Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.06.2014 по делу N А60-13411/2014 <О признании частично недействующим Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка", утв. Приказом Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Нижний Тагил от 19.02.2014 N 22>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2014 г. по делу № А60-13411/2014

Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2014 года
Полный текст решения изготовлен 24 июня 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи О.В. Гаврюшина
судей Ю.А. Куричева, В.Б. Мартемьянова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В. Бушуевой
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
заместителя прокуратура Свердловской области (далее - Заявитель)
к Администрации города Нижний Тагил в лице Управления архитектуры и градостроительства (далее - Заинтересованное лицо)
об оспаривании нормативного правового акта,
при участии в судебном заседании
от заявителя: О.А. Костина, представитель по доверенности от 26.09.2013 № 8/2-15-13,
от заинтересованного лица: Л.А. Барановская, представитель по доверенности от 09.01.2014 № 3.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.


Заявитель просит арбитражный суд признать недействующими пункт 19 в части слов "7, 8, 9 пункта 18, а также документ, указанный в подпункте 10 пункта 18 в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений для выдачи кадастрового паспорта помещения", абзац 3 пункта 24 в части слов "7, 8, 9 пункта 18, а также документ, указанный в подпункте 10 пункта 18 в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений для выдачи кадастрового паспорта помещения", подпункты 4 - 6, 8 - 13 пункта 25, пункт 37 в части слов "7, 8, 9" Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного Приказом Управления инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил от 21.08.2012 № 32 (в редакции Приказов от 01.10.2012 № 39, от 19.02.2014 № 22), как не соответствующие пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", части 4 статьи 3, части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил

В пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" дано следующее понятие: "муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований".
Согласно пункту 15 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Постановления Администрации г. Нижний Тагил от 30.06.2011 № 1315 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций и административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг" регламенты, разработанные органами Администрации города, исполняющими функции и полномочия учредителя от имени Администрации города, и подведомственными им муниципальными учреждениями, утверждаются приказами руководителей этих органов Администрации города. Если в предоставлении услуг участвуют несколько органов Администрации города, регламент утверждается совместными приказами соответствующих органов.
Регламенты, разработанные органами Администрации города, которые не исполняют полномочия учредителя и подведомственными им муниципальными учреждениями, утверждаются постановлением Администрации города.
На основании указанного Постановления Администрации г. Нижний Тагил, подпункта 7 пункта 1 статьи 43 и статьи 45 Устава города Нижний заинтересованным лицом утвержден Административный регламент по выдаче градостроительного плана земельного участка (Приказ Управления инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации г. Нижний Тагил от 21.08.2012 № 32).
Приказ Управления инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации г. Нижний Тагил от 21.08.2012 № 32 опубликован в газете "Тагильский рабочий" от 14.09.2012 № 170 (23569).
Приказом Управления инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации г. Нижний Тагил от 01.10.2012 № 39 (не опубликовано), от 19.02.2014 № 22 (опубликовано в газете "Тагильский рабочий" от 18.03.2014 № 19 (203) в Административный регламент по выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - Административный регламент) внесены изменения.
Административный регламент устанавливает единые правовые нормы - правила выдачи градостроительного плана земельного участка, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, гражданами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с предоставлением муниципальных услуг, при этом в пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" дано следующее понятие: "административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги".
Исходя из указанных норм, по мнению суда, Административный регламент разработан и утвержден компетентным органом и относится к нормативным актам.
Полагая, что Административный регламент в оспариваемой части не соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заявитель обратился в арбитражный суд.
По мнению заявителя, нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, на соответствие которым следует проверить оспариваемые пункты нормативного акта органа местного самоуправления, являются пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", часть 4 статьи 3, часть 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 18 Административного регламента документами, необходимыми для предоставления муниципальной услуги, являются:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
2) копия документа, удостоверяющего полномочия представителя заявителя (в случае обращения с заявлением представителя);
3) кадастровый паспорт земельного участка;
4) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок (постановление Администрации города о предоставлении земельного участка в аренду, договор аренды земельного участка, свидетельство о праве);
5) копия правоустанавливающего документа на земельный участок (в случае если право на земельный участок признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП);
6) документ, удостоверяющий (устанавливающий) право на здание, строение, сооружение (в случае, если право признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП и не зарегистрировано в нем);
7) технические условия подключения к инженерным коммуникациям;
8) декларация о намерениях (с указанием площади, этажности, мощности, назначения планируемого объекта) с приложением ситуационного плана;
9) материалы действующей топографической съемки на территории земельного участка в бумажном и электронном виде М 1:500 при площади участка до 1 га; и в М 1:2000 - при площади участка до 10 га; в М 1:5000 - при площади участка более 10 га, выполненной лицензированной организацией;
10) кадастровый или технический паспорт помещения (в случае оформления градостроительного плана на реконструкцию помещения, расположенного многоквартирном жилом доме).
В соответствии с пунктом 19 Административного регламента заявитель прилагает к заявлению документы, указанные в подпунктах 1, 2, 5, 7, 8, 9 пункта 18, а также документ, указанный в подпункте 10 пункта 18 в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений для выдачи кадастрового паспорта помещения.
Согласно с абзацу 3 пункта 24 Административного регламента основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, является непредоставление документов, перечисленных в подпунктах 1, 2, 5, 7, 8, 9 пункта 18 и документ, указанный в подпункте 10 пункта 18 в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений для выдачи кадастрового паспорта помещения.
Согласно подпунктам 4 - 6, 8 - 13 пункта 25 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
4) обращение за выдачей градостроительного плана земельного участка для размещения объекта, выдача разрешения на строительство которого не требуется в соответствии с пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ;
5) нарушение требований градостроительных, санитарных, противопожарных и других норм и правил, предусмотренных действующим законодательством, при размещении декларируемого заявителем объекта;
6) непредставление материалов действующей топографической съемки на территории земельного участка в бумажном и электронном виде;
8) отсутствие принятого органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка для строительства;
9) резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
10) наличие принятого органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
11) наличие принятого органом местного самоуправления решения о разработке проекта планировки территории, если земельный участок, на который испрашивается градостроительный план, входит в границы проектирования;
12) декларируемый объект не соответствует виду разрешенного использования земельного участка;
13) земельный участок предоставлен для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В соответствии с пунктом 37 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка с полным перечнем документов, указанных в подпунктах 1, 2, 5, 7, 8, 9 пункта 18.
Согласно ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Из системного толкования статей 44, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, как полагает суд, следует, что подготовка документации осуществляется органами местного самоуправления, при этом Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит перечня документов, необходимых для представления при обращении за выдачей градостроительного плана.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, в силу части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Оснований для отказа в выдаче градостроительного плана Градостроительный кодекс Российской Федерации также не содержит.
Таким образом, требование о предоставлении для получения градостроительного плана земельного участка каких-либо документов, является неправомерным, не соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации. Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Ссылка заинтересованного лица на пункт 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации судом отклонятся, так как не имеет отношения к данному спору.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Требования заместителя прокуратура Свердловской области удовлетворить.
2. Признать не соответствующими пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", части 4 статьи 3, части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации пункт 19 в части слов "7, 8, 9 пункта 18, а также документ, указанный в подпункте 10 пункта 18 в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений для выдачи кадастрового паспорта помещения", абзац 3 пункта 24 в части слов "7, 8, 9 пункта 18, а также документ, указанный в подпункте 10 пункта 18 в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений для выдачи кадастрового паспорта помещения", подпункты 4 - 6, 8 - 13 пункта 25, пункт 37 в части слов "7, 8, 9" Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного Приказом Управления инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил от 21.08.2012 № 32 (в редакции Приказов от 01.10.2012 № 39, от 19.02.2014 № 22).
3. Признать недействующими пункт 19 в части слов "7, 8, 9 пункта 18, а также документ, указанный в подпункте 10 пункта 18 в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений для выдачи кадастрового паспорта помещения", абзац 3 пункта 24 в части слов "7, 8, 9 пункта 18, а также документ, указанный в подпункте 10 пункта 18 в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений для выдачи кадастрового паспорта помещения", подпункты 4 - 6, 8 - 13 пункта 25, пункт 37 в части слов "7, 8, 9" Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного Приказом Управления инвестиций, архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил от 21.08.2012 № 32 (в редакции Приказов от 01.10.2012 № 39, от 19.02.2014 № 22).
4. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
5. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
О.В.ГАВРЮШИН

Судьи
Ю.А.КУРИЧЕВ
В.Б.МАРТЕМЬЯНОВ


------------------------------------------------------------------