Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2014 по делу N А60-30554/2013 <О признании недействующими подпунктов 1 и 2 пункта 18 Порядка и условий предоставления из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области в 2013 и 2016 годах, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 06.05.2013 N 571-ПП>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 января 2014 г. по делу № А60-30554/2013

Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2014 года
Полный текст решения изготовлен 24 января 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Е.Г. Италмасовой, судей М.Л. Сергеевой, Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Н. Шабалиной рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению
ОАО "Свердловская пригородная компания" (ИНН 6659122795)
к Правительству Свердловской области (ИНН 6658021579)
с участием третьего лица - Региональная энергетическая комиссия Свердловской области
о признании нормативного правового акта недействующим в части
при участии в судебном заседании
от заявителя: Суриков Д.И., представитель по доверенности от 09.01.2014 г., Никитин И.А., представитель по доверенности от 09.01.2014 г.
от заинтересованного лица: Плинча Н.Г. представитель по доверенности от 21.09.2012 г, Притула Е.А., представитель по доверенности от 24.10.2013 г.
от третьего лица: Безбородов А.В. представитель по доверенности от 09.01.2014 г., Пинягина О.Г., представитель по доверенности 10.01.2014 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
От заинтересованного лица заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. № 1629-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 01.02.2012 г. № 68-ПП "Об утверждении Порядка и условий предоставления из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области в 2013 - 2016 годах". Ходатайство удовлетворено.
В судебном заседании 14.01.2014 г. объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 20.01.2014 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель третьего лица после перерыва в судебное заседание не явился.

После перерыва от заявителя поступило ходатайство об уточнении требований, а именно в дополнении к заявленным заявитель просит также признать недействующим подпункт 2 пункта 7, часть вторую пункта 7, пункт 15 и подпункты 1 и 2 пункта 18 Порядка предоставления из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение недополученных доходов, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области, утвержденного Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1331-ГШ "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2020 года"
Проанализировав указанное выше ходатайство об уточнении требований, суд полагает, что заявитель не уточняет исковые требования в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дополнительно предъявляет новое самостоятельное исковое требование (о признании недействующим постановления Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1331-Г в части), что не предусмотрено положениями указанной статьи. Новое требование заявитель вправе подать в порядке отдельного производства.
Таким образом, указанное ходатайство судом отклонено.
От заявителя поступило ходатайство о приобщении к делу письменных пояснений. Ходатайство удовлетворено.
Иных заявлений, ходатайств не поступило.

Учитывая, что ходатайство заявителя об уточнении требований судом отклонено, суд рассматривает требования в соответствии с заявлением заявителя, согласно которому он просит признать недействующим подпункт 2 пункта 7, абзац второй подпункта 3 пункта 7, пункт 15 и подпункты 1 и 2 пункта 18 Порядка и условий предоставления из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области в 2013 и 2016 годах, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 06.05.2013 № 571-ПП "О внесении изменений в Порядок и условия предоставления из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области в 2013 - 2016 годах", утвержденные Постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2012 № 68-ПП

В обосновании заявленных требований ОАО "Свердловская пригородная компания" ссылается на то, что в оспариваемой части Постановление Правительства Свердловской области, являясь нормативным актом, не соответствует закону или иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 26.3 Федерального закона от 06.10.1099 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьям 8 и 12 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", пункту 1 статьи 78, статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)", пункту 4 статьи 3, пункту 2 статьи 5 Закона Свердловской области от 27.12.2010 № 127-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области", поскольку устанавливает дополнительные, не предусмотренные законом условия получения транспортной организацией субсидий на возмещение потерь в доходах от пригородных железнодорожных перевозок, возникающих в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня, чем препятствует предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, вводит не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к перевозчику пассажиров железнодорожным транспортом по сравнению с перевозчиками иными видами транспорта, создает дискриминационные условия получения субсидий при фактически понесенных затратах перевозчика, что влечет произвольное снижение бюджетных субсидий и возникновение убытков
Правительство Свердловской области доводы заявителя не признает, пояснив, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, условия получения субсидий, установленные Порядком предоставления субсидий, полностью соответствуют пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 16 Закона Свердловской области "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов".
Третье лицо - РЭК Свердловской области поддерживает позицию Правительства Свердловской области
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Правительством Свердловской области 06.05.2013 принято Постановление № 571-ПП "О внесении изменений в порядок и условия предоставления из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области в 2013 - 2016 годах, утвержденные Постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2012 № 68-ПП", которым внесены изменения в установленные Постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2012 № 68-ПП порядок и условия предоставления субсидий путем изложения их в новой редакции.
Постановление опубликовано 15.05.2013 в официальном издании - "Областной газете" № 210-212.
Указанное Постановление устанавливает порядок получения субсидий организациями железнодорожного транспорта, условия, цели и процедуру предоставления субсидий из областного бюджета, т.е. определяет общеобязательные нормы временного характера, в силу чего является нормативным правовым актом. Спор по данному вопросу отсутствует.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 4, 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Поскольку предметом регулирования Постановления Правительства Свердловской области № 571-ПП являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта, а заявитель оспаривает отдельные положения этого Постановления, ссылаясь, что подпунктом 2 пункта 7, абзацем вторым подпункта 3 пункта 7, пунктами 15 и 18 Порядка и условий предоставления из областного бюджета субсидий установлены противоречащие закону условия, приводящие к необоснованному препятствованию в осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами, а именно, невозможности получения субсидий для целей компенсации в результате государственного регулирования тарифов, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" суд приходит к выводу, что указанное дело подведомственно арбитражному суду.
Кроме того, в соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при применении статьи 29, части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта "а" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции в их взаимосвязи, следует учитывать, что данные нормы не могут быть истолкованы как исключающие право иных лиц, кроме антимонопольных органов, обращаться в арбитражный суд с требованиями об оспаривании нормативных правовых актов, полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4, пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении подлежит государственному регулированию.
Открытое акционерное общество "Свердловская пригородная компания" являясь субъектом естественной монополии, осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Свердловской области.
Как следует из материалов дела между Министерством транспорта и связи Свердловской области как уполномоченным государственным органом и ОАО "Свердловская пригородная компания" 23.01.2013 заключен договор № 2/01-2013 сроком действия с 01.01.2013 по 31.12.2013 об обслуживании пригородных маршрутов регулярных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, согласно которому организация осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа в соответствии с утвержденными паспортами маршрутов и установленными объемами вагонокилометровой работы и графиками движения поездов по тарифам, установленным в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Помимо этого, между Министерством и организацией заключено соглашение от 18.02.2013 № 1 о порядке и условиях предоставления в 2013 году из областного бюджета субсидии на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области, которым определен порядок и условия предоставления субсидии, размер которой определяется исходя из величины потерь в доходах перевозчика
Перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Свердловской области общество осуществляет по тарифам, установленным Постановлением РЭК Свердловской области от 22.10.2012 № 169-ПК "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Свердловской области, осуществляемые открытым акционерным обществом "Свердловская пригородная компания" (город Екатеринбург)", которым для ОАО "СПК" на период действия с 01.11.2012 утверждены предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Свердловской области.
Указанным постановлением РЭК Свердловской области утверждены предельные тарифы (с определением стоимости в рублях за одну поездку) с разбивкой на тарифные зоны, то есть органом, уполномоченным в сфере регулируемого ценообразования, была утверждена максимальная цена одного билета каждого пассажира на одну поездку в зависимости от расстояния.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, в соответствии с которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право, при условии возмещения убытков, вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в который включен такой вид услуг, как перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Постановлением Правительства Свердловской области от 06.05.2013 № 571-ПП установлен порядок и условия предоставления из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области в 2013 - 2016 годах.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
Тарифы на проезд пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения устанавливаются в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях", согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, закрепленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, пунктом 3 которого предусмотрено, что государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий и контроля за применением указанных цен (тарифов).
При этом государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении осуществляется органами регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, иными нормативными правовыми актами в установленной сфере деятельности и указанным выше положением (пункт 4, абзац 1 пункта 6 Положения).
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 № 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее - Постановление № 643) утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством (далее - Перечень). Пунктом 5 данного Перечня предусмотрено, что тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении устанавливаются регулирующими органами.
Основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы определен метод экономически обоснованных затрат.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте) тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
В силу пункта 3 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Между тем, оспариваемыми заявителем положениями Постановления от 06.05.2013 № 571-ПП установлены порядок и условия предоставление субсидий из областного бюджета, влекущее возможность лишь частичного возмещения затрат и недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта, что не соответствует приведенным выше нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка величина потерь в доходах организации, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении определяются как разность между экономически обоснованными затратами организации на осуществление регулируемого вида деятельности в соответствующем финансовом году и доходами организации, полученными в результате применения регулируемых тарифов, и подтверждается заключением Региональной энергетической комиссии Свердловской области о сумме выпадающих доходов организации, при этом затраты организации на осуществление регулируемого вида деятельности определяются в соответствии с Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной Федеральной службой по тарифам.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 18 Порядка Министерство принимает решение о сокращении объема субсидии, в том числе, в случае необеспечения организацией показателя объема перевезенных пассажиров и в случае необеспечения организацией показателя объема вагонокилометровой работы, установленных договором на каждый месяц в течение срока действия договора. В случаях, указанных в подпунктах 1 и 2 части первой настоящего пункта, Министерство имеет право уменьшить размер, перечисляемой субсидии пропорционально снижению показателей, установленных договором, указанных в подпункте 1 пункта 7 настоящих Порядка и условий.
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 Порядка субсидии предоставляются при условии заключения между Министерством транспорта и связи Свердловской области (далее - Министерство) договора об обслуживании организацией пригородных маршрутов регулярных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом на текущий финансовый год, предусматривающего в том числе обеспечение организацией выполнения установленных показателей ежемесячного объема выгонокилометровой работы, ежемесячного объема перевезенных пассажиров и графика движения поездов, а также осуществление организацией учета перевезенных пассажиров, доходов от оплаты за проезд пассажирами и оплаты перевозки багажа и затрат по перевозке в пригородном сообщении на территории Свердловской области.
Подпунктом 2 пункта 7 Порядка установлено, что субсидии предоставляются при наличии у организации согласованной с Министерством программы развития пригородных маршрутов регулярных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом на территории Свердловской области на текущий финансовый год, содержащей, в том числе, запланированные мероприятия по ежемесячному увеличению населенности поездов, объема перевозимых пассажиров, повышению качества оказываемых услуг.
Абзацем вторым подпункта 3 пункта 7 Порядка предусмотрено, что указанный в подпункте 1 пункта 7 договор заключается Министерством с организацией не позднее 01 февраля текущего финансового года на срок, определяемый Министерством, но не более чем до 31 декабря текущего финансового года.
Пунктом 15 Положение установлено, что заключение оформляется РЭК Свердловской области в срок, установленный Приказом ФСТ от 19.08.2011 № 506-Т.
Правовое регулирование отношений, связанных с реализацией полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предоставлению субсидий коммерческим организациям, осуществляется положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В порядке статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий, которые предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом указанные нормы обязывают органы законодательной (представительной) власти учитывать соответствующие расходы, в том числе по возмещению затрат и доходов от регулирования тарифов, при формировании и принятии федерального, региональных и местных бюджетов.
Анализируя указанные выше нормы, суд приходит к выводу, что субсидии из областного бюджета организациям железнодорожного транспорта предоставляются с целью компенсации их убытков в виде потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области, что предполагает полное возмещение указанных убытков.
Установленный пунктом 14 Порядка порядок определения величины потерь в доходах организации, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении как разности между экономически обоснованными затратами организации на осуществление регулируемого вида деятельности в соответствующем финансовом году и доходами организации, полученными в результате применения регулируемых тарифов, также полностью соответствует приведенному выше бюджетному регулированию.
Судом установлено, что договором между Министерством и организацией-перевозчиком об обслуживании организацией пригородных маршрутов регулярных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом на текущий финансовый год все необходимые условия осуществления деятельности перевозчика, такие как количество пригородных маршрутов, размер движения, составность пригородных поездов, график движения поездов предусмотрены.
Применительно к положениям пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте, устанавливающих принцип полного возмещения за счет бюджетных средств потерь в доходах перевозчика, возникшие в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении, размер субсидии определяется исключительно как разность между экономически обоснованными затратами организации на осуществление регулируемого вида деятельности в соответствующем финансовом году и доходами организации, полученными в результате применения регулируемых тарифов.
Таким образом, при фактическом осуществлении перевозчиком такой деятельности и несении им убытков вследствие применения установленных тарифов у соответствующего бюджета возникает обязанность компенсировать эти убытки без каких-либо условий, за исключением обязанности подтверждения перевозчиком экономической обоснованности понесенных им затрат.
Предметом деятельности организации-перевозчика является перевозка пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области по заданию Министерства по установленным последним маршрутам, в утвержденных объемах вагонокилометровой работы и по утвержденным графикам движения поездов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что положения подпунктов 1 и 2 пункта 18 Порядка, допускающих возможность принятия Министерством транспорта и связи Свердловской области решения о сокращении объема субсидии в случае необеспечения организацией показателей объема перевезенных пассажиров и объема вагонокилометровой работы, установленных договором на каждый месяц в течение срока действия договора являются не соответствующими пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте и нарушающим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Таким образом, подпункты 1 и 2 пункта 18 Порядка предусматривают возможность предоставления субсидий из областного бюджета на частичное возмещение затрат и недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта, что не соответствует приведенным выше нормативным правовым актам Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует полному возмещению ему затрат.
Совокупность изложенных выше обстоятельств свидетельствует о том, что реализация оспариваемых положений Порядка предоставления субсидий влечет для заявителя неблагоприятные последствия в виде затруднений и ограничений получения им субсидий из областного бюджета в целях полного возмещения за счет бюджетных средств потерь в доходах перевозчика, возникшие в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении, что ставит под угрозу не только его финансовую устойчивость, но и возможность осуществления деятельности.
При этом следует учитывать, что в силу положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции нет необходимости устанавливать факты недопущения, ограничения, устранения конкуренции в форме необоснованного препятствованию в осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами, а достаточно возможности их наступления.
Таким образом, подпунктами 1 и 2 пункта 18 Порядка фактически установлена возможность отказа в предоставлении субсидии или ее произвольного уменьшения без учета того, что действующим федеральным законодательством и законодательными актами Свердловской области не предусмотрено частичное возмещение потерь в доходах перевозчика (возмещение затрат или недополученных доходов), а также установлена неопределенность в сроке предоставления субсидии, поставленном в зависимость от усмотрения государственных органов.
Между тем, требования заявителя о признании подпункта 2 пункта 7, абзаца второго подпункта 3 пункта 7 и пункта 15 Порядка и условий предоставления из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области в 2013 и 2016 годах, удовлетворению не подлежат, поскольку не нарушают прав заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, заявление о признании недействующим нормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: несоответствии оспариваемого акта закону, иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушения данным нормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из этих признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Свердловской области от 06.05.2013 г. № 571-ПП "О внесении изменений в Порядок и условия предоставления из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области в 2013 - 2016 годах", утвержденные Постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2012 № 68-ПП настоящее постановление вступает в законную силу с 01.01.2014 г. за исключением части второй пункта 8 и пункта 18 Порядка, которые вступают в законную силу с 01.05.2013 г.
Оспариваемые пункты 7, 15 Порядка вступают в законную силу с 01.01.2014 г.
Таким образом, в 2013 году действовала часть вторая пункта 8 и пункт 18 Порядка.
Кроме того, согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 27.12.2013 г. № 1629-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 01.02.2012 г. № 68-ПП "Об утверждении Порядка и условий предоставления из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области в 2013 - 2016 годах" внесены изменения, которые ограничивают срок действия Порядка и условий предоставления из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области (в ред. Постановления Правительства от 06.05.2013 г. № 571-ПП) 2013 годом.
Исходя из изложенного суд приходит выводу о том, что предметом настоящего спора должен быть нормативный правовой акт, действующий на период 2013 года, а оспариваемые подпункт 2 пункта 7, абзац второй подпункта 3 пункта 7, пункт 15 Порядка, вступали в законную силу с 01.01.2014 г.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в части признания недействующими подпунктов 1 и 2 пункта 18 Порядка и условий предоставления из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области в 2013 и 2016 годах, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 06.05.2013 № 571-ПП "О внесении изменений в Порядок и условия предоставления из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области в 2013 - 2016 годах"
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействующими подпункты 1 и 2 пункта 18 Порядка и условий предоставления из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области в 2013 и 2016 годах, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 06.05.2013 № 571-ПП "О внесении изменений в Порядок и условия предоставления из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области в 2013 - 2016 годах", утвержденные Постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2012 № 68-ПП как несоответствующие п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 8 и ст. 12 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", пункту 1 статьи 78, п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункту 4 статьи 3, пункту 2 статьи 5 Закона Свердловской области от 27.12.2010 № 127-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области"
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Правительства Свердловской области в пользу ОАО "Свердловская пригородная компания" 2000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
5. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Е.Г.ИТАЛМАСОВА

Судьи
М.Л.СЕРГЕЕВА
Л.Ф.САВИНА


------------------------------------------------------------------