Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.06.2014 по делу N А60-9793/2014 <О признании частично недействующим Положения "О предоставлении в аренду муниципального имущества, находящегося в собственности городского округа Карпинск", утв. Решением Думы городского округа Карпинск от 28.06.2012 N 5/8 >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 июня 2014 г. по делу № А60-9793/2014

Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2014 года
Полный текст решения изготовлен 11 июня 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Н.И. Ремезовой, судей Ю.А. Куричева, В.Б. Мартемьянова при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.О. Никифоровой рассмотрел в судебном заседании дело № А60-9793/2014
по заявлению Заместителя прокурора Свердловской области
к Думе городского округа Карпинск (ИНН 6614003830, ОГРН 1026601101295)
о признании нормативного акта недействующим в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Поль К.В., представитель по доверенности № 8/2-15-13 от 20.06.2013, служебное удостоверение;
от заинтересованного лица - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заинтересованного лица.
Объявлен состав суда. Представителю заявителя процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.


Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующими п. 8, 25, 30, 31, второго предложения п. 32, пп. 2 п. 37 Положения "О предоставлении в аренду муниципального имущества, находящегося в собственности городского округа Карпинск", утвержденного решением Думы городского округа Карпинск № 5/8 от 28.06.2012 (в редакции решений Думы городского округа Карпинск № 7/2 от 06.09.2012, № 8/5 от 27.09.2012), как несоответствующие ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 16.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 3, 421, 614, 615, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 9 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67.
От заинтересованного лица поступил отзыв, заявленные требования признает частично.
В судебном заседании 09.06.2014 заявитель отказался от требований в части признания недействующими п. 8, 25 Положения "О предоставлении в аренду муниципального имущества, находящегося в собственности городского округа Карпинск", утвержденного решением Думы городского округа Карпинск № 5/8 от 28.06.2012 (в редакции решений Думы городского округа Карпинск № 7/2 от 06.09.2012, № 8/5 от 27.09.2012). В остальной части требования поддерживает.
Частичный отказ судом принят в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В части требований, касающихся п. 30, 31, второго предложения п. 32, пп. 2 п. 37 Положения "О предоставлении в аренду муниципального имущества, находящегося в собственности городского округа Карпинск", утвержденного решением Думы городского округа Карпинск № 5/8 от 28.06.2012 (в редакции решений Думы городского округа Карпинск № 7/2 от 06.09.2012, № 8/5 от 27.09.2012), дело подлежит рассмотрению по существу.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд

установил:

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29, ч. 3 ст. 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Под нормативным правовым актом понимается акт, изданный уполномоченным на то органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанный на неоднократное применение (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 № 2).
Рассматриваемый акт - Положение "О предоставлении в аренду муниципального имущества, находящегося в собственности городского округа Карпинск", утвержденное решением Думы городского округа Карпинск № 5/8 от 28.06.2012 (в редакции решений Думы городского округа Карпинск № 7/2 от 06.09.2012, № 8/5 от 27.09.2012) - соответствует указанным критериям.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу положений ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Решением Думы городского округа Карпинск № 5/8 от 28.06.2012 утверждено Положение "О предоставлении в аренду муниципального имущества, находящегося в собственности городского округа Карпинск" (далее - Положение).
Данное решение опубликовано в газете "Муниципальный вестник" № 6 от 05.07.2012.
Решениями Думы городского округа Карпинск № 7/2 от 06.09.2012 (опубликовано в газете "Муниципальный вестник" № 9 от 13.09.2012), № 8/5 от 27.09.2012 (опубликовано в газете "Муниципальный вестник" № 10 от 09.10.2012) в вышеуказанное решение внесены изменения.
Положение устанавливает единые правовые нормы - правила передачи муниципального имущества в аренду, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основой деятельности муниципального образования.
В соответствии с п. 30 рассматриваемого Положения помимо арендной платы арендатор обязан за свой счет нести расходы на содержание арендованного имущества (техническое и эксплуатационное обслуживание, коммунальные платежи и иные расходы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), уплачивать налоги в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Положения, предусмотренные п. 30 Положения, не отнесены законом к обязательными условиями договора аренды.
Внесение арендатором помимо арендной платы иных платежей может быть предусмотрено условиями договора. Возложение таких обязанностей на арендатора нормативно-правовым актом органа местного самоуправления противоречит ст. 421 ГК РФ.
Учитывая, что в силу ст. 3 ГК РФ у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия в области гражданско-правового нормотворчества, п. 30 Положения не соответствуют ст. 421 ГК РФ.
В соответствии с п. 31 Положения расходы Арендатора по капитальному ремонту Имущества, произведенные с согласия собственника, могут быть приняты к зачету в счет арендной платы. Порядок проведения капитального ремонта Имущества силами арендатора и зачета стоимости ремонта в счет арендной платы определяется администрацией городского округа Карпинск.
Согласно ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
Нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору:
- произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;
- потребовать соответственного уменьшения арендной платы;
- потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
Исходя из вышеуказанной нормы, обязанность проведения капитального ремонта переданного в аренду имущества лежит на арендодателе.
Возложение данных обязанностей на арендатора возможно только по соглашению сторон договора.
При этом законодателем вышеуказанной нормой Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень санкций, право на применение которых предоставлено арендатору, по его выбору, в случае невыполнения арендодателем обязанностей по проведению капитального ремонта имущества, переданного в аренду.
Таким образом, п. 31 Положения противоречит ст. 616 ГК РФ.
Согласно п. 32 Положения Арендатор имеет право на передачу в субаренду часть или части помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия Арендодателя. При этом общая площадь передаваемых в субаренду части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения и составлять более чем двадцать квадратных метров.
В соответствии с пп. 2 п. 37 Положения Арендодатель отказывает в предоставлении согласия на передачу части имущества в субаренду в случае, если общая площадь передаваемых в субаренду части или частей помещения, здания, строения или сооружения превышает десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения и составляет более чем двадцать квадратных метров.
В силу ч. 2 ст. 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.
Таким образом, арендатором с согласия арендодателя муниципальное имущество или его часть может быть передано в субаренду, при этом площадь имущества законодателем не ограничена.
Установление запрета передачи арендованного муниципального имущества в субаренду нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления не основано на законе.
На основании изложенного второе предложение п. 32, пп. 2 п. 37 Положения не соответствуют ч. 2 ст. 615 ГК РФ, п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт ограничивает права хозяйствующих субъектов на осуществление коммерческой деятельности, устанавливая дополнительные, непредусмотренные законом препятствия к приобретению права на муниципальное имущество, наделяет представительный орган местного самоуправления полномочиями по формированию состава конкурсной (аукционной) комиссии, что в силу ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" является недопустимым.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 49, п. 4 ч. 1 ст. 150, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Производство по делу в части признания недействующими п. 8, 25 Положения "О предоставлении в аренду муниципального имущества, находящегося в собственности городского округа Карпинск", утвержденного решением Думы городского округа Карпинск № 5/8 от 28.06.2012 (в редакции решений Думы городского округа Карпинск № 7/2 от 06.09.2012, № 8/5 от 27.09.2012) прекратить.
2. В остальной части заявленные требования удовлетворить.
3. Признать недействующими п. 30, 31, второе предложение п. 32, пп. 2 п. 37 Положения "О предоставлении в аренду муниципального имущества, находящегося в собственности городского округа Карпинск", утвержденного решением Думы городского округа Карпинск № 5/8 от 28.06.2012 (в редакции решений Думы городского округа Карпинск № 7/2 от 06.09.2012, № 8/5 от 27.09.2012), как несоответствующие ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 16.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 3, 421, 614, 615, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 9 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67.
4. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
5. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Н.И.РЕМЕЗОВА

Судьи
Ю.А.КУРИЧЕВ
В.Б.МАРТЕМЬЯНОВ


------------------------------------------------------------------