Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.06.2014 по делу N А60-9571/2014 <О признании частично недействующим Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Артемовского городского округа, утв. Постановлением Администрации Артемовского городского округа от 27.12.2010 N 1568-ПА >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 июня 2014 г. по делу № А60-9571/2014

Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2014 года
Полный текст решения изготовлен 23 июня 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи С.О. Ивановой, судей Н.Л. Дегонской, Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.А. Винниковой рассмотрел в судебном заседании дело № А60-9571/2014
по заявлению Заместителя прокурора Свердловской области (далее - заявитель)
к Администрации Артемовского городского округа, ИНН 6602001531, ОГРН 1026600580270 (далее - Администрация, заинтересованное лицо)
при участии третьего лица: Муниципальное бюджетное учреждение Артемовского городского округа - "Жилкомстрой" (далее - третье лицо, МБУ Артемовского ГО "Жилкомстрой")
о признании недействующим нормативного правового акта в части.
При участии в судебном заседании:
от заявителя: Костина О.А. - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, доверенность № 8/2-15-13 от 26.09.2013, служебное удостоверение;
от заинтересованного лица: Белозерова О.М., ведущий специалист юридического отдела, доверенность № 02/12 от 09.01.2014, паспорт.
От третьего лица: Беспамятных А.В. - юрисконсульт по доверенности от 23.01.2014 № 4, паспорт.
Лицам, участвующим в деле права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
От заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований. Ходатайство судом удовлетворено. Других заявлений, ходатайств не поступило.

С учетом заявленного ходатайства заместитель прокурора Свердловской области просит признать недействующими пункт 11 в части слов: "Специализированная служба по вопросам похоронного дела может заключать договоры с юридическими и физическими лицами на проведение отдельных работ как по погребению умерших, так и по устройству и содержанию мест погребений", п. 14 в части слов: "по городу Артемовскому - муниципальным бюджетным учреждением Артемовского городского округа "Жилкомстрой" Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Артемовского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Артемовского городского округа от 27.12.2010 № 1568-ПА в редакции постановлений Администрации Артемовского городского округа от 14.11.2012 № 1524-ПА, от 11.02.2013 № 177-ПА как не соответствующие ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Заинтересованное лицо против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо также возражает против удовлетворения требований Заместителя прокурора Свердловской области по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд

установил:

Постановлением Администрации Артемовского городского округа от 27.12.2010 № 1568-ПА утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Артемовского городского округа (далее Положение).
Постановлениями Администрации Артемовского городского округа от 14.11.2012 № 1524-ПА, от 11.02.2013 № 177-ПА в указанное Положение внесены изменения.
Постановления Администрации опубликованы в газете Артемовский рабочий от 21.01.2011 № 3, от 28.01.2011 № 4, от 16.11.2012 № 46, от 22.02.2013 № 8.
На основании ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 06.10.2003 решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном порядке.
В соответствии со ст. ст. 52, 192 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 11 Положения специализированная служба по вопросам похоронного дела может заключать договоры с юридическими и физическими лицами на проведение отдельных работ как по погребению умерших, так и по устройству и содержанию мест погребений.
Согласно п. 14 указанного Положения функции по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Артемовского городского округа осуществляется: по городу Артемовскому - муниципальным бюджетным учреждением Артемовского городского округа "Жилкомстрой";
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее федеральный закон № 135-ФЗ) запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007 № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30.10.2007 № 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
В пунктах 1 и 4 ст. 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ. Согласно п. 2 ст. 25 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом, погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу п. 23 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа. Из положений ч. 3 ст. 17 и ч. 1 ст. 2 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Из содержания ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Таким образом, возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения указанными законами не предусмотрена.
Указанная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07 от 18.05.2011 № 17206/10.
В развитие указанных положений пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" предусматривает оказание специализированными службами по вопросам похоронного дела на безвозмездной основе услуг по погребению, гарантированных статьей 9 Закона о погребении, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Пунктом 2 приведенного Указа установлена, в том числе обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа.
Кроме того, названный Указ предписывает Генеральному прокурору Российской Федерации осуществлять строгий контроль за исполнением положений Закона о погребении, касающихся предоставления специализированными службами по вопросам похоронного дела безвозмездных услуг по погребению умерших.
Таким образом, институт специализированных служб, введенный вышеуказанными нормативными актами, установлен в целях обеспечения государственных гарантий для погребения на безвозмездной в пределах размера социального пособия на погребение за счет соответствующего бюджета.
Анализ приведенных норм права в их системной взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что обязанность по организации муниципальных мест погребения и похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг по погребению - на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
При этом, Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ специализированная организация не наделена контрольными и надзорными функциями в отношении деятельности иных хозяйствующих субъектов.
Таким образом, отнесенные к компетенции органа местного самоуправления вопросы организации похоронного дела решены в предложении третьем п. 11, пункте 14 Положения в оспариваемой части с нарушением требований ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействующими пункт 11 в части слов: "Специализированная служба по вопросам похоронного дела может заключать договоры с юридическими и физическими лицами на проведение отдельных работ как по погребению умерших, так и по устройству и содержанию мест погребений", п. 14 в части слов: "по городу Артемовскому - муниципальным бюджетным учреждением Артемовского городского округа "Жилкомстрой" Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Артемовского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Артемовского городского округа от 27.12.2010 № 1568-ПА в редакции постановлений Администрации Артемовского городского округа от 14.11.2012 № 1524-ПА, от 11.02.2013 № 177-ПА как не соответствующие ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
С.О.ИВАНОВА

Судьи
Н.В.ГНЕЗДИЛОВА
Н.Л.ДЕГОНСКАЯ


------------------------------------------------------------------