Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.09.2014 по делу N А60-24585/2014 <О признании частично недействующим Постановления Администрации городского округа Красноуральск от 28.03.2014 N 460 "Об утверждении норм накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2014 г. по делу № А60-24585/2014

Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2014 года
Полный текст решения изготовлен 04 сентября 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Н.В. Гнездиловой, судей Л.Ф. Савиной, Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.А. Казанцевой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
заместителя прокурора Свердловской области
к Администрации городского округа Красноуральск
о признании недействующим в части нормативного правового акта.
В судебном заседании участвовали:
от заявителя: С.И. Черкезов, прокурор отдела, доверенность № 8/2-15-14 от 28.04.2014 г., служебное удостоверение;
от заинтересованного лица: О.И. Крылова представитель по доверенности от 22.04.2014, паспорт.
Представителям сторон процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявитель уточнил требования, Уточнение требований принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.


Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании п. 1 Постановления Администрации городского округа Красноуральск № 460 от 28.03.2014 "Об утверждении норм накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск" в части слов "объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений" и Приложения к Постановлению Постановления Администрации городского округа Красноуральск № 460 от 28.03.2014 "Об утверждении норм накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск" в части разделов 1 - 6, противоречащими п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, ст. ст. 2, 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 11 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 8, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Признать недействующими п. 1 Постановления администрации городского округа Красноуральск № 460 от 28.03.2014 "Об утверждении норм накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск" в части слов "объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений" и Приложение к Постановлению администрации городского округа Красноуральск № 460 от 28.03.2014 "Об утверждении норм накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск" в части разделов 1 - 6.
Заинтересованное лицо требования не признает, по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, суд

установил:

28.03.2014 Администрацией городского округа Красноуральск вынесено постановление № 460 "Об утверждении норм накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск".
Приложением к указанному постановлению утверждены рекомендуемые нормативы накопления бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений.
Указанное постановление опубликовано в газете "Красноуральский рабочий", выпуск № 34 от 02.04.2014
Полагая, что п. 1 названного Постановления, в части слов "объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений" и Приложение к Постановлению в части разделов 1 - 6, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы лиц, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, и организаций, в процессе деятельности которых образуются отходы, заместитель прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 1 данного постановления утверждены нормативы накопления твердых бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск (приложение).
При этом в приложении к постановлению приведены среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений Красноуральского городского округа с указанием наименования объекта образования отходов (организации торговли, образовательные учреждения, медицинские учреждения, предприятия службы быта, организации оказывающие автотранспортные услуги и иные организации), а также годового количества отходов в кубических метрах на единицу измерения.
Так, в частности:
- п. 1.1. продовольственный магазин с 1 м2 торговой площади - 1,98 м3
- п. 1.2. павильон с 1 м2 торговой площади - 2,18 м3
- п. 1.3. лоток с 1 торгового места - 2,53 м3
- п. 1.4. палатка, киоск с 1 м2 торговой площади - 1,27 м3
- п. 1.5. торговля с машин с 1 торгового места - 2,53 м3
- п. 1.6. промышленный магазин, магазин хозтоваров, супермаркет, универсам с 1 м2 торговой площади - 0,58 м3
- п. 1.7. рынки продовольственные, промышленные с 1 торгового места - 1,27 м3
- п. 1.8. складские помещения с 1 м2 площади - 0,13 м3
- п. 2.1. дошкольное образовательное учреждение с 1 места - 0,58 м3
- п. 2.2. общеобразовательное учреждение на 1 учащегося - 0,17 м3
- п. 2.3. дома-интернаты на 1 учащегося - 0,58 м3
- п. 3.1. аптека с 1 м2 торговой площади - 0,50 м3
- п. 3.2. больница на 1 койко-место - 0,97 м3
- п. 3.3. поликлиники на 1 посещение - 0,0006 м3
- п. 3.4. санатории, диспансеры на 1 койко-место - 0,97 м3
- п. 4.1. парикмахерские и косметические салоны на 1 место - 0,8 м3
- п. 4.2. гостиницы и общежития на 1 место - 0,97 м3
- п. 4.3. организации общественного питания, кафе, закусочная и т.д. на 1 место - 1,17 м3
- п. 4.4. организация общественного питания (сезонного режима работы) на 1 место - 1,32 м3
- п. 4.5. организации, осуществляющие деятельность по ремонту бытовой радио- или компьютерной техники с 1 м2 торговой площади - 0,17 м3
- п. 4.6. организации, осуществляющие деятельность по ремонту/ пошиву обуви и одежды с 1 м2 общей площади - 0,17 м3
- п. 4.7. химчистки и прачечные с 1 м2 общей площади - 0,17 м3
- п. 4.8. приемные пункты вторсырья с 1 м2 общей площади - 0,28 м3
- п. 5.1. автомастерские, шиномонтажные мастерские на 1 машино/место - 0,92 м3
- п. 5.2. автозаправочные станции на 1 машино/место - 0,13 м3
- п. 5.3. автостоянка, парковка на 1 машино/место - 0,13 м3
- п. 5.4. гаражи, ямы смотровые на 1 машино/место - 0,92 м3

- п. 6.1.1 офисы с 1 сотрудника - 0,25 м3
- п. 6.2. административные и иные учреждения с 1 сотрудника - 1,58 м3
- п. 6.3. детские клубы, кинотеатры, библиотеки на 1 место - 0,27 м3
- п. 6.4. спортивные арены, стадионы на 1 место - 0,06 м3
- п. 6.5 компьютерные салоны, игровые автоматы, развлекательные клубы на 1 место - 0,32 м3
- п. 6.6. бани на 1 посещение - 0,006 м3
- п. 6.7. вокзалы, автовокзалы с 1 м2 общей площади - 0,66 м3.
Таким образом, постановление Администрации городского округа Красноуральск № 460 от 28.03.2014 "Об утверждении норм накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск" устанавливает единые требования, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, учреждениями, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с образованием и накоплением отходов производства и потребления.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 и 3 ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в вопросах нормирование в области охраны окружающей среды главой V Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не предусмотрены.
Согласно пункту 1 статьи 7 названного Федерального закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 11 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В п. 12 ч. 1 ст. 6 Устава городского округа Красноуральск, утвержденного решением городской Красноуральской городской Думы от 20.05.2005 г. № 156, указано, что к вопросам местного значения относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 г. № 50.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.
Таким образом, из положений названных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления поселений по изданию нормативных правовых актов в области обращения с отходами ограничиваются вопросами организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Полномочиями по утверждению нормативов образования отходов от деятельности предприятий, учреждений, организаций органы местного самоуправления поселений не обладают. Разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение входит в компетенцию органов федеральной власти, в данном случае утверждение нормативов образования отходов и лимитов входит в компетенцию Территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Суд отклоняет, как несостоятельный, довод заинтересованного лица о том, что в силу различия понятий "нормативы образования отходов" и "нормативы накопления отходов", утверждение норм накопления отходов соответствует полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения, поскольку является частью процесса организации деятельности по сбору и вывозу ТБО и мусора.
Согласно пункту 4 Норм накопления бытовых отбросов, утвержденных Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 13.01.1971 № 30, под нормами накопления отходов понимается количество отходов, образующееся на установленную расчетную единицу (1 чел. для жилых зданий, 1 место гостиниц, больниц и др., 1 кв. м площади для магазинов и т.д.) за определенный период времени (сутки, год).
В соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 № 703 и зарегистрированными в Минюсте РФ 17.01.2008 № 10891, норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, т.е. представляет собой удельный показатель образования отходов на расчетную единицу, за которую в зависимости от источника образования отходов могут быть приняты: единица произведенной продукции, единица используемого сырья - для отходов производства; единица расстояния (например, километр) - для отходов обслуживания транспортных средств; единица площади - для отходов при уборке территории; человек - для отходов жилищ; место в гостинице, столовой и пр.
Таким образом, утвержденные оспариваемым постановлением обязательные к применению нормативы накопления подпадают под понятие нормативов образования отходов, указанных в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Данный закон не разграничивает понятия норматива накопления и норматива образования отходов.
Статьей 33 Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) статья 1 Закона об отходах дополнена абзацем о накоплении отходов, согласно которому накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортировки.
Таким образом, законодатель установил, что при временном складировании отходов должны соблюдаться соответствующие экологические и санитарные требования, к числу которых не относится установление именно норм накопления отходов. Указанная позиция изложена в Определении ВАС РФ от 25.11.2010 № ВАС-15797 по делу А51-3274/2010.
Ссылка заинтересованного лица на Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, как основание для принятия оспоренного прокурором решения, является несостоятельной, поскольку санитарные правила не относятся к федеральным нормам, является нормативным правовым актом, устанавливающим санитарно-эпидемиологические требования, и их применение не должно противоречить федеральному законодательству.
Постановление Администрации городского округа Красноуральск № 460 от 28.03.2014 "Об утверждении нормативов накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск", в оспариваемой части, затрагивает права и законные интересы предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, а также учреждений, в процессе деятельности которых образуются отходы, поскольку устанавливает единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов, без учета особенностей осуществления деятельности и объемов реализуемой продукции.
Данные особенности объемов образующихся отходов должны быть учтены в разрабатываемых предприятиями, учреждениями, организациями проектах нормативов образования отходов, а не устанавливаться нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном порядке.
Согласно статьям 52, 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Учитывая изложенное, суд полагает, что заявленные заместителем прокурора Свердловской области требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Ссылка заинтересованного лица на решение Красноуральского городского суда Свердловской области от 12.03.2010 г. судом во внимание не принимается, поскольку данное решение принято по результатам рассмотрения требования об оспаривании иного муниципального нормативного правового акта. Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействующими п. 1 Постановления администрации городского округа Красноуральск № 460 от 28.03.2014 "Об утверждении норм накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск" в части слов: "объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений" и Приложение к Постановлению администрации городского округа Красноуральск № 460 от 28.03.2014 "Об утверждении норм накопления твердых и жидких бытовых отходов от жилищного фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории городского округа Красноуральск" в части разделов 1 - 6, как несоответствующими и противоречащими ст. ст. 2, 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 11 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 8, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
4. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
5. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Н.В.ГНЕЗДИЛОВА

Судьи
Н.И.РЕМЕЗОВА
Л.Ф.САВИНА


------------------------------------------------------------------