Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.07.2014 по делу N А60-15676/2014 <О признании недействующим Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, утв. Постановлением Администрации Нижнетуринского городского округа от 13.03.2012 N 222 >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2014 г. по делу № А60-15676/2014

Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 07 июля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Киселева Ю.К., судей Воронина С.П., Гнездиловой Н.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Окишевой Д.В. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
заместителя прокурора Свердловской области (далее - прокурор)
к администрации Нижнетуринского городского округа (ИНН 6624002144, далее - администрация)
об оспаривании нормативного правового акта.
В судебном заседании принял участие представитель прокурора - Черкезов С.И. (доверенность № 8/2-15-14 от 28.04.2014).
Администрация в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
03.07.2014 от администрации поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Иных, заявлений ходатайств не поступило.

Прокурор 17.04.2014 обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением главы Администрации Нижнетуринского городского округа от 13.03.2012 № 222, в редакции постановлений от 10.04.2013 № 422, от 23.10.2013 № 1305, от 01.11.2013 № 1363 в части подпункта 2 пункта 2.8, подпункта 1 пункта 2.9, абзаца второго пункта 3.2 в части слов "и приложением документов, определенных пунктом 2.6 настоящего Регламента", абзаца второго пункта 3.3 в части слов "с полным пакетом документов" не соответствующим федеральным законам и не действующим полностью.
По мнению прокурора, в оспариваемой части Административный регламент не соответствует Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Градостроительному кодексу Российской Федерации. Кроме того, Административный регламент не опубликован и, следовательно, является недействующим полностью.
В обоснование заявленного требования прокурор указал следующее.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит перечня документов, необходимых для представления при обращении за выдачей градостроительного плана, кроме документов, удостоверяющих/ подтверждающих личность/полномочия обратившегося лица. Основания для отказа в выдаче градостроительного плана Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрены. Таким образом, требование о предоставлении для получения градостроительного плана земельного участка каких-либо документов, является неправомерным, не соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации. Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица. Оспариваемый нормативный правовой акт ограничивает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на осуществление коммерческой деятельности, устанавливая дополнительные, непредусмотренные законом препятствия к получению муниципальной услуги. В нарушение требований статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 48 Устава Нижнетуринского городского округа оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт не опубликован.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Постановлением администрации от 13.03.2012 № 222 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельного участка (далее - Административный регламент).
Постановление администрации от 13.03.2012 № 222 в установленном порядке не опубликовано.
Пунктом 2.6 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:
1) заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - заявление) по форме, приведенной в Приложении № 1;
2) топографическая съемка земельного участка.
Заявитель вправе представить эскизный проект, генеральный план земельного участка из эскизного проекта.
Согласно пп. 2 п. 2.8 Административного регламента наличие у заявителя неполного комплекта документов, указанных в п. 2.6 настоящего регламента, является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Согласно п.п. 1 п. 2.9 Административного регламента несоответствие предельных размеров и предельных параметров объекта капитального строительства, реконструкции градостроительным регламентам, установленным Правилами землепользования и застройки Нижнетуринского городского округа, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В соответствии с абз. вторым п. 3.2 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является обращение заявителя по вопросу предоставления муниципальной услуги в отдел архитектуры с заявлением и приложением документов, определенных пунктом 2.6 настоящего Регламента.
В соответствии с абз. вторым п. 3.3 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является зарегистрированное заявление с полным пакетом документов.
Полагая, что Административный регламент в части подпункта 2 пункта 2.8, подпункта 1 пункта 2.9, абз. второго пункта 3.2 в части слов "и приложением документов, определенных пунктом 2.6 настоящего Регламента", абз. второго пункта 3.3 в части слов "с полным пакетом документов" не соответствует п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", ч. 4 ст. 3, п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требования прокурора следует удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 194 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 194 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Согласно п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Верховным Судом Российской Федерации в решении от 14.05.2012 по делу № АКПИ12-290 сделан вывод о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Данная правовая позиция выражена также в постановлении ФАС Уральского округа от 04.02.2013 № Ф09-14251/12 по делу № А76-11344/12.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации утверждена форма плана градостроительного участка, в которой предусмотрены строки для заполнения оснований подготовки градостроительного плана в виде реквизитов заявления обратившегося физического или юридического лица и, соответственно, указание их фамилии, имени, отчества и наименования. Требований о представлении каких-либо иных документов данная форма не содержит.
С учетом изложенного нормативные положения Административного регламента, устанавливающие требования о предоставлении для получения градостроительного плана земельного участка каких-либо иных, не предусмотренных законом документов, являются неправомерными.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
Согласно статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Статьей 48 Устава Нижнетуринского городского округа (далее - Устав), принятого решением Думы муниципального образования "Нижнетуринский район" от 31.05.2005 № 136, все муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В силу ч. 2 ст. 48 Устава официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов является публикация их полного текста в печатном средстве массовой информации, определенном нормативным правовым актом Думы городского округа.
Согласно п. 3 Порядка официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Нижнетуринского городского округа, утвержденного решением Думы Нижнетуринского городского округа от 25.12.2009 № 304, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы (обнародованы) в газете "Время".
Согласно п. 6.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении Арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной) и (или) не опубликованные в предусмотренном порядке, не влекут правовых последствий как не имеющие юридической силы и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в арбитражный суд его отдельных положений) как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Как следует из материалов дела, Административный регламент в предусмотренном порядке не опубликован.
При таких обстоятельствах суд считает, что Административный регламент в оспариваемой прокурором части не соответствует Закону об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, Градостроительному кодексу Российской Федерации и подлежит признанию недействующим в полном объеме как не опубликованный.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Требования заместителя прокурора Свердловской области удовлетворить.
Признать Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденный постановлением администрации Нижнетуринского городского округа от 13.03.2012 № 222, в редакции постановлений от 10.04.2013 № 422, от 23.10.2013 № 1305, от 01.11.2013 № 1363 в части подпункта 2 пункта 2.8, подпункта 1 пункта 2.9, абзаца второго пункта 3.2 в части слов "и приложением документов, определенных пунктом 2.6 настоящего Регламента", абзаца второго пункта 3.3 в части слов "с полным пакетом документов" не соответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Градостроительному кодексу Российской Федерации и недействующим полностью.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Ю.К.КИСЕЛЕВ

Судьи
Н.В.ГНЕЗДИЛОВА
С.П.ВОРОНИН


------------------------------------------------------------------