Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.06.2014 по делу N А60-9809/2014 <О признании частично недействующим Положения "О порядке передачи в аренду муниципального имущества городского округа Среднеуральск", утв. Решением Думы городского округа Среднеуральск от 25.10.2012 N 15/3 >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 июня 2014 г. по делу № А60-9809/2014

Резолютивная часть решения объявлена 05 июня 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 16 июня 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи П.Н. Киреева, судей С.П. Воронина, О.В. Гаврюшина, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р.С. Чудниковым, рассмотрел в судебном заседании дело № А60-9809/2014 по заявлению Заместителя прокурора Свердловской области к Думе городского округа Среднеуральск о признании недействующим нормативного правового акта в части,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Костина О.А., представитель по доверенности № 8/2-15-13 от 26.09.13.
Заинтересованное лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился.
На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Представителю заявителя процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. К материалам дела по ходатайству представителя заявителя приобщены письменные возражения на отзыв заинтересованного лица. От заинтересованного лица посредством факсимильной связи поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом удовлетворено. Других заявлений и ходатайств не поступило.

Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Думе городского округа Среднеуральск о признании частично недействующим Положения "О порядке передачи в аренду муниципального имущества городского округа Среднеуральск", утвержденного решением № 15/3 от 25.10.12. Заявитель просит признать недействующими пункт 1.3.3 в части слов: "а также имущества, закрепленного за муниципальным казенными учреждениями и органами местного самоуправления", второе и третье предложения п. 2.3, абзацы 4, 5, 7, 9. 10, 11 п. 4.8, четвертое предложение п. 5.4, второе предложение абзаца 1, третье предложение абзаца 1 в части слов "который является обязательным для арендатора", абзац 2 п. 5.8, п. 5.10, п.п. 2, 5, 6, 7 п. 6.4, п. 7.2 Положения "О порядке передачи в аренду муниципального имущества городского округа Среднеуральск", утвержденного решением Думы городского округа Среднеуральск № 15/3 от 25.10.12 (в редакции Решений Думы городского округа Среднеуральск № 25/3 от 27.06.2013, № 26/7 от 25.07.2013), как несоответствующие ст. ст. 3, 296, 298, 421, 608, 614, 615, 619 ГК РФ, ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 9 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.10 № 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса".
Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве частично согласилось с заявленными требованиями, полагает, что второе и третье предложения п. 2.3, четвертое предложение п. 5.4, второе предложение абзаца 1, третье предложение абзаца 1 в части слов "который является обязательным для арендатора", абзац 2 п. 5.8, п.п. 2, 5, 6, 7 п. 6.4 Положения соответствуют действующему законодательству, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в части признания недействующим указанных норм Положения.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Решением Думы городского округа Среднеуральск № 15/3 от 25.10.2012 утверждено Положение "О порядке передачи в аренду муниципального имущества городского округа Среднеуральск" (далее - Положение).
Положение устанавливает единые правовые нормы - правила передачи муниципального имущества в аренду, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основой деятельности муниципального образования.
Данное решение опубликовано в газете "Среднеуральская волна" № 46 от 14.11.2012.
Решениями Думы городского округа Среднеуральск № 25/3 от 27.06.2013 (опубликовано в газете "Среднеуральская волна" № 27 от 10.07.2013), № 26/7 от 25.07.2013 (опубликовано в газете "Среднеуральская волна" № 35 от 04.09.2013) в вышеуказанное Положение внесены изменения.
Полагая, что пункт 1.3.3 в части слов: "а также имущества, закрепленного за муниципальным казенными учреждениями и органами местного самоуправления", второе и третье предложения п. 2.3, абзацы 4, 5, 7, 9. 10, 11 п. 4.8, четвертое предложение п. 5.4, второе предложение абзаца 1, третье предложение абзаца 1 в части слов "который является обязательным для арендатора", абзац 2 п. 5.8, п. 5.10, п.п. 2, 5, 6, 7 п. 6.4, п. 7.2 Положения не соответствуют нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, ограничивают права хозяйствующих субъектов на осуществление коммерческой деятельности, устанавливая дополнительные, непредусмотренные законом препятствия к приобретению права на муниципальное имущество, наделяют представительный орган местного самоуправления полномочиями по формированию состава конкурсной (аукционной) комиссии, что в силу ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ) является недопустимым, заместитель прокурора Свердловской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей заявителя и заинтересованного лица, коллегия судей полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, в том числе, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить, в частности, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с п. 1.3.3 Положения Арендодателем муниципального имущества в соответствии с настоящим Положением выступает Управление муниципальным имуществом администрации городского округа Среднеуральск - в отношении имущества, составляющего казну городского округа Среднеуральск, а также имущества, закрепленного за муниципальными казенными учреждениями и органами местного самоуправления.
Согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть так же лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В силу ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
На основании ч. 2 ст. 296 ГК РФ собственник имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Передав имущество учреждению на праве оперативного управления, собственник имущества не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
Таким образом, п. 1.3.3 Положения в части слов "а также имущества, закрепленного за муниципальными казенными учреждениями и органами местного самоуправления" не соответствует ст. 608, ст. 296 ГК РФ.
В соответствии с п. 4.8 Положения договор аренды (далее - Договор) должен содержать следующие условия:
- сведения о сторонах, их юридические адреса, фактическое местонахождение;
- предмет Договора с указанием характеристик арендуемого имущества;
- права и обязанности сторон;
- распределение обязанностей по текущему и капитальному ремонту имущества;
- размер, порядок и сроки внесения арендной платы;
- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
- срок действия Договора;
- порядок и основания досрочного расторжения Договора;
- порядок и сроки возврата имущества арендодателю;
- сведения о наличии либо отсутствии прав третьих лиц на имущество, являющееся объектом Договора;
- иные условия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.10 Положения за несвоевременное внесение арендной платы начисляется пеня в размере 0,1% от суммы неисполненного обязательства за каждый день просрочки.
В силу ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Положения, предусмотренные абзацами 4, 5, 7, 9, 10, 11 п. 4.8 Положения, не отнесены законом к обязательным условиями договора аренды.
Ответственность за неисполнение условий договора может быть предусмотрена условиями договора. Возложение таких обязанностей на арендатора нормативно-правовым актом органа местного самоуправления противоречит ст. 421 ГК РФ.
С учетом изложенного, учитывая, что в силу ст. 3 ГК РФ у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия в области гражданско-правового нормотворчества, абзацы 4, 5, 7, 9, 10, 11 п. 4.8, п. 5.10, Положения не соответствуют ст. 421 ГК РФ.
В соответствии с п. 7.2 Положения размер помещения, передаваемого в субаренду, не может превышать 30% общей арендуемой площади.
В соответствии с ч. 2 ст. 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.
Таким образом, арендатором с согласия арендодателя муниципальное имущество или его часть может быть передано в субаренду, при этом площадь имущества законодателем не ограничена.
Установление запрета передачи арендованного муниципального имущества в субаренду нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления не основано на законе.
На основании изложенного п. 7.2 Положения не соответствуют ч. 2 ст. 615 ГК РФ, п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ.
Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве с вышеуказанными выводами заявителя согласилось, возражений в данной части не представило.
Заинтересованное лицо не согласно с требованием заместителя прокурора Свердловской области о признании недействующими второго и третьего предложения п. 2.3, четвертого предложения п. 5.4, второго предложения абзаца 1, третьего предложения абзаца 1 в части слов "который является обязательным для Арендатора", абзац 2 п. 5.8, п.п. 2, 5, 6, 7 п. 6.4 Положения.
Оценив материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, заслушав представителя заявителя, проанализировав возражения заинтересованного лица, изложенные в письменном отзыве, коллегия судей пришла к выводу, что доводы Думы городского округа Среднеуральск основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению, исходя из следующего.
Согласно второму и третьему предложению п. 2.3 Положения комиссия по проведению торгов формируется из представителей Управления, Администрации городского округа Среднеуральск, Думы городского округа Среднеуральск, муниципального предприятия или учреждения, за которым закреплено имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Председателем комиссии является председатель Управления.
В силу ч. 5 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Согласно п. 9 Правил о порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержденных Приказом ФАС России № 67 от 10.02.2010, организатор конкурса или аукциона до размещения извещения о проведении конкурса или аукциона принимает решение о создании комиссии, определяет ее состав и порядок работы, назначает председателя комиссии.
Представительный орган местного самоуправления не является органом местного самоуправления, осуществляющим права собственника муниципального имущества, в связи с чем, не может выступать в качестве организатора конкурса (аукциона).
Кроме того, в силу ст. 35 Закона № 131-ФЗ, п. 22 Устава городского округа Среднеуральск, принятого решением Среднеуральской городской Думы от 26.05.2005 № 15/1 (в редакции от 05.08.2013), к полномочиям представительного органа местного самоуправления - Думы городского округа Среднеуральск определение состава конкурсной или аукционной комиссии не отнесено.
В связи с изложенным второе и третье предложение п. 2.3 Положения не соответствует ч. 5 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, п. 9 Приказа ФАС от 10.02.2010 № 67, ст. 35 Закона № 131-ФЗ.
В соответствии с четвертым предложением п. 5.4 Положения пересмотр цены договора (цены лота) в сторону увеличения является обязательным для сторон без перезаключения договора аренды объекта или подписания дополнительного соглашения к нему.
Согласно п. 5.8 Положения размер арендной платы может быть изменен в порядке, предусмотренном действующим законодательством, настоящим Положением и Договором, не чаще одного раза в календарный год, который исчисляется с 1 января текущего года по 1 января следующего за ним года. Изменение размера арендной платы в связи с изменением базовой ставки или корректировочных коэффициентов, а также исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (на коэффициент инфляции), является обязательным для сторон без перезаключения договора или подписания дополнительного соглашения к нему. В случае изменения арендной платы Арендодатель в течение 30 календарных дней с момента вступления в законную силу соответствующего нормативного акта направляет заказным письмом с уведомлением (вручает) Арендатору расчет размера арендной платы (уведомление об изменении арендной платы с приложением расчета), подписанный Арендодателем (его полномочным представителем), который является обязательным для Арендатора.
Стороны условились, что обязанность по уплате арендной платы с учетом соответствующих изменений ее размера возникает у Арендатора с момента вступления в законную силу соответствующего нормативного правового акта, изменяющего размер арендной платы, независимо от даты получения (вручения) уведомления об изменении арендной платы с приложением расчета. Неполучение уведомления об изменении арендной платы с приложением расчета не является основанием для освобождения Арендатора от обязанности своевременного внесения измененной арендной платы.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Частью 3 ст. 614 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Из указанных норм следует, что размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Изменение арендной платы в одностороннем порядке недопустимо.
С учетом изложенного, четвертое предложение п. 5.4, второе предложение абзаца 1, третье предложение абзаца 1 в части слов "который является обязательным для Арендатора", абзац 2 п. 5.8 Положения противоречит ч. 4 ст. 421, ч. 3 ст. 614 ГК РФ, поскольку порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды, то есть по соглашению сторон, а не нормативным правовым актом Думы городского округа Среднеуральск.
Согласно п. 6.4 Положения Договор аренды подлежит расторжению в одностороннем порядке по инициативе арендодателя в следующих случаях:
1) использование имущества не по назначению, указанному в договоре аренды;
2) самовольное предоставление имущества в субаренду;
3) систематическое (два раза и более) нарушение срока внесения арендной платы и других предусмотренных договором аренды платежей;
4) ухудшение состояния имущества по вине арендатора;
5) допущение перерыва в использовании имущества свыше трех месяцев в течение календарного года;
6) отказ арендатора от заключения договоров на электро-, тепло- и водоснабжение, неуплата коммунальных и эксплуатационных услуг;
7) отказ арендатора содержать закрепленную территорию в надлежащем санитарном состоянии.
В силу ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу ч. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Статья 619 ГК РФ определяет исчерпывающий перечень случаев, когда договор аренды может быть расторгнут досрочно по требованию арендодателя.
В соответствии со ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:
1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;
2) существенно ухудшает имущество;
3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;
4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.
Из вышеуказанных норм закона следует, что расторжение договора в одностороннем порядке по инициативе арендодателя возможно только в судебном порядке в предусмотренных законом или договором аренды случаях.
Из смысла п. 6.4 Положения следует, что расторжение договора аренды по инициативе арендодателя возможно во внесудебном порядке.
Кроме того, основания расторжения договора аренды, указанные в подпунктах 2, 5, 6, 7 п. 6.4 Положения, вышеуказанными нормами закона не поименованы.
Учитывая, что в силу ст. 3 ГК РФ у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия в области гражданско-правового нормотворчества, п.п. 2, 5, 6, 7 п. 6.4 Положения противоречит ст. ст. 421, 450, 619 ГК РФ.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Требования заместителя прокурора Свердловской области удовлетворить.
2. Признать недействующими пункт 1.3.3 в части слов: "а также имущества, закрепленного за муниципальным казенными учреждениями и органами местного самоуправления", второе и третье предложения п. 2.3, абзацы 4, 5, 7, 9. 10, 11 п. 4.8, четвертое предложение п. 5.4, второе предложение абзаца 1, третье предложение абзаца 1 в части слов "который является обязательным для арендатора", абзац 2 п. 5.8, п. 5.10, п.п. 2, 5, 6, 7 п. 6.4, п. 7.2 Положения "О порядке передачи в аренду муниципального имущества городского округа Среднеуральск", утвержденного решением Думы городского округа Среднеуральск № 15/3 от 25.10.12 (в редакции Решений Думы городского округа Среднеуральск № 25/3 от 27.06.2013, № 26/7 от 25.07.2013), как несоответствующие ст. ст. 3, 296, 298, 421, 608, 614, 615, 619 ГК РФ, ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 9 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.10 № 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса".
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
П.Н.КИРЕЕВ

Судьи
С.П.ВОРОНИН
О.В.ГАВРЮШИН


------------------------------------------------------------------