Постановление Уставного Суда Свердловской области от 04.02.2014 "По делу о соответствии Уставу Свердловской области Решения Первоуральской городской Думы от 11 апреля 2013 года N 41 "О внесении изменений в Устав городского округа Первоуральск" в связи с запросами депутата Законодательного Собрания Свердловской области Е.М. Кукушкиной и гражданина В.Г. Терехова"



УСТАВНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 года

ПО ДЕЛУ О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЯ ПЕРВОУРАЛЬСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
ОТ 11 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА № 41 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УСТАВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕРВОУРАЛЬСК" В СВЯЗИ С ЗАПРОСАМИ
ДЕПУТАТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Е.М. КУКУШКИНОЙ И ГРАЖДАНИНА В.Г. ТЕРЕХОВА

Уставный Суд Свердловской области в составе председателя Суда В.Ю. Пантелеева, судей Н.А. Жилина, А.О. Казанцева, Н.Г. Крисько, В.Д. Мостовщикова,
с участием гражданина В.Г. Терехова, Е.Ю. Елисеевой - представителя депутата Законодательного Собрания Свердловской области Е.М. Кукушкиной и гражданина В.Г. Терехова, представителя Первоуральской городской Думы Д.В. Солдатова,
руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 37, 72, 73, 83 - 85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области Решения Первоуральской городской Думы от 11 апреля 2013 года № 41 "О внесении изменений в Устав городского округа Первоуральск".
Поводом к рассмотрению дела явились обращения депутата Законодательного Собрания Свердловской области Е.М. Кукушкиной и гражданина В.Г. Терехова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу Свердловской области оспариваемый муниципальный правовой акт.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Н.Г. Крисько, объяснения заявителя В.Г. Терехова, представителя заявителей, представителя органа, принявшего оспариваемый правовой акт, показания свидетелей Л.Ф. Южаниной и О.А. Старостиной, исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области

УСТАНОВИЛ:

1. В Уставный Суд Свердловской области обратились гражданин Терехов Владимир Геннадьевич, проживающий в городе Первоуральск Свердловской области, и депутат Законодательного Собрания Свердловской области Кукушкина Елена Михайловна с запросами о соответствии Уставу Свердловской области Решения Первоуральской городской Думы от 11 апреля 2013 года № 41 "О внесении изменений в Устав городского округа Первоуральск". Уставный Суд соединил дела по их обращениям для рассмотрения в одном производстве.
Оспариваемый акт предусматривает изменения в системе органов местного самоуправления и, по мнению заявителей, не соответствует Уставу Свердловской области, поскольку нарушен порядок его принятия, при котором имело место неполное опубликование проекта о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Первоуральск, и не всем гражданам, желавшим принять участие в публичных слушаниях, была обеспечена такая возможность, что не позволило им реализовать свое право на осуществление местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" Уставный Суд проверяет соответствие Уставу Свердловской области правовых актов по содержанию норм, по форме правового акта, по порядку подписания, принятия, опубликования или введения в действие. Заявители в своих обращениях приводят доводы о несоответствии оспариваемого акта исключительно по порядку его принятия в связи с недействительностью публичных слушаний по его проекту. Иные стадии принятия нормативного правового акта в данном деле не рассматриваются.
Таким образом, предметом рассмотрения Уставным Судом Свердловской области в данном деле является Решение Первоуральской городской Думы от 11 апреля 2013 года № 41 "О внесении изменений в Устав городского округа Первоуральск" по порядку его принятия.
2. В соответствии со статьей 86 Устава Свердловской области в Свердловской области осуществляется местное самоуправление, обеспечивающее в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Свердловской области, самостоятельное, под свою ответственность, решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Одной из форм выявления мнения населения муниципального образования, предусмотренных действующим законодательством, являются публичные слушания по проектам принимаемых муниципальных правовых актов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 15 июля 2010 года № 931-О-О, публичные слушания преследуют цель выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, по вопросам, имеющим существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должен выноситься проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования. В соответствии с данным положением Федерального закона пункт 1 части 3 и часть 4 статьи 17 Устава городского округа Первоуральск предусматривают вынесение проекта решения Первоуральской городской Думы о внесении изменений и дополнений в данный Устав на публичные слушания, результаты которых оформляются в виде решений, носящих рекомендательный характер.
Процедура публичных слушаний определена Положением "О порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе Первоуральск", утвержденным Решением Первоуральского городского Совета от 27 октября 2005 года № 130. В соответствии с указанным Положением Решением Первоуральской городской Думы от 27 декабря 2012 года № 16 были назначены публичные слушания по проекту вносимых изменений в Устав муниципального образования. Это Решение опубликовано в газете "Вечерний Первоуральск" 10 января 2013 года с приложением проекта решения Первоуральской городской Думы "О внесении изменений в Устав городского округа Первоуральск".
Указанный проект предусматривал переход от избрания Главы муниципального образования, являющегося Главой администрации, непосредственно населением к системе, при которой Глава муниципального образования является председателем Первоуральской городской Думы и избирается депутатами из своего состава, а Глава администрации городского округа Первоуральск назначается депутатами Первоуральской городской Думы по результатам конкурса.
При опубликовании перед публичными слушаниями проекта решения "О внесении изменений в Устав городского округа Первоуральск" была пропущена часть текста, касающаяся некоторых вопросов назначения Главы администрации, которые урегулированы федеральным законодательством (часть 6 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), и его полномочий, характерных для такой системы органов местного самоуправления.
Полный текст проекта решения Первоуральской городской Думы был размещен на информационном стенде в помещении Первоуральской городской Думы, а также обнародован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте для размещения информации о деятельности Первоуральской городской Думы, в том числе нормативных актов. Информирование граждан о проекте поправок и публичных слушаниях осуществлялось по телевидению и через другие средства массовой информации.
Таким образом, жители муниципального образования, в том числе и заявители, имели возможность получить информацию о существе проекта поправок в Устав городского округа Первоуральск, что подтверждается Решением Первоуральского городского суда от 18 марта 2013 года по делу № 2-924/2013 по заявлению В.Г. Терехова об обжаловании действий органов местного самоуправления и Определением Свердловского областного суда от 5 июня 2013 года по этому делу.
Публичные слушания по обсуждению проекта решения Первоуральской городской Думы "О внесении изменений в Устав городского округа Первоуральск" проведены 26 января 2013 года.
Указанные публичные слушания проводились с соблюдением срока оповещения о них. С учетом особой значимости обсуждаемого вопроса они проводились не в конференц-зале здания городской Администрации, а в помещении малого зала Дворца Культуры Первоуральского Новотрубного завода. По результатам публичных слушаний Первоуральской городской Думе рекомендовано рассмотреть и принять за основу проект решения, вынесенный на публичные слушания, с учетом одобренных поправок. Согласно протоколу публичных слушаний, опубликованному 5 февраля 2013 года в газете "Вечерний Первоуральск", на слушаниях было зарегистрировано 232 человека, в ходе слушаний выступили авторы проекта, а также лица, записавшиеся для выступления и представившие свои предложения по проекту Решения.
Довод заявителя о том, что его и других граждан не допустили к участию в публичных слушаниях, не является нарушением установленного порядка их проведения и не может быть положен в основу для признания публичных слушаний недействительными.
Проверка законности действий организаторов публичных слушаний по ограничению доступа в помещение, где они проводились, а также исследование фактических обстоятельств дела, касающихся того, были ли заняты все места в этом помещении, не относятся к компетенции Уставного Суда Свердловской области, поскольку Уставный Суд при осуществлении судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (пункт 2 статьи 4 и часть 2 пункта 2 статьи 5 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области").
В соответствии с пунктом 8 Положения "О порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе Первоуральск", который заявителем не оспаривается, доступ в помещение, в котором проводятся слушания, прекращается, если заняты все имеющиеся в нем места.
Решением Первоуральского городского суда от 18 марта 2013 года по делу № 2-924/2013 установлено, что регистрация граждан, желавших принять участие в слушаниях, закончилась после того, как все свободные места были заполнены.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации не всякое нарушение процедуры принятия федерального закона может рассматриваться как основание для признания его не соответствующим Конституции Российской Федерации по порядку принятия (Постановление от 14 февраля 2013 года № 4-П).
Аналогичная правовая позиция Уставного Суда Свердловской области выражена в Постановлении от 30 июня 2006 года, согласно которой основанием для признания правового акта не соответствующим Уставу Свердловской области по порядку принятия могут являться такие нарушения организации и проведения публичных слушаний, которые исключают возможность действительного, полного и достоверного учета мнения населения представительным органом местного самоуправления при принятии муниципального акта.
При проведении публичных слушаний по обсуждению проекта решения Первоуральской городской Думы "О внесении изменений в Устав городского округа Первоуральск" такого рода нарушений Уставным Судом не установлено, а следовательно, Решение Первоуральской городской Думы от 11 апреля 2013 года № 41 "О внесении изменений в Устав городского округа Первоуральск" по порядку его принятия не противоречит Уставу Свердловской области.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 70, 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд Свердловской области

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать соответствующим Уставу Свердловской области Решение Первоуральской городской Думы от 11 апреля 2013 года № 41 "О внесении изменений в Устав городского округа Первоуральск" по порядку его принятия.
2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в газете "Вечерний Первоуральск", "Вестнике Первоуральской городской Думы" и в "Вестнике Уставного Суда Свердловской области".


------------------------------------------------------------------