Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.01.2014 по делу N А60-42141/2013 <О признании частично недействующим Положения о порядке передачи в аренду муниципального имущества городского округа Заречный, утв. Решением Думы городского округа Заречный от 22.10.2009 N 165-Р >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 января 2014 г. по делу № А60-42141/2013

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2014 года
Полный текст решения изготовлен 17 января 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи И.В. Горбашовой,
судей И.В. Хачева, Л.Ф. Савиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Пономаревой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
заместителя прокурора Свердловской области (заявитель)
к Думе городского округа Заречный (заинтересованное лицо)
о признании недействующим нормативного правового акта в части
при участии в судебном заседании:
от заявителя:
О.А. Костина, представитель по доверенности от 26.09.2013, сл. удостоверению.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицу, участвующему в деле, разъяснены права и обязанности. Отвода суду не заявлено.
Заявитель заявил ходатайство об уточнении оснований заявленных требований. Ходатайство удовлетворено.

Заместитель прокурора Свердловской области обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать не соответствующими ст. ст. 131, ч. 4 ст. 421, ч. 2 ст. 609, ч.ч. 1, 3 ст. 610, ч. 3 ст. 614, ч. 2 ст. 615, ч. 2 ст. 651 ГК РФ, ч. 1 ст. 12, ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ч.ч. 1, 5, 5.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п.п. 52, 3, 1, 21, 22, 33 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, абзацы 2, 3, 5 в части слов "выданная не ранее трех месяцев до даты подачи заявки", второе предложение абзаца 6 пункта 3 статьи 4, первое предложение пункта 8 статьи 5, статья 6, абзац 3 пункта 1, абзац 4 пункта 2, абзац 2 пункта 3 статьи 7, пункты 1 и 6 статьи 8 Положения о порядке передачи в аренду муниципального имущества городского округа Заречный, утвержденного решением Думы городского округа Заречный от 22.10.2009 № 165-Р (в ред. решений Думы городского округа Заречный от 01.07.2010 № 95-Р, от 27.12.2012 № 168-Р);
признать недействующими абзацы 2, 3, 5 в части слов "выданная не ранее трех месяцев до даты подачи заявки", второе предложение абзаца 6 пункта 3 статьи 4, первое предложение пункта 8 статьи 5, статья 6, абзац 3 пункта 1, абзац 4 пункта 2, абзац 2 пункта 3 статьи 7, пункты 1 и 6 статьи 8 Положения о порядке передачи в аренду муниципального имущества городского округа Заречный, утвержденного решением Думы городского округа Заречный от 22.10.2009 № 165-Р (в ред. решений Думы городского округа Заречный от 01.07.2010 № 95-Р, от 27.12.2012 № 168-Р).
Заинтересованное лицо отзыв не представило.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Частью п. 1.1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.ч. 4, 5, 6 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Статей 78 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Решением Думы городского округа Заречный от 22.10.2009 № 165-Р утверждено Положение "О порядке передачи в аренду муниципального имущества городского округа Заречный" (далее Положение).
Данное Решение опубликовано в печатном издании "Бюллетень официальных документов городского округа Заречный", № 46, 26.10.2009.
Решениями Думы городского округа Заречный от 01.07.2010 № 95-Р "О внесении изменения в приложение № 2 к Положению о порядке передачи в аренду муниципального имущества городского округа Заречный", от 27.12.2012 № 168-Р от 23.12.2009 "О внесении изменения в Положение о порядке передачи в аренду муниципального имущества городского округа Заречный" в вышеуказанное Положение внесены изменения (опубликованы в Бюллетене официальных документов городского округа Заречный, № 35, 05.07.2010; № 62, 28.12.2012
Положение устанавливает единые правовые нормы - правила передачи муниципального имущества в аренду, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, унитарными предприятиями и учреждениями, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основой деятельности Муниципального образования.
Таким образом, Положение о порядке передачи в аренду муниципального имущества городского округа Заречный, утвержденное решением Думы городского округа Заречный от 22.10.2009 № 165-Р (в ред. решений Думы городского округа Заречный от 01.07.2010 № 95-Р, от 27.12.2012 № 168-Р) является нормативным правовым актом, может быть оспорен в арбитражном суде.
Согласно п. 3 ст. 4 Положения к заявке на предоставление имущества в аренду должны быть приложены документы:
- копия свидетельства о государственной регистрации Заявителя;
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- копии учредительных документов (для юридических лиц);
- выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, выданная не ранее трех месяцев до даты подачи заявки.
Заявка без приложения обязательных документов рассмотрению не подлежит. Срок рассмотрения заявок - один месяц с момента поступления их в администрацию городского округа Заречный.
Согласно ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 утверждены "Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества" (далее - Правила).
Пунктами 52, 121 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, предусмотрен перечень документов, который должна содержать заявка на участие в конкурсе или аукционе на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.
В силу п. п. 53, 122 Правил не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных вышеуказанными пунктами.
Таким образом, перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе или аукционе, установлен антимонопольным органом, является исчерпывающим и не может быть расширен органом местного самоуправления.
Копии свидетельств о государственной регистрации заявителя, о постановке на налоговый учет в названном приказе ФАС России не поименованы.
Выписка из единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, приложенная к заявке на участие в конкурсе или аукционе, должна быть получена не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса или аукциона.
Согласно п.п. 71, 131 Правил, срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцати дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Срок рассмотрения заявок на участие в аукционе не может превышать десяти дней с даты окончания срока подачи заявок.
Представительный орган местного самоуправления не вправе ограничить срок рассмотрения заявок до одного месяца.
С учетом изложенного, абз. 2, 3, 5 в части слов "выданная не ранее трех месяцев до даты подачи заявки", второе предложение абз. 6 п. 3 ст. 4 Положения не соответствуют указанным выше ч. 5, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п.п. 52, 53, 71, 121, 122, Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67.
В соответствии с первым предложением п. 8 ст. 5 Положения договор аренды муниципального имущества, заключенный на срок не менее года, подлежит обязательной государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Статьей 131 ГК РФ, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу ч. 2 ст. 609 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрацией и считается заключенным с момента такой регистрации.
Из вышеуказанных норм следует, что государственной регистрации подлежат договоры аренды только недвижимого имущества, заключенные сроком на один год и более. Договоры аренды движимого имущества в Едином государственном реестре прав не регистрируются. Между тем, из первого предложения п. 8 ст. 5 Положения следует, что договоры аренды любого муниципального имущества, заключенных на срок не менее года, подлежат государственной регистрации.
Данное предложение не соответствует ст. 131, ч. 2 ст. 609, ч. 2 ст. 651 ГК РФ, ч. 1 ст. 12, ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 6 Положения установлены сроки договора аренды:
1. Договор аренды, заключаемый на торгах, может быть заключен на срок до 15 лет.
2. Договор аренды, заключаемый без проведения торгов в виде получения муниципальной преференции, может быть заключен на срок до 5 лет.
3. Договор аренды, заключаемый без проведения торгов, в случаях, предусмотренных ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", и в иных установленных законодательством случаях может быть заключен на срок до 5 лет.
4. Договор краткосрочной аренды заключается на срок не более чем 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев.
В соответствии с ч. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Таким образом, представительный орган местного самоуправления не вправе своим нормативным правовым актом определить максимальный срок договора аренды муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении. Срок действия договора аренды устанавливается соглашением сторон и предусматривается договором.
На основании изложенного статья 6 Положения противоречат ч. 4 ст. 421, ч.ч. 1, 3 ст. 610 ГК РФ.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 7 Положения фактическое изменение размера арендной платы на коэффициент инфляции не является изменением условий договора о размере арендной платы и обязательно для сторон без перезаключения договора или подписания дополнительного соглашения к договору.
В силу абз. 4 п. 2 ст. 7 Положения фактическое изменение размера арендной платы в результате изменения базовой ставки или корректировочных коэффициентов к ней не является изменением условий договора о размере арендной платы и обязательно для сторон без перезаключения договора или подписания дополнительного соглашения к договору.
Абзацем 2 п. 3 ст. 7 Положения закреплено, что фактическое изменение размера арендной платы на коэффициент инфляции не является изменением условий договора о размере арендной платы и обязательно для сторон без перезаключения договора или подписания дополнительного соглашения к договору.
В соответствии с ч. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Частью 3 ст. 614 ГК РФ если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Из указанных норм следует, что размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Изменение арендной платы в одностороннем порядке недопустимо.
С учетом изложенного абз. 3 п. 1, абз. 4 п. 2, абз. 2 п. 3 ст. 7 Положения противоречит ч. 4 ст. 421, ч. 3 ст. 614 ГК РФ.
Пунктом 1 ст. 8 Положения закреплено, что администрация вправе с соблюдением требований гражданского законодательства и законодательства, регулирующего отношения, связанные с защитой конкуренции, предоставить Арендатору право на передачу прав владения и (или) пользования частью имущества третьим лицам. При этом общая площадь передаваемой части имущества не может превышать 10% площади имущества и составлять более чем 20 кв. м.
Согласно п. 6 ст. 8 Положения запрещается передача в субаренду, перенаем, передача в безвозмездное пользование имущества, переданного для целевого использования.
В соответствии с ч. 2 ст. 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.
Таким образом, арендатором с согласия арендодателя муниципальное имущество или его часть может быть передано в субаренду, перенаем, безвозмездное пользование, переданы права и обязанности по договору аренды другому лицу. При этом площадь имущества законодателем не ограничена.
Установление запрета передачи арендованного муниципального имущества в субаренду, перенаем, безвозмездное пользование нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления не основано на законе.
На основании изложенного второе предложение п. 1, п. 6 ст. 8 Положения не соответствуют ч. 2 ст. 615 ГК РФ, п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует указанным выше положениям законодательства, в связи с чем, суд признает данный акт в оспариваемой части недействующим как несоответствующий указанным выше положениям законодательства.
Требования заявителя судом удовлетворяются в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать не действующими абзацы 2, 3, 5 в части слов: "выданная не ранее трех месяцев до даты подачи заявки", второе предложение абзаца 6 пункта 3 статьи 4, первое предложение пункта 8 статьи 5, статью 6, абзац 3 пункта 1, абзац 4 пункта 2, абзац 2 пункта 3 статьи 7, пункты 1, 6 статьи 8 Положения о порядке передачи в аренду муниципального имущества городского округа Заречный, утвержденного решением Думы городского округа Заречный от 22.10.2009 № 165-Р (в редакции решений Думы городского округа Заречный от 01.07.2010 № 95-Р, от 27.12.2010 № 168-Р) как не соответствующие ст. 131, ч. 4 ст. 421, ч. 2 ст. 609, ч.ч. 1, 3 ст. 610, ч. 3 ст. 614, ч. 2 ст. 615, ч. 2 ст. 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 12, ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п. 16 ч. 1, ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", пунктам 52, 53, 71, 121, 122, 131 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления, имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67.
Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
И.В.ГОРБАШОВА

Судьи
И.В.ХАЧЕВ
Л.Ф.САВИНА


------------------------------------------------------------------