Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.01.2014 по делу N А60-43104/2013 <О признании частично недействующим Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа на территории Полевского городского округа" в новой редакции, утв. Постановлением Главы Полевского городского округа от 12.08.2013 N 1968>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 января 2014 г. по делу № А60-43104/2013

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2014 года
Полный текст решения изготовлен 21 января 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Е.Г. Италмасовой, судей Н.Л. Дегонской, И.В. Евдокимова при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Н. Шабалиной рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению
Заместителя прокурора Свердловской области
к Главе Полевского Городского округа
о признании нормативного правового акта недействующим
при участии в судебном заседании
от заявителя: Костина О.А. представитель по доверенности от 26.09.2013,
от заинтересованного лица: Дрягин С.А. представитель по доверенности от 09.01.2014 г.,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
От заинтересованного лица приобщен к материалам дела отзыв.
Заявителем представлено письменное ходатайство об уточнении заявленных требований и частичном отказе от заявленных требований, в соответствии с которым просит принять отказ от требований в части признания недействующими п.п. 1 п. 9, п. 10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа на территории Полевского городского округа" в новой редакции, утв. Постановлением Главы Полевского городского округа № 1968 от 12.08.2013.
Кроме того, заявитель уточнил заявленные требования в части п. 35 Административного регламента в части слов "Такие сведения должны быть представлены заявителем незамедлительно. Непредставление документов и сведений о них служит основанием для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка" и недействующим в указанной части.
Частичный отказ от требований и уточнение заявленных требований приняты судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
Иных заявлений, ходатайств не поступило.

С учетом уточнений заявитель просит признать недействующими абзац 2 п. 7, п.п. 2 - 6 п. 9, п.п. 1 п. 12, п. 20 в части слов "и прилагаемыми к такому заявлению документами, предусмотренными в пункте 9 раздела II настоящего регламента", п. 35 в части слов "Такие сведения должны быть представлены заявителем незамедлительно. Непредставление документов и сведений о них служит основанием для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка" Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа на территории Полевского городского округа" в новой редакции, утв. Постановлением Главы Полевского городского округа № 1968
Представитель Главы Полевского Городского округа с заявленными требованиями не согласен, просит суд отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Постановлением Главы Полевского городского округа от 12.08.2013 № 1968 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа на территории Полевского городского округа" в новой редакции (далее - Административный регламент).
Указанное постановление опубликовано в газете "Диалог" № 64 (1457) от 16.08.2013.
Административный регламент устанавливает единые правовые нормы - правила выдачи градостроительного плана земельного участка, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, гражданами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с предоставлением муниципальных услуг.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 4, 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Оспаривая отдельные положения административного регламента заявитель ссылается, на то, что абзацем 2 п. 7 Административного регламента установлено, что в исключительных случаях, а также в случае направления отделом архитектуры и градостроительства Администрации Полевского городского округа (ОАиГ) в установленном порядке запроса о предоставлении необходимых для рассмотрения заявления документов и материалов в государственные органы, органы местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения заявления документов, Глава Полевского городского округа вправе продлить срок рассмотрения заявления не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом заявителя и указанием причин продления.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты.
Между тем, частью 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных ч. 1 - 16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
При таких обстоятельствах, абзац 2 п. 7 Административного регламента противоречит ч. 4 ст. 3, ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с п. 9 Административного регламента для получения градостроительного плана земельного участка заявитель подает:
1) заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка (форма заявления указана в приложении № 1 к настоящему Регламенту);
2) кадастровый паспорт на существующие объекты недвижимости или справка организации (органа) государственного технического учета или технической инвентаризации объектов строительства с указанием инвентаризационного или кадастрового номера объекта капитального строительства, даты постановки на государственный технический учет и техническую инвентаризацию;
3) правоустанавливающие документы на земельный участок (копии), свидетельство о государственной регистрации права собственности; договора купли-продажи, мены, дарения, зарегистрированные до 1998 года;
4) материалы действующей топографической съемки на территории земельного участка, выполненной специализированной геодезической организацией, с нанесенным земельным участком;
5) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры;
6) кадастровую выписку о земельном участке.
Согласно п. 10 Административного регламента установлен дополнительный (рекомендуемый) перечень документов, необходимый для предоставления муниципальной услуги:
1) технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (относительно земельного участка и расположенных на нем объектов) (предоставляется организациями осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения);
2) выкопировка из утвержденного проекта межевания (проект планировки);
3) эскизный проект (пояснительная записка, генплан, фасад, подводящие инженерные сети, план помещений), согласованный с ОАиГ.
Документы, указанные в подпунктах 5, 6 пункта 9, а также, в случае если право на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные подпунктом 3 пункта 9 раздела II настоящего Регламента, запрашиваются ОАиГ в государственных органах и подведомственных государственным органам организациях, в распоряжении которых находится указанный документ, если заявитель не предоставил указанные документы самостоятельно.
Согласно п.п. 1 п. 12 Административного регламента отсутствие прилагаемых к заявлению документов, предусмотренных п. 9 настоящего регламента, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно п. 20 Административного регламента основанием для начала административной процедуры приема и регистрации заявления и прилагаемых к нему документов является обращение Заявителя с письменным заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка и прилагаемыми к такому заявлению документами, предусмотренными в пункте 9 раздела II настоящего Регламента.
Согласно п. 35 Административного регламента с целью уточнения представляемых сведений, необходимых для подачи запроса, специалист ОАиГ имеет право любым из возможных способов (по телефону, электронной почте) запросить у Заявителя предоставление недостающих сведений. Такие сведения должны быть представлены Заявителем незамедлительно.
Непредставление документов и сведений о них служит основанием для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Между тем, в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит перечня документов, необходимых для представления при обращении за выдачей градостроительного плана.
Кроме того, основания для отказа в выдаче градостроительного плана Градостроительным кодексом Российской Федерации также не предусмотрены.
Таким образом, требование о предоставлении для получения градостроительного плана земельного участка каких-либо документов, является неправомерным, не соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Таким образом, п.п 2 - 6 п. 9, п.п. 1 п. 12, п. 20 в части слов "и прилагаемыми к такому заявлению документами, предусмотренными в пункте 9 раздела II настоящего регламента", п. 35 в части слов "Такие сведения должны быть представлены заявителем незамедлительно. Непредставление документов и сведений о них служит основанием для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка" Административного регламента противоречит п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействующими абзац 2 п. 7, п.п. 2 - 6 п. 9, п.п. 1 п. 12, п. 20 в части слов "и прилагаемыми к такому заявлению документами, предусмотренными в пункте 9 раздела II настоящего регламента", п. 35 в части слов "Такие сведения должны быть представлены заявителем незамедлительно. Непредставление документов и сведений о них служит основанием для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка" Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа на территории Полевского городского округа" в новой редакции, утв. Постановлением Главы Полевского городского округа № 1968 от 12.08.2013 г. как не соответствующие п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", ч. 4 ст. 3, ч. 17. Ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Е.Г.ИТАЛМАСОВА

Судьи
Н.Л.ДЕГОНСКАЯ
И.В.ЕВДОКИМОВ


------------------------------------------------------------------