Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.06.2014 по делу N А60-12226/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца второго пункта 1.7, пункта 1.8 Постановления Администрации Невьянского городского округа от 28.02.2014 N 431-п "О внесении изменений в Постановление Администрации Невьянского городского округа от 22.07.2013 N 2092-п "Об утверждении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Невьянского городского округа">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2014 г. по делу № А60-12226/2014

Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 27 июня 2014 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего П.Н. Киреев, судей Н.В. Гнездиловой, Н.Л. Дегонской, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Новоселовой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлениям Общества с ограниченной ответственностью "Магистр-Урал" (ИНН 6621011341) и Индивидуального предпринимателя Семигук Веры Петровны к Администрации Невьянского городского округа (ИНН 6621002530) о признании недействующим Постановления Администрации Невьянского городского округа "О внесении изменений в Постановление Администрации Невьянского городского округа от 22.07.2013 г. № 2092-п "Об утверждении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Невьянского городского округа" от 28.02.20134 г. № 431-п в части,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Вакилов К.Н., представитель по доверенности от 24.03.2014 г., Языков Т.Ю., представитель по доверенности от 24.03.14 г.;
от заинтересованного лица: Носова Е.В., представитель по доверенности № 5 от 09.01.2014;
от Прокуратуры Свердловской области: Поль К.В., представитель по доверенности № 8/2-15-14 от 04.06.14.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Заместителем Прокурора Свердловской области в письменном виде, заявлено ходатайство о вступлении к участию в деле в порядке ч. 5 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам, указанным в части 1 настоящей статьи, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
Рассматриваемый спор соответствует условиям ч. 1 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в порядке ч. 5 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Прокурор допущен к участию в деле (в лице прокуратуры Свердловской области).
К материалам дела по ходатайству представителя заявителей приобщены письменные возражения на отзыв заинтересованного лица. К материалам дела по ходатайству представителя прокуратуры Свердловской области приобщены письменные возражения № 8/2-10-14 от 17.06.14. Других заявлений и ходатайств не поступило.


Общество с ограниченной ответственностью "Магистр-Урал" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующими абзац 2 п. 1.7, п. 18 постановления Администрации Невьянского городского округа "О внесении изменений в Постановление Администрации Невьянского городского округа от 22.07.13 № 2092-п "Об утверждении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории городского округа" от 28.02.14 № 431-п.
Определением от 31 марта 2014 года заявление принято к производству (дело № А60-12226/2014).
Индивидуальный предприниматель Семигук Вера Петровна 25 апреля 2014 года обратилась в суд с заявлением к Администрации Невьянского городского округа о признании недействующим Постановления Администрации Невьянского городского округа "О внесении изменений в Постановление Администрации Невьянского городского округа от 22.07.2013 г. № 2092-п "Об утверждении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Невьянского городского округа" от 28.02.20134 г. № 431-п в части,
Определением от 29 апреля 2014 года заявление принято к производству (дело № А60-17277/2014 судья П.Н. Киреев).
Определением от 10 июня 2014 года дело № А60-12226/2014 и дело А60-17277/2014 объединены в одно производство с присвоением соответствующему объединенному делу № А60-12226/2014.
Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заинтересованных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Прокуратуры Свердловской области поддерживает позицию заинтересованного лица, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Администрацией Невьянского городского округа принято Постановление "О внесении изменений в Постановление администрации Невьянского городского округа от 22.07.2013 года № 2092-п "Об утверждении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Невьянского городского округа" от 28.02.2014 г. № 431-п (далее по тексту Постановление № 431-п) в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указанное Постановление было опубликовано в 07 марта 2014 г. в Невьянской районной еженедельной газете "Звезда" от 07.03.2014 № 10 (8498).
В соответствии с п. 1.7 Постановления № 431-П приложение № 1 к Постановлению администрации Невьянского городского округа от 22.07.2013 года № 2092-п "Об утверждении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Невьянского городского округа" (далее по тексту - Постановление № 2092-п) было дополнено разделом VI "Объекты военного назначения" следующего содержания:
"1. Отделение подготовки, призыва и набора граждан на военную службу отдела военного комиссариата Свердловской области по г.г. Невьянск, Кировград и Невьянскому району по адресу: г. Невьянск ул. Матвеева, 26;
2. Отдел военного комиссариата Свердловской области по г. Невьянск, г. Кировград и Невьянскому району по адресу: г. Невьянск, ул. Карла Маркса 17".
Согласно п. 1.8 Постановления № 431-П были внесены изменения в столбец 2 строки 80 Приложения № 2 к Постановлению № 2092-п: "вместо "Воинская врачебная комиссия при отделе Военного комиссариата СО по городам Невьянск, Кировград и Невьянский район" читать слова "Отделение подготовки, призыва и набора граждан на военную службу отдела военного комиссариата Свердловской области по г.г. Невьянск, Кировград и Невьянскому району".
В соответствии с п. 2 Постановления № 431-П было установлено значение расстояния от объектов военного назначения до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, - 75 метров.
Полагая, что абзац 2 пункта 1,7, п. 1,8 Постановления Администрации Невьянского городского округа от 28.02.14 № 431-п соответствуют ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и нарушают права в сфере предпринимательской деятельности заявители обратились в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, коллегия судей полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить, в частности, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) осуществляется организациями. Розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.
Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях.
В силу ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425 утверждены Правила определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
В соответствии с п. 2 Правил розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих, в том числе, к объектам военного назначения (п. п. "в").
Территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (далее - дополнительная территория).
При этом, максимальное значение расстояния от объектов военного назначения до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления, не может превышать минимальное значение указанного расстояния в муниципальном образовании более чем на 30 процентов.
Границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил (п. 8 Правил).
Информация о решениях, принятых в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, а также прилагаемые к указанным решениям схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил, публикуются в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещаются на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" военные объекты - это существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации. Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям (далее - отделы (муниципальные), подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.
В целях реализации вышеуказанных норм, администрацией Невьянского городского округа, были приняты постановления администрации Невьянского городского округа от 22.07.2013 № 2092-п "Об утверждении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Невьянского городского округа" (вместе с "Перечнем организаций и объектов, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции", "Перечнем схем с описанием границ, содержащих адреса объектов, в которых запрещается розничная продажа алкогольной продукции") и от 28.02.2013 № 519-п "Об утверждении комиссии по определению границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Невьянского городского округа".
Письмами исх. № 6737 от 01.10.13 и исх. № 7636 от 07.11.13 Администрация Невьянского городского округа обратилась в Военный комиссариат Свердловской области с запросом о предоставлении информации относиться ли Военный комиссариат г. Невьянска и Отделение подготовки, призыва и набора граждан на военную службу отдела военного комиссариата Свердловской области по г. Невьянску Невьянскому району, расположенное по адресу: г. Невьянск, ул. Матвеева, 26 к объектам военного назначения.
В ответ на указанные письма 01 октября 2013 года и 13 декабря 2013 года в адрес Администрации Невьянского городского округа поступили ответы, согласно которым, Приказом Министра обороны Российской Федерации определен перечень объектов военного назначения (инфраструктуры), согласно которого военные комиссариаты включены - в него. Данный приказ имеет ограниченный доступ.
Военный комиссариат по г. Невьянск и Невьянскому району с 01.01.2010 года реорганизован в форме присоединения к военному комиссариату Свердловской области и является структурным подразделением военного комиссариата Свердловской области. Следовательно, отдел военного комиссариата Свердловской области по г. Невьянск, г. Кировград и Невьянскому району относится к объектам военного назначения.
Учитывая изложенное, отделение подготовки, призыва и набора граждан на военную службу отдела военного комиссариата Свердловской области по г.г. Невьянск, Кировград и Невьянскому району, равно как и Отдел военного комиссариата Свердловской области по г.г. Невьянск, Кировград и Невьянскому району входят в понятие "объект военного назначения".
В последующем, на основании писем военного комиссариата Свердловской области от 02 октября 2013 года № 4/5990 и 13 декабря 2013 года № 4/6990, подготовлено постановление администрации Невьянского городского округа от 28.02.2014 № 431-п "О внесении изменений в Постановление администрации Невьянского городского округа от 22.07.2013 года № 2092-п "Об утверждении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Невьянского городского округа", в соответствии с которым Приложение № 1 к Постановлению от 22.07.2013 № 2092-п дополнено разделом VI "Объекты военного назначения" следующего содержания:
"1. Отделение подготовки, призыва и набора граждан на военную службу отдела военного комиссариата Свердловской области по г.г. Невьянск, Кировград и Невьянскому району по адресу: г. Невьянск ул. Матвеева, 26;
2. Отдел военного комиссариата Свердловской области по г. Невьянск, г. Кировград и Невьянскому району по адресу: г. Невьянск, ул. Карла Маркса 17"
и установлено значение расстояния от объектов военного назначения до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, - 75 метров.
Учитывая изложенное, коллегия судей пришла к выводу, что оспариваемые абзац 2 пункта 1,7, п. 1,8 Постановления Администрации Невьянского городского округа "О внесении изменений в Постановление Администрации Невьянского городского округа от 22.07.13 № 2092-п "Об утверждении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории городского округа" от 28.02.14 № 431-п соответствуют ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Порядок принятия изменений в нормативный правовой акт заинтересованным лицом соблюден.
Кроме этого, оценив представленные в материалы дела документы в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что заинтересованным лицами не представлено доказательств нарушения оспариваемыми положениями прав и законных интересов.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Магистр-Урал" и Индивидуальным предпринимателем Семигук В.П. требований следует отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Индивидуальным предпринимателем Семигук Верой Петровной при подаче заявления по чеку-ордеру № 444 от 26.03.2014 года была уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. 00 коп.
В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим государственная пошлина для физических лиц составляет 200 рублей.
Учитывая, что Индивидуальным предпринимателем Семигук Верой Петровной при подаче заявления была уплачена государственная пошлина в большем размере, чем предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, оставшаяся сумма госпошлины подлежит возврату из федерального бюджета как излишне уплаченная в размере 1800 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Признать абзац 2 пункта 1,7, п. 1,8 Постановления Администрации Невьянского городского округа "О внесении изменений в Постановление Администрации Невьянского городского округа от 22.07.13 № 2092-п "Об утверждении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории городского округа" от 28.02.14 № 431-п соответствующим ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отказать в удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Магистр-Урал" и Индивидуальным предпринимателем Семигук В.П. требований.
2. Возвратить Индивидуальному предпринимателю Семигук Вере Петровне (ИНН 662100024444, ОГРНИП 304662125200022) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1800 (одна тысяча восемьсот) руб. 00 коп., уплаченную по чеку-ордеру № 444 от 26.03.14. Подлинный чек-ордер остается в материалах дела, поскольку государственная пошлина возвращается частично.
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
П.Н.КИРЕЕВ

Судьи
Н.В.ГНЕЗДИЛОВА
Н.Л.ДЕГОНСКАЯ


------------------------------------------------------------------