. В случае одобрения проекта решения в первом чтении Думой устанавливается предельный срок внесения поправок к нему и сроки предоставления проекта для второго чтения. Поправки к проекту вносятся в письменном виде на имя главы муниципального образования, который после регистрации передает их в соответствующую депутатскую комиссию и авторам проекта не позднее чем за пять дней до второго чтения. Поправки должны содержать полные тексты, предлагаемые взамен проекта, заголовков статей, глав и разделов, а также содержание статей и пунктов проекта.
4. Проект, одобренный в первом чтении, после доработки авторами вносится на второе чтение с приложением текста поправок и сведения о том, какие из поправок одобрены авторами проекта решения и депутатской комиссией. Второе чтение, как правило, проводится по статьям, главам и разделам проекта. Постатейное обсуждение состоит из доклада автора (представителя автора) проекта решения и содоклада комиссии, а также выступлений депутатов в прениях по тексту статей и поправок к ним.
При постатейном обсуждении каждая поправка обсуждается и голосуется отдельно. Если внесено несколько поправок к одной статье, то голосование производится в порядке их поступления, либо сначала обсуждаются и голосуются те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках.
Поправка, снятая ее автором, может быть поддержана другим депутатом.
Если с разрешения Думы поправки будут внесены в ходе второго чтения, председательствующий вправе объявить перерыв в заседании для подготовки соответствующей комиссией заключения по поправкам. При этом слово для обоснования поправки предоставляется внесшему ее депутату, если он не согласен с заключением комиссии по данной поправке. Прения по поправке в этом случае не открываются, но поправка ставится на голосование.
При постатейном обсуждении проекта решения во втором чтении на голосование сначала ставятся предложения о внесении в статью или другие части проекта поправок, затем - о принятии решения в целом. До принятия решения в целом возможно возвращение отдельных статей, глав и разделов проекта решения на доработку авторам или в согласительную комиссию.
После принятия решения в целом не допускается внесение в его текст каких-либо, в том числе стилистических изменений иначе, чем в порядке, установленном для изменения принятых решений Думы.
5. Решение Думы считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленной численности депутатов, если иное не установлено действующим законодательством, Уставом муниципального образования и настоящим Регламентом.
6. Решения Думы по процедурным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании Думы депутатов.
7. Принятые Думой решения подписываются главой муниципального образования в течение десяти календарных дней со дня принятия. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, направляется главой муниципального образования для официального опубликования (обнародования).

Статья 35. Порядок представления обращений граждан по принятию нормативных правовых актов в интересах муниципального образования

1. Любой гражданин, проживающий на территории муниципального образования, может обратиться в Думу в виде прямых и обоснованных предложений по принятию нормативных правовых актов в интересах муниципального образования.
2. Вышеуказанное обращение рассматривается главой муниципального образования, заместителем председателя Думы либо председателем постоянной комиссии.
3. По результатам рассмотрения в течение одного месяца заявителю дается обоснованный ответ.

Глава 5. КОМИССИИ И РАБОЧИЕ ГРУППЫ ДУМЫ

Статья 36. Органы Думы и их полномочия

1. В соответствии со статьей 22 Устава муниципального образования Дума по вопросам своей деятельности создает постоянные комиссии, рабочие группы и временные комиссии.
2. Постоянные комиссии Думы являются постоянно действующими органами Думы и подотчетны ей.
3. Состав постоянных комиссий утверждается решением Думы большинством голосов от установленной численности депутатов.
4. Численный состав постоянной комиссии утверждается Думой, но не может быть менее трех депутатов. Депутат не может быть членом более двух постоянных комиссий одновременно, председателем более чем в одной постоянной комиссии.
5. Комиссии избирают из своего состава председателя и заместителя председателя. Председатель постоянной комиссии утверждается решением Думы.
6. Глава муниципального образования не может быть руководителем постоянной комиссии, но принимает участие в работе комиссий с правом решающего голоса.
7. Дума формирует четыре постоянно действующие комиссии, работающие по следующим направлениям:
7.1. Постоянная комиссия по экономической политике, финансам и налогам:
1) порядок управления муниципальным имуществом;
2) формирования бюджета, контроль его исполнения;
3) местные налоги, предоставление льгот по их уплате;
4) поддержка малого и среднего бизнеса;
5) торговля, общественное питание;
6) труд и занятость населения;
7) контроль исполнения решений Думы.
7.2. Постоянная комиссия по социальной политике:
1) здравоохранение;
2) образование;
3) культура;
4) физическая культура и спорт;
5) молодежная политика;
6) проблемы семьи, материнства, детства;
7) проблемы инвалидов, пенсионеров, ветеранов;
8) координация работы с общественными организациями и объединениями;
9) контроль исполнения решений Думы.
7.3. Постоянная комиссия по аграрной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и строительству:
1) создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории муниципального образования;
2) развитие отрасли жилищно-коммунального хозяйства;
3) транспорт, связь, дороги, сети и благоустройство;
4) строительные программы;
5) экологическая безопасность и охрана природы;
6) газификация муниципального образования;
7) контроль исполнения решений Думы.
7.4. Постоянная комиссия по местному самоуправлению:
1) административно-территориальное устройство муниципального образования;
2) муниципальная служба;
3) организационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления муниципального образования;
4) охрана общественного порядка;
5) средства массовой информации;
6) контроль исполнения решений Думы.
Постоянная комиссия по местному самоуправлению осуществляет полномочия мандатной комиссии, основными направлениями деятельности которой являются предварительное рассмотрение, подготовка рекомендаций и принятие решений по вопросам, связанным со статусом и депутатской деятельностью депутатов Думы, с депутатскими объединениями и соблюдением депутатской этики.
8. Постоянные комиссии работают согласно Положениям о постоянных комиссиях, утвержденным решением Думы. Заседания постоянных комиссий проводятся не реже одного раза в месяц. Внеочередное заседание постоянной комиссии созывает председатель комиссии либо по своей инициативе, либо по поручению главы муниципального образования или заместителя председателя Думы, либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов постоянной комиссии.
9. Постоянные комиссии:
1) осуществляют подготовку заключений по проектам решений и иных актов Думы;
2) вносят предложения по формированию повестки заседания Думы;
3) разрабатывают проекты решений и иных актов Думы;
4) готовят предложения и рекомендации по решению вопросов местного значения и выносят их на рассмотрение Думы и других органов местного самоуправления;
5) содействуют депутатам, Думе, администрации муниципального образования, иным органам местного самоуправления муниципального образования, предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам в осуществлении их законных интересов;
6) содействуют проведению в жизнь нормативных правовых актов Думы по вопросам своего ведения, осуществляют контроль за их исполнением;
7) решают вопросы организации своей деятельности и деятельности Думы.
10. Постоянные комиссии вправе запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности, у должностных лиц органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий и учреждений, а также у должностных лиц территориальных органов государственной власти по вопросам совместного ведения, которые обязаны представлять постоянным комиссиям запрашиваемые материалы и документы.
11. Решение постоянной комиссии принимается большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии. Каждый депутат имеет один голос. Право на голосование депутат осуществляет лично. В заседаниях комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Думы, не входящие в состав данной комиссии. На заседания комиссий Думы могут приглашаться представители средств массовой информации. Комиссии вправе проводить закрытые заседания.
12. Постоянные комиссии Думы вправе проводить совместные заседания по обоюдному согласию. Решение о проведении совместного заседания комиссий может принять глава муниципального образования или заместитель председателя Думы по согласованию с председателями комиссий. На совместном заседании комиссий должно присутствовать не менее половины состава каждой комиссии. На совместном заседании комиссий председательствуют по очереди председатели комиссий либо один из них по согласованию.
13. Постоянные комиссии по мере необходимости могут создавать временные комиссии и рабочие группы для решения конкретных задач и (или) на определенный срок. Задачи, срок деятельности, полномочия и состав временной комиссии утверждаются Думой. По результатам деятельности временная комиссия представляет Думе отчет, на основании которого Дума принимает решение.
14. По решению Думы для более углубленного изучения отдельных вопросов могут создаваться временные рабочие группы.
В состав рабочей группы входят депутаты Думы, представители администрации муниципального образования, иных органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций (по согласованию с руководителями организаций). Состав временной рабочей группы не может быть менее пяти человек и утверждается решением Думы.
Регламент работы рабочей группы определяется на первом заседании временной рабочей группы.
Рабочая группа вырабатывает рекомендации, которые затем выносит на рассмотрение в соответствующую постоянную комиссию, с последующим вынесением вопроса на заседание Думы.
Заключение временной рабочей группы принимается большинством голосов от числа присутствующих членов рабочей группы.
15. В процессе заседаний постоянных комиссий, рабочих групп или временных комиссий ведутся протоколы, которые подписываются председательствующим.

Глава 6. ДЕПУТАТЫ ДУМЫ

Статья 37. Основы депутатской деятельности

1. Депутат является полномочным представителем населения, проживающего на территории муниципального образования. В своей деятельности депутат руководствуется Конституций Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, Уставом муниципального образования, настоящим Регламентом.
2. Депутат Думы избирается на пять лет. Полномочия депутата Думы начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26 Устава муниципального образования.
3. Депутат Думы имеет удостоверение установленного образца, которое действует в течение срока полномочий депутата.
4. Деятельность депутата Думы осуществляется в следующих формах:
1) участие в заседаниях Думы;
2) участие в работе постоянных и временных комиссий, рабочих групп;
3) выполнение поручений Думы, ее комиссий, рабочих групп;
4) работа с населением муниципального образования;
5) обращение с депутатским запросом, обращением;
6) участие в работе депутатских объединений, депутатских групп.
5. В порядке осуществления контрольных полномочий Думы по вопросам ее компетенции депутат имеет право:
1) запрашивать у должностных лиц органов местного самоуправления, должностных лиц территориальных органов государственной власти по вопросам совместного ведения, руководителей учреждений, организаций, предприятий всех форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, информацию по вопросам, относящимся к компетенции Думы или затрагивающим права и интересы жителей муниципального образования;
2) посещать и лично участвовать в работе совещаний и заседаний, проводимых органами местного самоуправления муниципального образования.
6. Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, не запрещенных Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, Уставом муниципального образования.
7. Депутат обязан поддерживать связь с избирателями своего округа. Депутат принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей, основываясь на принципах законности и депутатской этики:
1) рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы. Способствует, в пределах своих полномочий, правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросах;
2) ведет прием граждан в соответствии с утвержденным Думой графиком;
3) не реже одного раза в год отчитывается перед избирателями о своей депутатской деятельности;
4) изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения.
8. Депутату в его избирательном округе администрация муниципального образования выделяет помещение для встреч с избирателями и извещает их о времени и месте проведения встреч.
9. Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, на непостоянной основе, в соответствии с решением Думы на постоянной основе могут работать 2 депутата.

Статья 38. Права депутата Думы

1. Каждый депутат Думы имеет право:
1) избирать и быть избранным в рабочие органы Думы;
2) высказывать мнение по персональному составу создаваемых Думой органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой;
3) предлагать вопросы для рассмотрения Думой;
4) вносить предложения и замечания по повестке заседания Думы, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
5) вносить предложения о заслушивании на заседании Думы отчета или информации должностного лица любого органа местного самоуправления, руководителя учреждения, организации, а также должностных лиц территориальных органов государственной власти по вопросам совместного ведения, находящихся на территории муниципального образования;
6) вносить в Думу предложения о необходимости проведения проверок исполнения нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальными учреждениями и предприятиями, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территории муниципального образования;
7) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику, содокладчику и председательствующему на заседании Думы, требовать ответа, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать пояснения;

9) вносить поправки в нормативные акты, принимаемые Думой;
10) оглашать на заседании Думы обращения граждан, общественных, политических организаций, касающиеся интересов населения муниципального образования;
11) знакомиться с текстами выступлений в протоколах заседаний Думы;
12) на повышение своей квалификации, как посредством обучения, так и по обмену информацией и опытом с представительными органами других муниципальных образований.

Статья 39. Депутатское обращение

1. Депутат, группа депутатов вправе обращаться с вопросом или предложением, связанным с осуществлением его депутатской деятельности, к главе муниципального образования, главе администрации муниципального образования, руководителям органов местного самоуправления муниципального образования, руководителям предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, расположенных на территории муниципального образования.
2. Депутатское обращение пишется на официальном бланке и оформляется в соответствии с правилами, установленными инструкцией по делопроизводству Думы.
3. Отправку и контроль за получением своевременного ответа на депутатское обращение осуществляет организационный отдел Думы.
4. Для ответа на депутатское обращение глава муниципального образования приглашает руководителей органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций на заседание постоянной комиссии или на заседание Думы.
5. В случае если приглашенный не имеет возможности прибыть на заседание Думы, он в обязательном порядке дает письменный ответ на предварительно заданный вопрос не позднее чем через десять рабочих дней со дня его получения. В этом случае ответ этого лица доводится до сведения депутатов.

Статья 40. Депутатский запрос

1. Депутат или группа депутатов Думы вправе обратиться с депутатским запросом к главе муниципального образования, главе администрации муниципального образования, органам местного самоуправления, территориальным органам государственной власти, руководителям предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, а также при постановке вопросов, актуальных для муниципального образования в целом, к руководителям органов государственной власти Свердловской области.
2. Решение о признании депутатского обращения депутатским запросом принимается Думой.
3. Орган или должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должен дать ответ на него в устной форме (на очередном заседании Думы) или в письменной форме не позднее чем через десять рабочих дней со дня его получения или иной установленный Думой срок.
4. Ответ на депутатский запрос оглашается на заседании Думы.

Статья 41. Депутатские слушания

1. Участие в депутатских слушаниях является одной из форм депутатской деятельности.
2. Депутатские слушания организуются и проводятся в соответствии с настоящим Регламентом и планом работы Думы.
3. Целью депутатских слушаний является обсуждение депутатами важнейших вопросов местного значения.
4. Основными задачами депутатских слушаний являются:
1) углубленное изучение вопроса, относящегося к компетенции Думы, на основании докладов, справок, заключений экспертов и других документов для объективной и всесторонней оценки обсуждаемых вопросов;
2) составление депутатами рекомендаций администрации муниципального образования, иным органам местного самоуправления муниципального образования, текста депутатского запроса, обращения, проекта решения.
5. На депутатские слушания приглашаются депутаты Думы, должностные лица органов местного самоуправления, руководители предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, эксперты и специалисты.
6. Для подготовки депутатских слушаний глава муниципального образования вправе запрашивать в письменном виде у предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц органов местного самоуправления, а также должностных лиц территориальных органов государственной власти по вопросам совместного ведения информацию, необходимую для полного и всестороннего изучения выносимого на слушания вопроса.
7. Сообщение о проведении депутатских слушаний, времени и месте их проведения и выносимых на слушания вопросов передается организационным отделом Думы не позднее чем за пять дней до начала слушаний.
8. Состав лиц, приглашенных на депутатские слушания, определяется соответствующей постоянной комиссией, по согласованию с главой муниципального образования, при его отсутствии - с заместителем председателя Думы.
9. Депутатские слушания ведет глава муниципального образования, заместитель председателя Думы или депутат по поручению главы муниципального образования.
Председательствующий:
1) предоставляет слово для выступления депутатам и приглашенным лицам;
2) следит за порядком обсуждения;
3) выступает с сообщениями;
4) определяет продолжительность депутатских слушаний, время отдельных выступлений.
10. Документы, справки, заключения экспертов по обсуждаемым на депутатских слушаниях вопросам передаются председательствующему.
11. Рекомендации по итогам депутатских слушаний принимаются простым большинством голосов присутствующих депутатов и направляются главе муниципального образования в письменном виде для ознакомления депутатов на очередном заседании Думы.

Глава 7. ДЕПУТАТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Статья 42. Фракции и депутатские группы

1. Депутатскими объединениями являются фракции и депутатские группы, обладающие равными правами.
2. Фракции образуются по решению депутатов (депутата) Думы, избранных (избранного) в составе списка кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями) по единому избирательному округу и одномандатным избирательным округам. Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракцию могут входить также депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, выдвинутые в порядке самовыдвижения.
3. Депутатская группа может быть образована по решению депутатов Думы, избранных по одномандатным избирательным округам. Депутатская группа создается по территориальному или иному признаку.
Депутатская группа должна состоять не менее чем из двух депутатов.
4. Депутатская фракция (группа) образуется с целью осуществления депутатами - членами фракции (группы) совместной деятельности по подготовке и выражению единой позиции по вопросам, отнесенным к компетенции Думы.
5. Решение об образовании депутатской фракции (группы) оформляется в виде протокола собрания депутатов Думы, а в случае образования фракции одним депутатом соответствующее решение оформляется в виде решения депутата, принятого им единолично.
6. Регистрацию депутатской фракции (группы) осуществляет комиссия по местному самоуправлению Думы, выполняющая функции мандатной комиссии.
Для регистрации фракции, образованной по решению депутатов Думы, избранных в составе списка кандидатов выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями) по единому избирательному округу и одномандатным избирательным округам, в комиссию по местному самоуправлению предоставляются следующие документы:
1) копии протокола собрания депутатов Думы, включающего решение об образовании фракции, о ее официальном наименовании, об избрании руководителя фракции;
2) письменное уведомление руководителя фракции об образовании фракции, включающего сведения о списочном составе фракции (фамилии, имена, отчества всех членов фракции);
3) письменных заявлений депутатов Думы о вхождении во фракцию.
Для регистрации фракции, образованной по решению депутата Думы, избранного в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов Думы, в комиссию по местному самоуправлению, предоставляются следующие документы:
1) копии решения депутата Думы, входящего во фракцию и являющегося руководителем фракции, об образовании фракции, о ее официальном наименовании;
2) письменное уведомление депутата Думы, входящего во фракцию и являющегося руководителем фракции, об образовании фракции с указанием фамилии, имени, отчества данного депутата.
Для регистрации депутатской группы, образованной по решению депутатов Думы, избранных по одномандатным избирательным округам в комиссию по местному самоуправлению, предоставляются следующие документы:
1) копии протокола собрания депутатов Думы, включающие решение об образовании депутатской группы, о ее официальном наименовании, об избрании руководителя депутатской группы;
2) письменное уведомление руководителя депутатской группы об образовании депутатской группы, включающее сведения о списочном составе депутатской группы (фамилии, имена, отчества всех членов группы);
3) письменное заявление депутатов Думы о вхождении в депутатскую группу.
7. Регистрация депутатского объединения производится не позднее пятнадцати рабочих дней со дня подачи в комиссию по местному самоуправлению документов, перечисленных во втором, третьем и четвертом абзацах пункта 6 настоящей статьи.
Решение комиссии по местному самоуправлению Думы о регистрации депутатского объединения оформляется записью в протоколе заседания комиссии по местному самоуправлению Думы.
Комиссия по местному самоуправлению Думы направляет депутатскому объединению выписку из протокола заседания комиссии по местному самоуправлению Думы, на котором было принято решение о регистрации данного депутатского объединения.
8. Депутатское объединение, не зарегистрированное в соответствии с пунктами 6 - 7 настоящей статьи, не пользуются правами депутатских объединений, определенными статьей 43 настоящего Регламента.
9. В случае принятия депутатской группой решения о прекращении своей деятельности деятельность депутатской группы в Думе, а также членство депутатов Думы в этой группе прекращаются со дня регистрации данного решения комиссией по местному самоуправлению Думы.
10. Комиссия по местному самоуправлению Думы на ближайшем заседании Думы доводит до сведения депутатов Думы информацию о регистрации депутатских объединений и о прекращении деятельности депутатских объединений.
11. Депутат Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении.
12. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.
13. Порядок деятельности депутатских объединений устанавливается ими самостоятельно в положениях о депутатских объединениях в соответствии с действующим законодательством и настоящим Регламентом.
Обеспечение деятельности депутатских объединений организуется ими самостоятельно.

Статья 43. Права депутатских объединений

1. Депутатские объединения имеют право:
1) предварительно обсуждать и вносить предложения по кандидатурам на должность главы муниципального образования и заместителя председателя Думы;
2) вносить предложения в проект повестки заседания Думы в порядке, установленном настоящим Регламентом;
3) вносить предложения об обращении с депутатским запросом от имени Думы;
4) направлять своих представителей с правом совещательного голоса на заседания постоянных и временных комиссий, рабочих групп, созданных по решению Думы;
5) распространять среди депутатов Думы свои программы, предложения, обращения и иные материалы;
6) выступать с инициативой о проведении депутатских слушаний;
7) участвовать в консультациях и согласованиях, проводимых в целях преодоления разногласий и разрешения других вопросов, возникающих в ходе заседания Думы;
8) осуществлять иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и настоящим Регламентом.

Глава 8. ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
ИРБИТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 44. Назначение на должность главы администрации Ирбитского муниципального образования

Глава администрации Ирбитского муниципального образования (далее - глава администрации муниципального образования) назначается на должность Думой муниципального образования по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий Думы муниципального образования (до дня начала работы Думы муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

Статья 45. Порядок принятия решения о назначении главы администрации муниципального образования

1. Дума муниципального образования принимает решение о проведении конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования. Порядок проведения конкурса определяется нормативным актом Думы муниципального образования.
2. Решение конкурсной комиссии по результатам конкурса направляется в Думу муниципального образования не позднее чем на следующий день после принятия решения.
3. Дума муниципального образования обязана рассмотреть вопрос о назначении на должность главы администрации муниципального образования в срок не более десяти рабочих дней со дня принятия конкурсной комиссией решения по результатам конкурса.
4. Перед голосованием председатель конкурсной комиссии представляет кандидатов на должность главы администрации муниципального образования. По всем кандидатам проводится обсуждение, в ходе которого они выступают и отвечают на вопросы.
5. Глава администрации муниципального образования назначается на должность на заседании Думы по результатам тайного голосования, если за него проголосовало более половины от установленной численности депутатов Думы. Тайное голосование проводится в порядке, установленном статьей 28 настоящего Регламента.
6. Если ни один из кандидатов на должность главы администрации муниципального образования не набрал необходимое в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи число голосов депутатов, проводится второй тур голосования, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре.
7. По итогам второго тура голосования на должность главы администрации муниципального образования считается назначенным кандидат, если за него проголосовало более половины от установленной численности депутатов Думы.
8. В случае если единственный кандидат не набрал необходимое количество голосов либо второй тур голосования по поводу назначения главы администрации муниципального образования не состоялся, Дума муниципального образования принимает решение о повторном проведении конкурса.
9. Решение Думы муниципального образования о назначении главы администрации муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию).
10. На основании решения Думы муниципального образования глава муниципального образования заключает контракт с главой администрации муниципального образования не позднее чем на следующий день после принятия решения.

Глава 9. КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН ИРБИТСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 46. Назначение на должность председателя Контрольного органа Ирбитского муниципального образования

Председатель Контрольного органа Ирбитского муниципального образования (далее - Контрольный орган) назначается на должность Думой на неопределенный срок.

Статья 47. Порядок рассмотрения кандидатур на должность председателя Контрольного органа

1. Предложения о кандидатурах на должность председателя Контрольного органа вносятся:
1) главой муниципального образования;
2) депутатами Думы - не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы.
2. При отсутствии других предложений предложение о кандидатуре на должность председателя Контрольного органа должно быть внесено главой муниципального образования.
3. Глава муниципального образования, депутаты Думы - не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы не позднее чем за четырнадцать календарных дней до заседания Думы, на котором планируется рассмотрение вопроса о назначении председателя Контрольного органа, направляют предложения о кандидатурах на должность председателя Контрольного органа в организационный отдел Думы.
4. Кандидаты на должность председателя Контрольного органа представляют в организационный отдел Думы:
1) копии паспорта и документов, подтверждающих наличие высшего профессионального образования и опыта работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции;
2) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
5. Для рассмотрения кандидатур на соответствие требованиям действующего законодательства Думой создается комиссия, в состав которой входят депутаты Думы, представители администрации муниципального образования и независимые эксперты, а также утверждается Положение о комиссии. Комиссия принимает решение о соответствии кандидатур требованиям действующего законодательства. Дума рассматривает кандидатуры на основании решения комиссии.
6. Председатель Контрольного органа назначается на заседании Думы по результатам тайного голосования, если за него проголосовало более половины от установленной численности депутатов Думы.
7. Тайное голосование проводится в порядке, установленном статьей 28 настоящего Регламента.
8. Перед голосованием субъекты, внесшие предложения о кандидатурах на должность председателя Контрольного органа, либо уполномоченные ими лица, оглашают информацию о кандидатах. По всем кандидатам проводится обсуждение, в ходе которого они выступают и отвечают на вопросы.
9. Если ни один из кандидатов на должность председателя Контрольного органа не набрал необходимое в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи число голосов депутатов, проводится второй тур голосования, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре.
10. По итогам второго тура голосования на должность председателя Контрольного органа считается назначенным кандидат, если за него проголосовало более половины от установленной численности депутатов Думы.
11. В случае если единственный кандидат не набрал необходимое количество голосов либо второй тур голосования по поводу назначения председателя Контрольного органа не состоялся, процедура рассмотрения кандидатур проводится повторно (начиная с выдвижения кандидатов) на следующем заседании Думы. В указанный период могут быть внесены новые предложения о кандидатурах на должность председателя.
12. На основании решения Думы о назначении председателя Контрольного органа глава муниципального образования заключает с председателем Контрольного органа трудовой договор на неопределенный срок.
13. Решение об освобождении председателя Контрольного органа от должности в случаях, предусмотренных действующим законодательством, принимается открытым голосованием большинством от установленной численности депутатов Думы.

Статья 48. Проведение конкурса на замещение должности инспектора Контрольного органа

1. Дума муниципального образования принимает решение о проведении конкурса на замещение вакантной должности инспектора Контрольного органа. Одновременно Дума муниципального образования утверждает состав конкурсной комиссии и положение о проведении конкурса.
2. Конкурс на замещение должности инспектора Контрольного органа проводится в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в Ирбитском муниципальном образовании, утвержденным решением Думы муниципального образования.


Статья 50. Временное исполнение обязанностей председателя Контрольного органа

1. В случае временного отсутствия председателя Контрольного органа его полномочия исполняет инспектор Контрольного органа на основании решения Думы.
2. За временное исполнение обязанностей председателя Контрольного органа инспектору устанавливается доплата в размере разницы между его фактическим (должностным) окладом и должностным окладом председателя Контрольного органа.

Глава 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕГЛАМЕНТА

Статья 51. Требования к председательствующему на заседании Думы

1. В случае нарушений Регламента Думы, касающихся процедурных вопросов, каждый депутат имеет право сделать замечание и потребовать от председательствующего осуществить предусмотренную Регламентом норму.

Статья 52. Ответственность депутата Думы

1. Депутат по решению Думы может быть выведен из состава органов Думы за систематическое неучастие в их работе по неуважительной причине.
О неучастии депутатов в работе Думы информируются избиратели.

Глава 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 53. Порядок принятия Регламента и внесение изменений и дополнений в Регламент

1. Настоящий Регламент принимается на заседании Думы большинством голосов от установленного числа депутатов Думы и вступает в силу со дня его принятия Думой.
2. Изменения и дополнения в настоящий Регламент принимаются на заседании Думы большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.


------------------------------------------------------------------