Постановление Администрации г. Каменска-Уральского от 28.08.2014 N 1208 "О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования город Каменск-Уральский на 2015 - 2017 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2014 г. № 1208

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ
НА 2015 - 2017 ГОДЫ

В соответствии со ст. 16 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Каменск-Уральский, утвержденного Решением Городской Думы города Каменска-Уральского от 27.11.2013 № 214 (в ред. Решения от 01.08.2014 № 318), Порядком разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Каменск-Уральский, утвержденным Постановлением Администрации города от 01.07.2011 № 746, Постановлением Администрации города от 20.05.2014 № 702 "Об организации разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Каменск-Уральский на 2015 - 2017 годы" Администрация города Каменска-Уральского постановляет:
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития муниципального образования город Каменск-Уральский на 2015 - 2017 годы (далее - прогноз) (прилагается).
2. Заместителю главы Администрации города (Жукова С.И.) совместно с начальником Финансово-бюджетного управления города Каменска-Уральского (Албазова О.В.):
1) руководствоваться показателями прогноза при разработке проекта бюджета муниципального образования город Каменск-Уральский на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов;
2) в срок до 15.11.2014 внести проект решения о бюджете муниципального образования город Каменск-Уральский на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов на рассмотрение Городской Думы города Каменска-Уральского.
3. Контроль исполнения настоящего Постановления возложить на заместителя главы Администрации города Жукову С.И.

Глава города
М.С.АСТАХОВ





Приложение
к Постановлению
Администрации города
от 28 августа 2014 г. № 1208

ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ НА 2015 - 2017 ГОДЫ

Наименование показателя
Ед. изм.
Отчет
Оценка
Прогноз
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
I. ФИНАНСЫ






1. Доходы, всего (стр. 1.1 + стр. 1.11)
млн. руб.
6867,37
5973,15
7010,1
7117,63
13585,29
1.1. Прибыль прибыльных организаций
млн. руб.
3545,9
2367,9
3070,3
2805,9
9058,0
1.1.1. Сальдо прибылей и убытков (справочно)
млн. руб.
3738,00
2617,00
2800,00
2600,00
8500,00
1.2. Амортизационные отчисления
млн. руб.
1937,8
2167,2
2758,5
4663,5
5403,3
1.3. Налог на доходы физических лиц (поступления в консолидированный бюджет Свердловской области)
млн. руб.
2659,8
2948,8
3258,4
3603,8
3784,0
1.4. Единый налог на вмененный доход
млн. руб.
101,29
109,25
114,82
120,69
126,72
1.5. Налог с патентной системы налогообложения
млн. руб.
2,80
2,74
2,94
3,17
3,32
1.6. Земельный налог
млн. руб.
271,92
240,31
242,72
245,14
257,39
1.7. Единый сельскохозяйственный налог
млн. руб.
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
1.8. Налог на имущество физических лиц
млн. руб.
23,99
22,63
24,59
26,98
28,32
1.9. Прочие налоги и сборы
млн. руб.
14,43
15,15
15,79
16,47
17,29
1.10. Неналоговые доходы
млн. руб.
247,22
266,35
280,52
295,46
310,23
1.11. Итого доходов (сумма строк 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10)
млн. руб.
3321,47
3605,25
3939,80
4311,73
4527,29
1.12. Средства, получаемые от вышестоящих уровней власти
млн. руб.
1840,90
2199,20
2278,31
2444,85
2444,85
2. Финансирование муниципальных программ (справочно)
млн. руб.
201,52
3610,76
3664,85
3859,76
3859,76
3. Недополученные доходы муниципального образования от предоставления налоговых преференций, предусмотренных решениями органов местного самоуправления (справочно):
млн. руб.
69,72
69,72
69,72
69,72
69,72
3.1. Земельный налог
млн. руб.
69,70
69,70
69,70
69,70
69,70
3.2. Налог на имущество физических лиц
млн. руб.
0,02
0,02
0,02
0,02
0,02
II. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ






1. Оборот организаций (по полному кругу) по видам экономической деятельности, всего
млн. руб.
128676,60
114100,5
119692,0
125465,1
132597,9
в том числе:






1.1. Раздел D: Обрабатывающие производства
млн. руб.
102343,2
85763,0
89425,6
93460,3
98389,4
1.2. Раздел E: Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
млн. руб.
8505,5
9237,0
10419,40
11346,7
12685,60
1.3. Раздел F: Строительство
млн. руб.
1667,90
1701,30
1743,70
1823,90
1922,40
1.4. Раздел G: Оптовая и розничная торговля
млн. руб.
15537,80
16827,40
17500,50
18200,50
18928,60
1.5. Из раздела I: Транспорт
млн. руб.
503,20
462,60
487,70
512,70
543,60
1.6. Из раздела I: Связь
млн. руб.
119,00
109,20
115,10
121,00
128,30
2. Оборот организаций (по полному кругу) в расчете на душу населения
тыс. руб./чел.
741,00
659,0
694,0
729,0
768,0
3. Оборот организаций (по полному кругу) в расчете на одного занятого в экономике
тыс. руб./чел.
1409,00
1250,7
1313,3
1377,2
1457,1
в том числе:






3.1. Раздел D: Обрабатывающие производства
тыс. руб./чел.
1114,30
940,2
981,3
1026,0
1081,2
3.2. Раздел Е: Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
тыс. руб./чел.
99,50
101,20
114,30
124,50
139,40
3.3. Раздел F: Строительство
тыс. руб./чел.
18,30
18,60
19,10
20,00
21,10
3.4. Раздел G: Оптовая и розничная торговля
тыс. руб./чел.
170,10
184,40
192,00
199,80
208,00
3.5. Из раздела I: Транспорт
тыс. руб./чел.
5,50
5,10
5,30
5,60
6,00
3.6. Из раздела I: Связь
тыс. руб./чел.
1,30
1,20
1,30
1,30
1,40
4. Количество организаций с производительностью труда:






4.1. Менее 2,4 млн. рублей в год/работника
ед.
15
14
14
13
12
4.2. От 2,4 до 6,8 млн. рублей в год/работника
ед.
7
6
5
6
6
4.3. Свыше 6,8 млн. рублей в год/работника
ед.
2
4
5
5
6
5. Электроэнергетический баланс:






5.1. Потребление электроэнергии муниципальным образованием
тыс. кВт.ч
3599780
3504183
3409475
3307190
3241047
5.2. Наличие собственных ресурсов на территории муниципального образования
тыс. кВт. ч
497490
520800
531216
541840
552677
5.3. Получение электроэнергии со стороны
тыс. кВт. ч
3835421
3722456
3684081
3647240
3610768
5.4. Отпуск электроэнергии на сторону
тыс. кВт.ч
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
5.5. Баланс (п. 5.2 + п. 5.3 - п. 5.4 - п. 5.1)
тыс. кВт.ч
733131
739073
805822
881890
922398
III. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ






1. Число организаций, выпускающих инновационную продукцию
ед.
3
4
4
4
4
2. Объем отгруженной инновационной продукции
млн. руб.
4775,40
9067,90
11899,50
17188,30
27840,40
3. Число организаций, осуществляющих технологические, организационные, маркетинговые инновации
ед.
8
8
7
7
7
3.1. Из них число организаций, осуществляющих технологические инновации
ед.
8
8
7
7
7
4. Затраты организаций на технологические, организационные, маркетинговые инновации
млн. руб.
3990,2
13848,0
6723,7
3444,9
2021,2
4.1. Из них на технологические инновации
млн. руб.
3986,6
13841,3
6716,6
3437,5
2013,5
5. Число внедренных передовых производственных технологий
ед.
17
57
57
59
59
IV. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ






1. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, всего
млн. руб.
9540,60
16601,5
10265,5
6484,8
5469,1
из них по отраслям экономики:






1.1. Промышленный комплекс
млн. руб.
8539,70
15401,5
9055,5
5264,8
4239,1
1.2. Оптовая и розничная торговля, сфера услуг и развлечений
млн. руб.
31,10
34,00
37,60
41,70
46,60
1.3. Транспорт
млн. руб.
275,00
300,60
332,00
368,10
411,30
2. Ввод в действие новых основных фондов
млн. руб.
3352,6
10878,3
4740,6
17649,9
3724,2
2.1. В том числе отечественного производства
млн. руб.
2003,7
4302,0
1402,9
7485,6
941,9
3. Количество созданных новых рабочих мест
ед.
364
252
246
592
258
3.1. В том числе с выработкой 2,4 млн. рублей на работника и более
ед.
299
200
195
522
181
4. Характеристика завершенных (планируемых к завершению) инвестиционных проектов:






4.1. Промышленный комплекс:






4.1.1. Количество инвестпроектов
ед.
415
247
375
392
437
4.1.2. Стоимость инвестпроектов, всего
млн. руб.
3249,1
3461,2
2922,0
27811,9
3215,2
4.1.3. Количество созданных новых рабочих мест
ед.
317
213
198
524
193
4.1.3.1. В том числе с выработкой 2,4 млн. рублей на работника и более
ед.
299
200
194
520
179
4.1.4. Количество работников, высвобождаемых в ходе реализации инвестиционных проектов
чел.
0
45
40
35
87
4.2. Транспорт:






4.2.1. Количество инвестпроектов
ед.
11
13
8
8
9
4.2.2. Стоимость инвестпроектов, всего
млн. руб.
13
18
21
19
19
4.2.3. Количество созданных новых рабочих мест
ед.
4
2
3
4
5
4.2.3.1. В том числе с выработкой 2,4 млн. рублей на работника и более
ед.
1
0
1
2
2
4.2.4. Количество работников, высвобождаемых в ходе реализации инвестиционных проектов
чел.
0
0
0
0
0
V. ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ






1. Доходы населения муниципального образования, всего
млн. руб.
39996,00
42384,00
44758,00
47836,00
51543,00
из них:






1.1. Доходы от предпринимательской деятельности
млн. руб.
5300,00
5565,00
5840,00
6135,00
6440,00
1.2. Оплата труда
млн. руб.
24585,00
26551,80
28490,00
31111,20
34346,70
1.3. Доходы от собственности
млн. руб.
419,00
440,00
462,00
485,00
509,00
2. Среднедушевые денежные доходы (в месяц)
руб./чел.
19194,00
20412,00
21616,00
23150,00
24962,00
3. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в % к численности населения муниципального образования
%
4,40
4,60
4,60
4,50
4,50
VI. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК






1. Оборот розничной торговли в ценах соответствующего периода
млн. руб.
26256,90
27569,70
29532,70
31954,40
34894,20
2. Оборот общественного питания
млн. руб.
1783,60
1901,30
1977,40
2056,50
2159,30
3. Обеспеченность площадью торговых объектов
кв. м/на 1 тыс. жителей
742,00
760,00
772,00
780,00
795,00
VII. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ






1. Численность и состав населения






1.1. Численность постоянного населения муниципального образования (на начало года)
чел.
173987
173316
172764
172345
172045
1.2. Среднегодовая численность населения муниципального образования
чел.
173651
173040
172554
172195
172072
1.3. Численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины в возрасте 16 - 59 лет, женщины в возрасте 16 - 54 лет)
чел.
99424
98066
96541
95115
93656
1.4. Численность детей в возрасте 3 - 7 лет (дошкольного возраста)
чел.
7840
8189
8532
8781
9057
1.5. Численность детей и подростков в возрасте 7 - 17 лет (школьного возраста)
чел.
17318
17482
17901
18506
19147
2. Естественное движение






2.1. Число родившихся
чел.
2361
2370
2381
2400
2421
2.2. Число умерших
чел.
2483
2422
2400
2400
2400
в том числе:






2.2.1. Детей в возрасте до 1 года
чел.
19
15
13
12
10
2.2.2. В трудоспособном возрасте
чел.
575
570
560
550
500
3. Миграционное движение (на постоянное место жительства, нетрудовая миграция)






3.1. Число прибывших
чел.
3149
3200
3300
3400
3400
3.2. Число выбывших
чел.
3687
3700
3700
3700
3700
VIII. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ






1. Количество семей с 3 и более детьми
ед.
835
950
1000
1050
1100
1.1. В том числе со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума
ед.
692
750
780
810
840
2. Количество мест в дошкольных образовательных учреждениях
ед.
9734
10044
10169
10769
10769
3. Потребность в дополнительных местах в дошкольных образовательных учреждениях (дети от 3 до 7 лет минус количество имеющихся мест)
ед.
0
107
603
0
0
4. Количество мест в общеобразовательных учреждениях
ед.
15260
15260
15260
15260
15260
4.1. В том числе в начальных классах
ед.
6481
6481
6481
6481
6481
5. Количество учащихся общеобразовательных учреждений, обучающихся во вторую и третью смены
чел.
1389
1901
2104
2104
2250
6. Потребность в дополнительных местах в общеобразовательных учреждениях (дети 7 - 17 лет минус количество имеющихся мест)
ед.
0
1000
1000
1000
1000
7. Обеспеченность врачебными кадрами всех специальностей
ед. на 10 тыс. населения
26,20
28,40
31,00
35,20
36,10
8. Обеспеченность врачами общей практики
ед. на 10 тыс. населения
0,30
0,32
0,32
0,32
0,32
9. Обеспеченность средним медицинским персоналом
ед. на 10 тыс. населения
84,80
100,70
105,50
110,30
115,00
10. Доля врачей в возрасте до 35 лет к общему числу врачей
%
10,50
12,60
14,00
16,40
17,20
11. Доля учителей общеобразовательных учреждений в возрасте до 35 лет к общему числу учителей образовательных учреждений
%
21,70
21,30
21,00
20,80
20,60
12. Численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, прошедших профессиональное обучение (переобучение)
чел.
18
40
45
48
47
13. Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших поддержку из местного бюджета
ед.
37
37
37
38
39
14. Количество созданных специальных рабочих мест для инвалидов
ед.
18
15
15
15
15
IX. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ






1. Трудовые ресурсы, всего
чел.
118584
117450
116441
115015
114056
2. Состав трудовых ресурсов:






2.1. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте
чел.
99424
98066
96541
95115
93656
2.2. Лица старше трудоспособного возраста, занятые в экономике
чел.
18797
19000
19500
19500
20000
2.3. Подростки, занятые в экономике (до 15 лет включительно)
чел.
150
200
200
200
200
2.4. Иностранные трудовые мигранты
чел.
210
184
200
200
200
3. Распределение трудовых ресурсов:






3.1. Занято в экономике муниципального образования (без учета иногородних жителей, въезжающих на работу на территорию муниципального образования)
чел.
91320
91230
91140
91100
91000
3.2. Выезд жителей муниципального образования на работу за пределы муниципального образования (-)
чел.
1100
1200
1300
1350
1400
3.3. Въезд иногородних жителей на работу на территорию муниципального образования (+)
чел.
1235
1200
1230
1250
1300
3.4. Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы
чел.
7377
7200
7300
7350
7400
3.5. Безработные по методологии МОТ
чел.
5995
5654
5484
5320
5160
3.5.1. В том числе безработные, официально зарегистрированные в службе занятости
чел.
1569
1570
1490
1410
1330
3.6. Неработающие пенсионеры в трудоспособном возрасте, получающие пенсии по старости на льготных условиях в органах Пенсионного фонда
чел.
1528,00
1500,00
1500,00
1500,00
1500,00
3.7. Лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет
чел.
3780
3875
3932
3952
3900
3.8. Лица, выполняющие домашние обязанности, осуществляющие уход за детьми и другими членами семьи, а также другие трудоспособные лица, у которых нет необходимости работать
чел.
4883
5414
5694
5563
5920
3.9. Прочие (военнослужащие, лица, находящиеся в местах лишения свободы, и другие)
чел.
619
575
468
440
450
4. Потребность организаций в подготовке специалистов и квалифицированных рабочих в рамках программ развития организаций и инвестиционных проектов
чел.
804
587
584
821
612
4.1. В разрезе специальностей высшего профессионального образования по направлениям подготовки
чел.
204
159
165
209
172
4.1.1. Инженерно-технические специальности
чел.
188
149
161
200
166
4.1.2. Гуманитарные специальности
чел.
16
10
4
9
6
4.2. В разрезе специальностей и профессий среднего профессионального образования по специальностям
чел.
600
428
419
664
440
4.2.1. Инженерно-технические специальности
чел.
47
48
43
42
43
4.2.2. Гуманитарные специальности
чел.
3
2
1
1
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОГНОЗУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ
НА 2015 - 2017 ГОДЫ

Прогноз социально-экономического развития города на среднесрочную перспективу 2015 - 2017 годов разработан на основании Письма Правительства Свердловской области от 15.05.2014 № 01-01-71/9796 "О прогнозе социально-экономического развития муниципальных образований", Постановления Администрации города от 20.05.2014 № 702 "Об организации разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Каменск-Уральский на 2015 - 2017 годы".
Расчет прогнозных оценок проведен с учетом итогов социально-экономического развития города в 2013 году и тенденций, складывающихся в 1 полугодии 2014 года.

Раздел I. ФИНАНСЫ

В данном разделе прогноза отражены все доходы и поступления, формируемые в результате производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории муниципального образования.
Доходы включают средства организаций (прибыль, амортизационные отчисления), средства бюджета муниципального образования (включая поступления по местным налогам и неналоговые доходы, прочие поступления). Сумма этих показателей представляет размер финансовых ресурсов муниципального образования, которым располагает муниципальное образование для целей социально-экономического развития.
Средства, получаемые от вышестоящих уровней власти, представляют собой сумму средств, получаемых муниципальным образованием, из областного бюджета в виде дотаций, субвенций, субсидий, межбюджетных трансфертов.
Относительно стабильная работа всех секторов экономики отразилась на финансовом состоянии организаций. Прибыль прибыльных организаций за 2013 год превысила уровень 2012 года на 17,7% и составила 3545,9 млн. руб.
Начавшееся в конце 2013 года снижение темпов экономического роста в промышленном производстве, отразилось на финансовой ситуации. В 2014 году наблюдается снижение объема прибыли прибыльных организаций. В результате прогнозная оценка объема прибыли прибыльных организаций по итогам 2014 года снижена до 2367,9 млн. руб. или на 33,0% по сравнению с прогнозной оценкой 2013 года (3534,7 млн. руб.).
В 2015 году по данным предприятий ожидается рост прибыли прибыльных организаций до 3070,3 млн. руб.
В 2017 году планируется рост прибыли прибыльных организаций до 9058 млн. руб. или в 2,5 раза по отношению к 2013 году. Рост прибыли в 2017 году прогнозируется в связи с ожидаемым ростом прибыли до 6290,2 млн. руб. в ОАО "КУМЗ" в результате завершения реализации инвестиционного проекта строительства прокатного комплекса.
В связи с реализацией предприятиями инвестиционных проектов и вводом нового оборудования прогнозируется рост амортизационных отчислений. При прогнозируемом объеме амортизационных отчислений на 2013 год в размере 1771,6 млн. руб., фактически они составили 1937,8 млн. руб., по итогам 2014 года ожидаются в размере 2167,2 млн. руб. В последующие годы прогнозируется рост амортизационных начислений: в 2015 году до 2758,5 млн. руб., в 2016 году - до 4663,5 млн. руб., в 2017 году - до 5403,3 млн. руб.
Объем налоговых и неналоговых доходов в 2013 году составил 3321,47 млн. руб., в 2014 году ожидается их рост до 3605,25 млн. руб., в 2015 году - до 3939,8 млн. руб., к 2017 году их размер составит 4527,29 млн. руб.
Основную долю налоговых доходов составляют налог на доходы физических лиц, земельный налог, единый налог на вмененный доход, налог на имущество физических лиц, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения.
В 2013 году по сравнению с 2012 годом объем поступлений земельного налога снизился на 103,0 млн. руб. или 27,5% и составил 271,92 млн. руб., в 2014 году он ожидается в сумме 240,31 млн. руб. и в дальнейшем в течение трех лет не прогнозируется его значительного увеличения.
Снижение поступлений земельного налога связано с массовым оспариванием налогоплательщиками кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Правительством Свердловской области, и приравниванием ее к рыночной стоимости.
В целом доходы в 2013 году составили 6867,37 млн. руб., оценочно по итогам 2014 года снизятся до 5973,15 млн. руб., затем прогнозируется их рост в 2015 году до 7101,1 млн. руб., к 2017 году - до 13585,29 млн. руб., в т.ч. за счет роста прибыли ОАО "КУМЗ" по итогам реализации инвестиционного проекта.

Раздел II. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Данный раздел содержит прогноз развития основных видов экономической деятельности муниципальной экономики.
Общая экономическая ситуация, складывающаяся в Российской Федерации, нашла свое отражение и на состоянии экономики города.
Снижение темпов экономического роста, начавшееся в конце 2013 года, продолжалось в течение 1 полугодия 2014 года, при этом сохранялась положительная динамика отдельных экономических показателей.
Оборот организаций в реальном секторе экономики в 2013 году составил 128,7 млрд. руб. или 111,6% к фактическому уровню 2012 года и 106,2% к уровню прогнозной оценки, в т.ч. в промышленном комплексе - 110,8 млрд. руб. или 112,7% и 107,4%, соответственно.
За январь - июнь 2014 года оборот промышленных предприятий сложился в сумме 44,3 млрд. руб., что ниже уровня аналогичного периода предыдущего года на 11,9%.
На основании анализа достигнутых показателей в первом полугодии текущего года и прогнозных оценок промышленных предприятий, которые были снижены по двум предприятиям (ОАО "КУМЗ" и филиал "УАЗ-СУАЛ" ОАО "СУАЛ"), можно предположить, что по итогам 2014 года оборот организаций составит 114,1 млрд. руб., что ниже уровня прошлого года на 11,3%.
Данная ситуация связана со снижением объемов производства по виду деятельности "Металлургическое производство", что вызвано консервацией алюминиевого производства филиалом "УАЗ-СУАЛ" ОАО "СУАЛ" и изменением структуры отгрузки глинозема по СУАЛу, а также переносом срока ввода в эксплуатацию нового цеха холодной прокатки ОАО "КУМЗ" (с 2014 года на 2015 год).
В дальнейшем прогнозируется рост оборота организаций: в 2015 году на 4,9% или до 119,7 млрд. руб., в 2016 году - до 125,5 млрд. руб., а к 2017 году предполагается его довести до 132,6 млрд. руб.
В рамках реализации задач, поставленных Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", промышленные предприятия осуществляют мероприятия по созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, увеличению объема инвестиций, увеличению доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции, увеличению производительности труда.
В целом по экономике производительность труда определяется как отношение валового выпуска продукции или валовой добавленной стоимости (ВРП) к численности занятого населения.
В реальном секторе экономики для измерения уровня производительности труда используется показатель выработки на одного работника, который рассчитывается делением объема отгруженной продукции на среднесписочную численность работников.
По итогам 2013 года в структуре организаций по уровню производительности труда наибольшую долю - 55,6% или 15 организаций, занимали организации с производительностью 1 работающего менее 2,4 млн. руб. в год, 26,0% или 7 организаций имели производительность 1 работающего от 2,4 млн. руб. до 6,8 млн. руб. в год, 7,4% или 2 организации имели производительность 1 работающего свыше 6,8 млн. руб. в год.
По итогам 2014 года прогнозируется рост количества организаций с производительностью труда свыше 6,8 млн. руб. в год на 1 работника до 4 единиц, в 2015 - 2016 годах - до 5 единиц, в 2017 году - до 6 единиц. Соответственно снизится количество организаций с производительностью труда менее 2,4 млн. руб. в год на 1 работника в 2014 - 2015 годах - до 14 единиц, в 2016 году - до 13 единиц, в 2017 году - до 12 единиц.

Раздел III. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На протяжении последних трех лет две организации - ОАО "СинТЗ" и ОАО "УПКБ "Деталь", осуществляли инновационную деятельность, связанную с выпуском новых или усовершенствованных продуктов, внедрением новых технологических процессов.
По итогам 2013 года насчитывалось 3 организации, выпускающие инновационную продукцию, основанную на внедрении значительно улучшенных производственных методов с применением нового производственного оборудования, в том числе ОАО "КУМЗ", в 2014 году их количество увеличилось до 4 организаций за счет ОАО "Уралэлектромаш".
По итогам 2013 года 8 организаций осуществляли технологические, организационные, маркетинговые инновации, в 2014 году ситуация не изменится, в 2015 - 2017 годах количество организаций снизится до 7 единиц. Соответственно, затраты на внедрение инноваций составили по итогам 2013 года - 3990,2 млн. руб., по итогам 2014 года ожидаются в размере - 13848,0 млн. руб., в 2015 году - в размере 6 723,7 млн. руб., в 2016 году - 3444,9 млн. руб., в 2017 году - 2021,2 млн. руб.
Прогнозируется увеличение числа внедренных передовых производственных технологий, по итогам 2013 года внедрено 17 передовых производственных технологий, к 2017 году ожидается их рост в 3,5 раза до 59 технологий.

Раздел IV. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одной из важнейших задач, стоящих перед муниципалитетом, является повышение финансовой самостоятельности, в том числе за счет роста инвестиционной привлекательности территории, поиска и привлечения инвесторов.
Приоритетным направлением инвестиционной деятельности на территории города было и остается строительство объектов социально-культурной сферы и жилья, а также техническое перевооружение важнейших отраслей материального производства.
В настоящее время на территории города реализуется 2 крупных инвестиционных проекта:
- проект "Создание трубного кластера на территории ОАО "СинТЗ", в рамках которого завершена реконструкция Синарской ТЭЦ и ведется работа по созданию индустриального парка "Синарский";
- проект по строительству "Прокатного комплекса" на базе ОАО "КУМЗ".
Средства на модернизацию своих производств направляют ОАО "КУЛЗ" (на реализацию проекта "Производство дисков трения для специзделий"), ОАО "УПКБ "Деталь" (на строительство современного корпуса цеха микроэлектроники), ЗАО "КамКат", ОАО "Каменск-Стальконструкция", ЗАО "Завод "Демидовский", ЗАО "Уралэлектромаш", ГУП "Каменск-Уральская типография".
Объем инвестиций в основной капитал в 2013 году составил 9540,6 млн. руб., что выше в 1,6 раза уровня 2012 года, но на 13,1% меньше прогнозного значения (10972,2 млн. руб.) в виду недостаточности финансирования инвестиционных проектов некоторыми организациями.
По итогам 2014 года прогнозируется освоение инвестиций в объеме 16601,5 млн. руб., основная доля которых приходится на инвестиции ОАО "КУМЗ" (11800,0 млн. руб.) на реализацию проекта по строительству прокатного комплекса.
В 2016 - 2017 годах прогнозируется снижение объемов инвестиций, в связи с завершением реализации крупных инвестиционных проектов на территории города, инвестиции будут направляться на поддержку действующих производственных мощностей, их объемы составят 6484,8 млн. руб. и 5469,1 млн. руб., соответственно.
Одним из результатов реализации инвестиционных проектов является модернизация существующих и создание новых рабочих мест.
Постановлением Правительства Свердловской области от 11.07.2014 № 591-ПП одобрена Программа модернизации и создания новых рабочих мест на период до 2020 года, в соответствии с которой на территории города на период до 2020 года прогнозируется создание и модернизация 38,3 тыс. рабочих мест.
В ходе реализации инвестиционных проектов в 2013 году было создано 364 новых рабочих места, в 1,8 раза больше, чем в 2012 году, в 2014 году прогнозируется создание 252 рабочих мест, в 2015 году - 246 рабочих мест, в 2016 году - 592 рабочих мест, из них 320 ед. - в ОАО "КУМЗ" (в результате завершения инвестиционного проекта), в 2017 году - 258 рабочих мест, при этом высвобождение работников в результате реализации данных инвестиционных проектов не планируется.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в городе ведется жилищное строительство.
По итогам 2013 года в городе введено 12,5 тыс. м2 жилья, что составляет 50,5% от утвержденного городского плана, в т.ч. 3 многоквартирных жилых дома, 112 объектов индивидуального жилищного строительства.
По состоянию на 01.07.2014 в городе введено 14,8 тыс. м2 жилья при годовом плановом вводе - 39,8 тыс. м2, в т.ч. 2,2 тыс. м2 - объектов индивидуального жилищного строительства.
Введен в эксплуатацию десятиэтажный дом по ул. Каменская, 103 общей площадью 12,5 тыс. м2, ведется строительство двух десятиэтажных жилых домов на пересечении ул. Суворова - Шестакова - б. Комсомольский; жилых домов по ул. Дзержинского, 24, ул. Октябрьская, 63, ул. Гоголя, 17; коттеджного поселка для работников ОАО "СинТЗ" в микрорайоне "Южный"; двух-, трехэтажных домов на пересечении ул. Плеханова - Физкультурников и по ул. Лермонтова для переселения граждан из аварийного жилья.
В соответствие с Пусковой программой на период 2015 - 2017 годов планируется увеличение объемов жилищного строительства, ежегодно порядка 50 тыс. м2.

Раздел V. ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

Доходы населения муниципального образования включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; выплаченную заработную плату наемных работников; социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты); доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.
Состояние экономики города определяет динамику основных показателей уровня жизни населения.
Доходы от предпринимательской деятельности по итогам 2013 года составили 5300,0 млн. руб., что ниже уровня 2012 года на 8,6%.
В 2013 году денежные доходы горожан возросли до 39996,0 млн. руб. или на 5,4% по сравнению с уровнем 2012 года, но не достигли на 6,6% прогнозируемого уровня.
Среднедушевые денежные доходы в 2013 году составили 19194 руб. и увеличились по сравнению с 2012 годом на 5,9%. Соотношение среднедушевого денежного дохода горожан в 2013 году (19194 руб.) и средней величины прожиточного минимума за этот же период (7293 руб.) составило 2,6 раза, год назад - 2,5 раза.
В структуре денежных доходов горожан 61,5% занимала оплата труда, которая в 2013 году возросла на 11,6% к уровню 2012 года, но не достигла прогнозируемого значения на 4,7%.
По итогам 2013 года среднемесячная начисленная заработная плата одного работающего в городе (по кругу отчитывающихся предприятий) составила 26612 руб., превысив уровень предыдущего года на 12,0%, в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) - на 4,6%, в том числе:
- в промышленности - 27180 руб.;
- в строительстве - 21199 руб.;
- в здравоохранении - 23870 руб.;
- в образовании - 21663 руб.;
- в культуре - 16757 руб.;
С октября 2013 года на 5,5% был увеличен фонд оплаты труда работникам муниципальных учреждений, за исключением отдельных категорий работников, повышение заработной платы которых проводится в соответствии с параметрами, заложенными в "дорожных картах".
Средний размер назначенной пенсии по итогам 2013 года составил 10553 руб., превысив показатель предыдущего года на 9,8%.
По итогам 2013 года численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 4,4% от общей численности населения.
Таким образом, по итогам 2014 года доходы населения прогнозируются в объеме 42384,0 млн. руб., что выше уровня 2013 года на 6,0%. В период с 2015 по 2017 годы прогнозируется дальнейший рост, как общих доходов населения, так и всех его составляющих (доходов от предпринимательской деятельности, оплаты труда, доходов от собственности и социальных трансфертов), в 2015 году - до 44758,0 млн. руб., в 2016 году - до 47836,0 млн. руб., в 2017 году - до 51543,0 млн. руб.

Раздел VI. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Данный раздел включает ряд показателей (оборот розничной торговли, оборот общественного питания и обеспеченность площадью торговых объектов), характеризующих развитие потребительского рынка, который складывается из организаций розничной торговли и организаций, предоставляющих платные услуги населению.
Общее состояние городской экономики отразилось на состоянии потребительского рынка.
Объем розничного товарооборота в 2013 году составил 26256,9 млн. руб., превысив уровень предыдущего года в действующих ценах на 10,8%, но на 2,6% не достиг прогнозируемого уровня.
В расчете на одного жителя в 2013 году продано потребительских товаров на сумму 151,2 тыс. руб., год назад - на 135,8 тыс. руб.
В связи с общим замедлением темпов экономического роста, в 1 полугодии 2014 года оборот розничной торговли составил 11976,9 млн. руб. и увеличился в действующих ценах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,0%, в сопоставимых ценах - снизился на 3,5%.
Последний раз спад товарооборота фиксировался в период кризиса (по итогам 2009 и 2010 годов). Снижение темпов покупательской активности населения вызвано, в первую очередь, незначительным темпом роста доходов населения при существующем уровне роста цен.
По итогам 2014 года прогнозируется рост оборота розничной торговли до 27569,7 млн. руб., а к 2017 году - до 34894,2 млн. руб. или на 32,7% к уровню 2013 года.
За счет открытия современных магазинов решается проблема создания сети предприятий торговли с широким ассортиментом товаров и их специализацией по группам. Это позволяет улучшить уровень обслуживания населения, предоставляет покупателю право выбора не только товаров, но и услуг в торговых предприятиях различного формата, формирует у потребителей новые приоритеты в части повышения культуры торгового обслуживания.
К положительным тенденциям развития сферы торговли в последние годы можно отнести продолжающийся количественный рост предприятий розничной торговли.
Строительными организациями города за счет средств частных инвесторов в 2013 году введены в эксплуатацию торговые комплексы "Центральный" (пересечение ул. Суворова - 4-й Пятилетки), "Уральский привоз" по ул. Каменская, 50а, магазины "Лео" по ул. 4 Пятилетки, 45, "Павловский" по пр. Победы, 17, магазин "Спортмастер" на пересечении ул. Челябинская - Каменская, "Ритуальные услуги", сельскохозяйственный рынок по ул. О. Кошевого, автомойка по ул. Суворова, 42б, автосалон "RENAULT" по ул. Ленина, 3б. В 2014 году введены в эксплуатацию торговый комплекс "Верный" по ул. Суворова, 27а, гостиница по ул. Октябрьская, 17, продолжается строительство торгового центра на пересечении ул. Суворова - Октябрьская, магазина по ул. Алюминиевая (рядом с бывшим кинотеатром "Юбилейный"), второй очереди рыночного комплекса на пересечении ул. 4-й пятилетки - Суворова, рыночно-гостиничного комплекса на пересечении ул. 4-й пятилетки - б. Комсомольский, второй очереди торгово-рыночного комплекса по ул. Добролюбова, устройство дополнительного этажа торгового центра "Октябрьский"; начато строительство торгового центра по ул. Лермонтова, 2б, торгового здания по ул. Кунавина (рядом с железнодорожным вокзалом).
В результате ежегодно увеличивается обеспеченность населения торговыми площадями. По итогам 2013 года обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей составила 742,0 м2 с учетом торговых площадей объектов нестационарной торговли, год назад - 716,0 м2, в 2014 году прогнозируется ее рост до 760 м2, в 2015 году - до 772,0 м2, в 2016 году - до 780,0 м2, в 2017 году - до 795 м2.
Оборот общественного питания в 2013 год превысил уровень предыдущего года на 6,3% и составил 1783,6 млн. руб., в 1 полугодии 2014 года - 735,1 млн. руб., что в действующих ценах на 2,3% выше аналогичного периода 2013 года, в реальном выражении - снизился на 0,9%. По итогам 2014 года предполагается его рост на 6,6%, до 1901,3 млн. руб., к 2017 году - до 2159,3 млн. руб.

Раздел VII. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Данный раздел содержит данные по основным возрастным группам, анализ изменения которых позволяет выявить основные тенденции, а также возможные диспропорции в структуре населения муниципального образования и угрозы социально-экономическому развитию территории.
В течение 2013 года численность постоянно проживающего населения на территории города уменьшилась на 660 чел. и по состоянию на 01.01.2014 составила 173316 человек.
Снижение, как и год назад, обусловлено естественной убылью горожан и отрицательным миграционным сальдо, которые по итогам года составили 122 чел. и 538 чел., соответственно.
Несмотря на превышение числа умерших над родившимися, показатель естественной убыли каменцев за последнее десятилетие имеет тенденцию к снижению.
С 2011 года началась реализация второго этапа Программы демографического развития города Каменска-Уральского на период до 2025 года, который продлится до 2015 года.
Результатом реализации мероприятия по сбережению населения явилось увеличение рождаемости: если в 2008 году родилось 2184 ребенка, то в 2013 году - 2361 ребенок, а также снижение смертности: если в 2008 году умерло 2738 чел., то в 2013 году - 2483 чел.
Миграционное движение населения за 2013 год имеет отрицательное сальдо. Так число прибывших составило 3149 чел., выбывших 3687 чел. (- 538 чел.).
Таким образом, учитывая складывающиеся тенденции, прогнозируется дальнейшее снижение численности населения с замедляющимися темпами. Численность постоянного населения по состоянию на 01.01.2015 прогнозируется в количестве 172764 чел., на 01.01.2016 - 172345 чел., на 01.01.2017 - 172045 чел.
В прогнозируемом периоде продолжится снижение численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины в возрасте 16 - 59 лет, женщины в возрасте 16 - 54 лет).
Положительные тенденции прогнозируются по динамике численности детей дошкольного возраста (в возрасте от 3 до 7 лет) и школьного возраста (от 7 до 17 лет).
Для кардинального изменения демографической ситуации в 2014 году и в последующие годы будет продолжена реализация мероприятий, направленных на улучшение качества предоставляемых медицинских услуг, формирование здорового образа жизни, повышение статуса семьи.

Раздел VIII. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Данный раздел позволяет провести анализ и выявить диспропорции в социальной сфере, динамику нагрузки на социальные объекты муниципального образования в зависимости от изменений демографической ситуации.
В городе ежегодно увеличивается количество семей с тремя и более детьми. По итогам 2013 года их насчитывалось 835 (год назад - 720), по итогам 2014 года их численность увеличится до 950 семей, в 2015 году - до 1000 семей, в 2016 году - 1050 семей, к 2017 году составит 1100 семей.
В целях повышения обеспеченности проживающих на территории города детей общедоступным бесплатным дошкольным образованием в 2013 году продолжалась реализация муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений города Каменска-Уральского на 2010 - 2015 годы".
В 2013 году в детских садах дополнительно введено 815 мест, в том числе благодаря открытию негосударственных образовательных учреждений.
В действующих ДОУ открыто 665 мест за счет открытия дополнительных групп и дополнительного приема детей в существующие группы за средств местного бюджета (35 млн. руб.).
Негосударственное частное образовательное учреждение дошкольного образования "Центр развития ребенка" - детский сад "Алые паруса" по ул. Гоголя, 3 получил образовательную лицензию.
Введен в эксплуатацию после завершения реконструкции детский сад "Чудесный остров" по ул. Механизаторов, 62. Она проводилась на условиях государственно-частного партнерства с ООО "Горстройцентр", на эти цели из областного бюджета выделена субсидия в размере 20 млн. руб.
В результате проведенных мероприятий все дети в возрасте от 3 до 7 лет, зарегистрированные в электронной очереди, с 01 сентября 2013 года были обеспечены местами в детских садах.
По итогам 2013 года количество мест в дошкольных образовательных учреждениях составило 9734 единицы.
По итогам 2014 года количество мест в ДОУ составит 10044 единицы за счет ввода 310 мест, в том числе открытия негосударственного детского сада по ул. Механизаторов, 62 на 60 мест и ввода с 1 сентября 2014 года 250 дополнительных мест в коррекционных группах действующих муниципальных ДОУ (в соответствии с Перечнем муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Каменска-Уральского в которых планируется ввод дополнительных мест за счет регулирования предельной численности детей, утвержденным Приказом начальника ОМС "Управление образования города Каменска-Уральского" от 19.06.2014).
С 2014 года реализация мероприятий по строительству дошкольных образовательных учреждений осуществляется в рамках подпрограммы "Строительство объектов образовательных учреждений" муниципальной программы "Реализация мероприятий в области градостроительной деятельности на территории муниципального образования город Каменск-Уральский на 2014 - 2016 годы".
В 2014 году начато строительство детского сада на 125 мест по ул. Мусоргского, 7, завершение которого планируется к концу текущего года. В результате в 2015 году прогнозируется увеличение количества мест в ДОУ до 10169 единиц.
В 2015 году планируется строительство двух ДОУ на 600 мест (детского сада на 300 мест по ул. Октябрьская, 94, детского сада на 300 мест в микрорайоне IV ГСК 3 жилого района "Южный"), в результате в 2016 году прогнозируется увеличение количества мест в ДОУ до 10769 единиц и сохранится в 2017 году.
Потребность в дополнительных местах в ДОУ для детей от 3 до 7 лет составит к концу 2014 года 107 мест, в 2015 году - 603 места, к 2016 году ее планируется удовлетворить.
В 2013 году сеть общеобразовательных учреждений не изменилась и составила 31 учреждение, в т.ч. 27 средних школ, 3 основных школы, 1 вечерняя школа.
В общеобразовательных учреждениях в 2013 году обучалось 15927 учащихся (на 214 чел. больше, чем в предшествующем году), во вторую смену обучалось 1389 чел. По оценке 2014 года численность учащихся, обучающихся во вторую смену составит 1901 чел. и будет ежегодно возрастать: в 2015 году - до 2104 чел., в 2016 году - 2140 чел., в 2017 году - до 2250 чел. Рост численности детей, обучающихся во вторую смену, вызван как ростом общей численности детей в результате увеличения рождаемости, так и в связи с достаточной загруженностью школ в отдельных районах города (мкр. Южный).
С целью удовлетворения потребности в дополнительных местах в общеобразовательных учреждениях планируется строительство школы на 1000 учащихся в микрорайоне 1 жилого района Южный. В рамках подпрограммы "Строительство объектов образовательных учреждений" муниципальной программы "Реализация мероприятий в области градостроительной деятельности на территории муниципального образования город Каменск-Уральский на 2014 - 2016 годы" на 2014 и 2015 годы запланированы средства на корректировку проектно-сметной документации по объекту "Школа на 1000 учащихся в микрорайоне 1 жилого района Южный".
Доступность и качество медицинской помощи в значительной степени зависят от укомплектованности медицинских учреждений компетентными врачами и средним медицинским персоналом. Укомплектованность врачебными кадрами, в первую очередь амбулаторной службы, остается низкой.
Уровень обеспеченности врачами в городе в 2013 году составлял 26,2 чел. на 10 тыс. населения, к 2017 году планируется довести этот показатель до 36,1 чел. на 10 тыс. населения. Администрацией города принимаются меры для привлечения кадров, в том числе путем обеспечения врачей жильем.
Указами Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики", № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" поставлены задачи по созданию специальных рабочих мест для инвалидов, поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, по созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
Реализация данных задач, осуществляется в рамках государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2020 года" ГКУ "Каменск-Уральский центр занятости".
По итогам 2013 года численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, прошедших профессиональное обучение (переобучение) составила 18 чел., по итогам 2014 года ее планируется довести до 40 чел., 2015 года - до 45 чел., 2016 года - до 48 чел., 2017 года - 47 чел.
В рамках программы реализации Программы содействия трудоустройству незанятых инвалидов в 2013 году создано 18 специальных рабочих мест для инвалидов, в дальнейшем с 2014 по 2017 год ежегодно планируется создавать по 15 рабочих мест.
Мероприятия с социально ориентированными некоммерческими организациями с 2014 года осуществляются в рамках подпрограммы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальном образовании город Каменск-Уральский на 2014 - 2016 годы" муниципальной программы "Реализация социально-экономической политики в муниципальном образовании город Каменск-Уральский на 2014 - 2016 годы". В рамках данной подпрограммы на реализацию мероприятий из местного бюджета в 2014 году выделено 649,0 тыс. руб., в дальнейшем на период с 2015 по 2017 год запланировано выделение ежегодно 669,0 тыс. руб.
В результате реализации данных мероприятий количество социально ориентированных некоммерческих организаций в 2014 году составило 37 единиц, к 2017 году их планируется увеличить до 39 единиц.

Раздел IX. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

Раздел содержит показатели, характеризующие изменения в составе и распределении трудовых ресурсов. Анализ данных показателей направлен на выявление дисбаланса в кадровом обеспечении экономики, оценку эффективности занятости в муниципальном образовании, что необходимо для формирования кадровой политики.
Трудовые ресурсы составляют основу экономики города.
По итогам 2013 года трудовой деятельностью во всех сферах экономики города было занято 91 320 чел. или 52,6% от общей численности населения.
Количество безработных граждан на 01.01.2014 составило 1569 чел., уровень регистрируемой безработицы - 1,67%, год назад эти показатели были 1662 чел. и 1,70%, соответственно.
В общей численности безработных граждан 55% составляют женщины. Средний возраст безработных - 36 лет.
В органах социальной защиты населения города на конец 2013 года состояло на учете 59662 пенсионера. Численность данной категории населения по сравнению с 2012 годом увеличилась на 484 чел. Продолжали трудиться в различных отраслях экономики города 18797 пенсионеров (уточненные данные Управления Пенсионного фонда РФ).
В составе трудовых ресурсов города иностранные трудовые мигранты по итогам 2013 года составили 210 чел.
Численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы, в составе трудовых ресурсов за 2013 год составила 7377 чел.
Количество женщин, находящихся в отпусках по беременности и родам до 1,5 лет составило 3780 чел.
Лица, выполняющие домашние обязанности, осуществляющие уход за детьми и другими членами семьи, а также другие трудоспособные лица, у которых нет необходимости работать составило 4883 чел.
Численность трудовых ресурсов за 2013 год составила 118584 чел., и имеет тенденцию к снижению в последующие годы, в 2014 году - до 117450 чел., в 2015 году - до 116441 чел., в 2016 году - до 115 015 чел., в 2017 году - до 114056 чел.


------------------------------------------------------------------