Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.07.2014 по делу N А60-14144/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления РЭК Свердловской области от 13.12.2013 N 127-ПК "Об утверждении тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения организациям водопроводно-канализационного хозяйства в Свердловской области на 2014 год" в части утверждения тарифов для Муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Водоканал города Новая Ляля" на услугу водоснабжения и услугу по транспортированию сточных вод>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июля 2014 г. по делу № А60-14144/2014

Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 21 июля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи О.В. Гаврюшина,
судей Ю.К. Киселева, П.Н. Киреева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.И. Смирновой
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Водоканал города Новая Ляля" (ИНН 6647004300, ОГРН 10766470000773, далее - Заявитель, МУП "Водоканал")
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - Заинтересованное лицо, РЭК Свердловской области)
об оспаривании нормативного правового акта,
при участии прокурора Свердловской области,
при участии в судебном заседании
от заявителя: П.В. Астраханов, конкурсный управляющий, А.В. Медведев, представитель по доверенности от 14.05.2014;
заинтересованного лица: Е.С. Конькова, представитель по доверенности от 09.01.2014 № 13-10/8, Е.А. Соловьева, представитель по доверенности от 18.03.2014 № 13-10/1092, Е.А. Алекандровская, представитель по доверенности от 09.01.2014 № 13-10/10, А.И. Дементьева, представитель, доверенность от 19.05.2014 № 13-10/3043;
от прокурора Свердловской области: С.И. Черкезов, представитель по доверенности от 28.04.2014 № 8/2-15-14.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к заинтересованному лицу о признании недействующим постановления РЭК Свердловской области от 13.12.2013 № 127-ПК "Об утверждении тарифов на услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения организациям водопроводно-канализационного хозяйства в Свердловской области на 2014 год" в части утверждения тарифов для МУП "Водоканал" на услугу водоснабжения и услугу по транспортированию сточных вод.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, представило отзыв, полагает, что заявителем не представлено конкретных доказательств того, что оспариваемое постановление противоречит закону или иным нормативно-правовым актам и вместе с тем нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заинтересованное лицо указало, что при утверждении тарифов РЭК Свердловской области руководствовалось установленными предельными индексами максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в среднем по Свердловской области, процедура ведения дела была проведена в строгом соответствии с установленными Правилами. Указанные в заявлении суммы затрат по электроэнергии, не могут быть приняты к рассмотрению в качестве обосновывающих материалов при расчете тарифа ввиду отсутствия необходимых подтверждающих документов в расчетных материалах.
Прокурор Свердловской области просит заявителю в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил

МУП "Водоканал" 29.04.2013 представило в РЭК Свердловской области расчетные материалы для утверждения тарифа на холодное водоснабжение на 2014 год.
РЭК Свердловской области 08.05.2013 направила извещение № 03-08/3179 об открытии дела об установлении тарифов.
Заседание Правления РЭК Свердловской области о согласовании тарифов на 2014 год состоялось 30.10.2013 и величина тарифа на холодное водоснабжение установлена: с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 18,75 рублей за 1 куб. м, с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 29,14 рублей за 1 куб. м; тарифа на транспортировку сточных вод: с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 6,26 рублей за 1 куб. м, с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 6,38 рублей за 1 куб. м
РЭК Свердловской области 13.12.2013 вынесено постановление № 127-ПК "Об утверждении тарифов на услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения организациям водопроводно-канализационного хозяйства в Свердловской области на 2014 год.
Указанный правовой акт 20.12.2013 опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Свердловской области - сайте www.pravo.gov66.ru.
Полагая, что постановление РЭК Свердловской области от 13.12.2013 № 127-ПК "Об утверждении тарифов на услуги холодного водоснабжения и (или) водоотведения организациям водопроводно-канализационного хозяйства в Свердловской области на 2014 год" в части утверждения тарифов для МУП "Водоканал" не соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает его права, заявитель обратился в арбитражный суд.
МУП "Водоканал" не согласно с тарифами на холодное водоснабжение и транспортировку сточных вод по статье электроэнергия. При этом заявитель указывает на то, что заинтересованным лицом при утверждении тарифов не учтены его экономически обоснованные расходы.
Исследовав материалы дела, суд признает заявление неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы для признания незаконным нормативного правового акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушения данным нормативным правовым актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон № 416-ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила регулирования тарифов).
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона № 416-ФЗ государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится холодное водоснабжение
В силу п. 1 ч. 2 ст. 31 Закона № 416-ФЗ установлено, что регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
В ст. 5 Закона № 416-ФЗ определено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу указа Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 № 1067-УГ "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области" уполномоченным органом на территории Свердловской области по установлению тарифов в сфере водоснабжения является РЭК Свердловской области.
Согласно п. 4 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов до 1 июня года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в федеральный орган регулирования тарифов предложения об установлении предельных индексов на основании представленных в соответствии с п. 16 настоящих Правил предложений об установлении тарифов регулируемых организаций.
В соответствии с п. 8 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Федеральной службой по тарифам.
Согласно п. 14 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
В силу п. 16 Правил регулирования предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов.
В соответствии с п. 27 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.
Согласно п. 28 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения решение органа регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает:
а) величину тарифов с указанием применяемой календарной разбивки и применяемой дифференциации тарифов - в случае, если установление тарифов осуществляется с календарной разбивкой и дифференциацией;
б) дату введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой, дату окончания действия тарифов;
в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, - в случае если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования.
В п. 20 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 32 Закона № 416-ФЗ расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов:
1) методом экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ;
2) методом индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги;
3) методом доходности инвестированного капитала. При расчете тарифов учитываются возврат инвестированного капитала и получение дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками;
4) методом сравнения аналогов. В сфере холодного водоснабжения и водоотведения расчет осуществляется исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат гарантирующей организации (до определения гарантирующей организации исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат организации, осуществляющей водоподготовку, транспортировку и подачу холодной воды) на осуществление того же регулируемого вида деятельности в сопоставимых условиях.
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
РЭК Свердловской области принято решение о применении в отношении МУП "Водоканал" метода экономически обоснованных расходов (затрат).
Как следует из материалов дела и установлено судом, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта РЭК Свердловской области соблюдена.
Тарифы определены заинтересованным лицом с учетом установленных предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в среднем по Свердловской области.
При этом заинтересованное лицо утвердило тарифы заявителю на основании представленных им материалов 29.04.2013, что, по мнению суда, исключает нарушение прав заявителя, а также соответствует положениям Закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования, Правил регулирования тарифов.
Кроме того, согласно п. 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Указанный правовой механизм предусматривает возможность определения и возмещения регулируемой организации тех расходов, которые не были учтены регулирующим органом при установлении тарифов, не в текущем периоде, а по окончании периода регулирования при утверждении тарифов на следующие периоды и только на основании данных бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации.
С учетом изложенного, заявитель не лишен возможности на обращение к заинтересованному лицу с документами, подтверждающими расходы, не учтенные при установлении тарифов на 2014 год, в последующем периоде регулирования тарифов.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований Муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Водоканал города Новая Ляля" (ИНН 6647004300, ОГРН 10766470000773) отказать.
2. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Водоканал города Новая Ляля" (ИНН 6647004300, ОГРН 10766470000773) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей 00 коп.
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
О.В.ГАВРЮШИН

Судьи
Ю.К.КИСЕЛЕВ
П.Н.КИРЕЕВ


------------------------------------------------------------------