Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.02.2014 по делу N А60-29808/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Постановления Главы Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521 "Об утверждении Перечня муниципального имущества , предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2014 г. по делу № А60-29808/2013

Резолютивная часть решения объявлена 04 февраля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 11 февраля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего М.Л. Сергеевой, судей С.П. Воронина, И.В. Горбашовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Н. Шабалиной, рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Родонит - 5"
к Глава Екатеринбурга; Администрация города Екатеринбурга
о признании частично недействующим нормативного акта
при участии в судебном заседании
от заявителя: Сухова О.В., представитель по доверенности от 30.07.2013,
от заинтересованного лица Барабанова Н.И., представитель по доверенности от 13.01.2014.
Процессуальные права и обязанности лицам, участвующим в деле, разъяснены. Отводов судьям, секретарю судебного заседания не заявлено. Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении отзыва и постановления. Ходатайство удовлетворено.

Общество с ограниченной ответственностью "Родонит - 5" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим постановления главы Екатеринбурга от 04.03.2009 № 521 "Об утверждении Перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург" (далее - постановление главы Екатеринбурга от 04.03.2009 № 521 "Об утверждении Перечня муниципального имущества"), в части включения в Перечень нежилого помещения первого этажа площадью 141,8 кв. метров, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Благодатская 59 лит. "К", поскольку полагает, что нормативный акт в оспариваемой части не соответствует ст. 14, 18 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и п. 7, 8 Положения "О порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 № 12/72.
Администрация в отзыве и дополнения к нему требования отклонила, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов общества, спорное помещение включено в Перечень, утвержденный данным постановлением, правомерно.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Как следует из материалов дела, между Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом (арендодатель) и обществом (арендатор) 01.11.2007 заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда города Екатеринбурга № 79000093 (с учетом дополнительных соглашений к нему, а также изменений к акту приема-передачи нежилого помещения), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение, площадью 141,8 кв. м (помещения первого этажа площадью 141,8 кв. метров, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Благодатская 59 лит. "К" (целевое назначение помещения - торговое, бытовое обслуживание).
Согласно дополнительному соглашению от 29.12.2007 к данному договору действие названного договора продлено до 31.12.2012.
На основании дополнительного соглашения от 29.12.2012 к данному договору действие названного договора продлено до 01.07.2015.

Главой Екатеринбурга 04.03.2009 принято постановление № 52, которым утвержден Перечень муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург".
В данный перечень включено, в том числе, нежилое помещение, площадью 141,8 кв. м (помещения первого этажа площадью 141,8 кв. метров, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Благодатская 59 лит. "К" (целевое назначение помещения - торговое, бытовое обслуживание).
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, а также действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В силу ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (ч. 10 ст. 35 названного Закона).
Согласно ч. 4 ст. 36 указанного закона глава муниципального образования вправе издавать в пределах своих полномочий правовые акты.
Пунктом 4 Положения о правовых актах главы Екатеринбурга и должностных лиц администрации, утвержденного постановлением главы Екатеринбурга от 30.08.2006 № 872 (действующим во время принятия оспариваемого постановления), установлено, что правовыми актами главы Екатеринбурга являются постановления - нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральным и областным законодательством, Уставом муниципального образования "город Екатеринбург", правовыми актами Екатеринбургской городской Думы отнесено к компетенции главы Екатеринбурга, или индивидуальные правовые акты по вопросам местного значения и вопросам, отнесенным к компетенции главы Екатеринбурга.
Из содержания п. 2 ст. 53 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", принятого решением Екатеринбургской городской Думы от 30.06.2005 № 8/1, следует, что постановления главы Екатеринбурга, имеющие нормативный характер, в течение 5 дней после подписания направляются для опубликования и вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (обнародования) в официальном печатном издании, установленном главой Екатеринбурга, если самими постановлениями не определены иные сроки вступления их в силу.
Пунктом 1 постановления главы Екатеринбурга от 20.05.2008 № 1820 "Об установлении официальных источников опубликования правовых актов главы Екатеринбурга и иной официальной информации" установлено, что официальным печатным изданием для опубликования правовых актов главы Екатеринбурга и иной официальной информации является газета "Вечерний Екатеринбург", а официальным сайтом в сети Интернет - сайт, расположенный по адресу: http://www.ekburg.ru.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей во время принятия оспариваемого постановления; далее - Закон № 159-ФЗ) одним из условий реализации преимущественного права субъекта малого предпринимательства на приобретение в собственность арендуемого им муниципального имущества является невключение арендуемого имущества в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" уполномоченные органы исполнительной власти вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
В пункте 4.1 этой же статьи установлено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества, устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Из материалов дела видно, что постановлением главы Екатеринбурга от 04.03.2009 № 521 утвержден Перечень муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург".
Названное постановление опубликовано 07.03.2009 в газете "Вечерний Екатеринбург", № 48, размещено на официальном сайте для опубликования правовых актов главы Екатеринбурга в сети Интернет.
Следовательно, постановление главы Екатеринбурга от 04.03.2009 № 521 "Об утверждении Перечня муниципального имущества" является нормативным правовым актом и принято главой Екатеринбурга в пределах предоставленных ему перечисленными положениями норм права полномочий и подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Федеральным законом от 22.07.2009 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 159-ФЗ) регулируются особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности и государственной собственности субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 3 Закона № 159-ФЗ в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого постановления, субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, если арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу названного Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в п. 1 данной статьи; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона № 209-ФЗ уполномоченные органы исполнительной власти вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Статьей 9 Закона № 159-ФЗ предусмотрено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 этого Закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Федеральным законом от 02.07.2013 № 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" внесены изменения в Закон № 159-ФЗ.
Согласно ст. 3 Закона № 159-ФЗ, в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 144-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество по состоянию на 01.07.2013 находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 данного Федерального закона; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням); арендуемое имущество не включено в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 указанного Федерального закона.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 9 Закона № 159-ФЗ заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что: 1) арендуемое имущество по состоянию на 01.09.2012 года находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение пяти и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) арендуемое имущество включено в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
Изменения вступили в силу с 01.07.2013.
Частью 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен доказать заявитель.
Как следует из материалов дела, на момент вступления в силу Федерального закона № 159-ФЗ Общество с ограниченной ответственностью "Родонит - 5" не обладало правом на приватизацию арендуемого им объекта. Право на приватизацию арендуемого объекта возникло у общества только после вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 02.07.2013 № 144-ФЗ.
Доказательств того, что заявитель не смог реализовать свои права в связи с действием оспариваемого нормативного акта не представлено.
Проанализировав материалы дела в совокупности, суд считает, что обществом не доказано нарушение оспариваемым постановлением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью "Родонит - 5" отказать.
Признать постановление Главы города Екатеринбурга от 04.03.2009 № 521 "Об утверждении перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург", в части включения в Перечень нежилого помещения первого этажа площадью 141,8 кв. метров, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Благодатская 59 лит. "К", соответствующим ст. 14, 18 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и п. 7, 8 Положения "О порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 № 12/72.
2. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
3. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
М.Л.СЕРГЕЕВА

Судьи
С.П.ВОРОНИН
И.В.ГОРБАШОВА


------------------------------------------------------------------