Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.02.2014 по делу N А60-42084/2013 <О признании частично недействующим Положения о порядке предоставления в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью городского округа Ревда, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными автономными учреждениями, утв. Решением Думы городского округа Ревда от 28.04.2010 N 271 >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 февраля 2014 г. по делу № А60-42084/2013

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи О.В. Гаврюшина
судей П.Н. Киреева, И.В. Хачева
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В. Бушуевой
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
заместителя прокуратура Свердловской области (далее - Заявитель)
к Думе городского округа Ревда (далее - Заинтересованное лицо)
об оспаривании нормативного правового акта,
при участии в судебном заседании третьего, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации городского округа Ревда,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Л.В. Зобнина, представитель по доверенности от 26.12.2013 № 8/2-10-13,
от заинтересованного лица: Н.М. Плотникова, представитель по доверенности от 29.08.2013 № 01-201.
от третьего лица: Н.В. Крылова, представитель по доверенности от 15.10.2013 № 01-3345.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

Заявитель (с учетом ходатайства об уточнении заявленных требований от 27.12.2013) просит арбитражный суд признать не соответствующими ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" подп. 1 - 5 и абз. 7 п. 3 гл. 2, второе предложение подп. 1, подп. 2 и абз. 8 п. 1 гл. 3 Положения о порядке предоставления в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью городского округа Ревда, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными автономными учреждениями, утвержденного решением Думы городского округа Ревда от 28.04.2010 № 271 (в редакции решения Думы городского округа Ревда от 26.12.2012 № 95), подп. 6 п. 1 гл. 5 Положения о порядке предоставления в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью городского округа Ревда, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными автономными учреждениями, утвержденного решением Думы городского округа Ревда от 28.04.2010 № 271 (в редакции решения Думы городского округа Ревда от 26.12.2012 № 95) в части слов "государственным корпорациям, государственным компаниям"; недействующими подп. 1 - 5 и абз. 7 п. 3 гл. 2, второе предложение подп. 1, подп. 2 и абз. 8 п. 1 гл. 3 Положения о порядке предоставления в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью городского округа Ревда, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными автономными учреждениями, утвержденного решением Думы городского округа Ревда от 28.04.2010 № 271 (в редакции решения Думы городского округа Ревда от 26.12.2012 № 95), подп. 6 п. 1 гл. 5 Положения о порядке предоставления в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью городского округа Ревда, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными автономными учреждениями, утвержденного решением Думы городского округа Ревда от 28.04.2010 № 271 (в редакции решения Думы городского округа Ревда от 26.12.2012 № 95) в части слов "государственным корпорациям, государственным компаниям".
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало.
Третье лицо поддержало позицию заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил:

Заинтересованным лицом 28.04.2010 (решение № 271) утверждено Положение о порядке предоставления в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью городского округа Ревда, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными автономными учреждениями (далее - Положение).
Положение было опубликовано в газете "Муниципальные ведомости" от 30.04.2010 № 15 (348).
Решением заинтересованного лица от 26.12.2012. № 95 в Положение были внесены изменения, которые были опубликованы в газете "Муниципальные ведомости" от 29.12.2012 № 50 (485).
Указанные решения, в силу п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приняты компетентным органом.
Полагая, что Положение в оспариваемой части не соответствует нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, и ограничивает конкуренцию, заявитель обратился в арбитражный суд.
По мнению заявителя, нормативным актом, имеющим большую юридическую силу, на соответствие которому следует проверить оспариваемые пункты нормативного акта органа местного самоуправления, является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В подп. 1 - 5 п. 3 гл. 2 Положения установлено, что для заключения договора аренды, на имя руководителя муниципального автономного учреждения (далее - МАУ) подается заявка, оформленная по форме, с приложением следующих документов:
1) копия свидетельства о государственной регистрации и (или) копия учредительных документов (устава, учредительного договора), заверенные в установленном порядке;
2) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и справка ФНС РФ об отсутствии задолженности по налогам и сборам на момент подачи заявки;
3) копия доверенности на заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования имущества (в случае, если договор заключается по доверенности);
4) бухгалтерский баланс за последний отчетный период (год) (для юридических лиц);
5) описание целевого характера использования имущества.
При этом абз. 7 п. 3 гл. 2 предусматривает, что заявка, не соответствующая установленной форме и без приложения обязательных документов, рассмотрению не подлежит.
Согласно п. 1 гл. 3 Положения по результатам рассмотрения заявки Комиссия осуществляет одно из действий:
1) готовит проект приказа руководителя МАУ о проведении торгов на право заключения договора аренды, либо проект приказа о предоставлении имущества в аренду в случаях предусмотренных действующим законодательством. В случае подачи 2 и более заявок на аренду одного объекта имущества, в обязательном порядке проводятся торги на право заключения договора аренды;
2) принимает решение об отказе предоставления имущества в аренду по следующим основаниям:
- к заявке не приложены документы, перечисленные в данном Положении;
- заявка и (или) приложенные документы оформлены с нарушением требований Положения;
- заявитель, указанный в заявлении, находится в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства;
- у заявителя имеется задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня за прошедший календарный год.
Решение об отказе предоставления имущества в аренду доводится до сведения заявителя в пятидневный срок со дня принятия указанного решения путем направления письменного уведомления с указанием оснований отказа.
В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества устанавливается федеральным антимонопольным органом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 утверждены "Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества".
Рассмотрение заявок на соответствие формы и наличия всех необходимых документов, отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе, в силу п.п. 13, 14, 24 Правил, утвержденных приказом ФАС от 10.02.2010 № 67, входит в компетенцию конкурсной или аукционной комиссии в ходе проведения торгов.
Процедура рассмотрения заявок, предшествующая проведению конкурса, на уровне федерального законодательства не урегулирована.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Вместе с тем, истребование у лиц, претендующих на получение муниципального имущества в аренду, документов, указанных в подп. 1 - 5 п. 3 гл. 2 Положения, ограничивает конкуренцию, поскольку не обеспечивает всем хозяйствующим субъектам равный доступ к заключению договора аренды на торгах, устанавливая запрет на рассмотрение заявок, не соответствующих установленной форме и без приложения обязательных документов (абз. 7 п. 3 гл. 2), предусматривая принятие комиссией по распоряжению имуществом решений об отказе в предоставлении имущества в аренду по изложенным в подп. 2 п. 1 гл. 3 Положения основаниям.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Исключения из общего правила поименованы в данной статье закона.
Из смысла второго предложения подп. 1 п. 1 гл. 3 Положения следует, что муниципальное имущество может быть передано в аренду без соблюдения конкурсных процедур, в том числе при поступлении одной заявки. Обязательное проведение торгов требуется в случае подачи 2 и более заявок.
На основании изложенного подп. 1 - 5 и абз. 7 п. 3 гл. 2, подп. 2 и абз. 8 п. 1 гл. 3 Положения не соответствуют ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", второе предложение подп. 1 п. 1 гл. 3 Положения противоречит ч.ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В подп. 6 п. 1 гл. 5 Положения установлено, что предоставление имущества в аренду без проведения торгов осуществляется на основании приказа руководителя автономного учреждения по согласованию с Управлением (когда указанное согласие необходимо) в случаях предоставления указанных прав на имущество государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям.
Исключения из общего правила заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, без соблюдения конкурсной процедуры предусмотрены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Предоставление в аренду муниципального имущества государственным корпорациям, государственным компаниям без проведения торгов вышеуказанной нормой закона не предусмотрено, следовательно, подп. 6 п. 1 гл. 5 Положения в части слов "государственным корпорациям, государственным компаниям" противоречит ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
Доводы заинтересованного лица и третьего лица, изложенные в отзыве, судом отклоняются, так как основаны на неправильном толковании закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Требования заместителя прокуратура Свердловской области удовлетворить.
2. Признать не соответствующими части 1 статьи 15, статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" подпункты 1 - 5 и абзац 7 пункта 3 главы 2, второе предложение подпункта 1, подпункт 2 и абзац 8 пункта 1 главы 3 Положения о порядке предоставления в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью городского округа Ревда, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными автономными учреждениями, утвержденного решением Думы городского округа Ревда от 28.04.2010 № 271 (в редакции решения Думы городского округа Ревда от 26.12.2012 № 95), подпункт 6 пункта 1 главы 5 Положения о порядке предоставления в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью городского округа Ревда, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными автономными учреждениями, утвержденного решением Думы городского округа Ревда от 28.04.2010 № 271 (в редакции решения Думы городского округа Ревда от 26.12.2012 № 95) в части слов "государственным корпорациям, государственным компаниям".
3. Признать недействующими подпункты 1 - 5 и абзац 7 пункта 3 главы 2, второе предложение подпункта 1, подпункт 2 и абзац 8 пункта 1 главы 3 Положения о порядке предоставления в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью городского округа Ревда, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными автономными учреждениями, утвержденного решением Думы городского округа Ревда от 28.04.2010 № 271 (в редакции решения Думы городского округа Ревда от 26.12.2012 № 95), подпункт 6 пункта 1 главы 5 Положения о порядке предоставления в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью городского округа Ревда, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными автономными учреждениями, утвержденного решением Думы городского округа Ревда от 28.04.2010 № 271 (в редакции решения Думы городского округа Ревда от 26.12.2012 № 95) в части слов "государственным корпорациям, государственным компаниям"
4. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
5. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
О.В.ГАВРЮШИН

Судьи
П.Н.КИРЕЕВ
И.В.ХАЧЕВ


------------------------------------------------------------------