Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26.02.2014 по делу N 33-2289/2014 <Об оставлении без изменения Решения Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 10.12.2013, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание граждан участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утв. Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 19.07.2013 N 1655>



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 февраля 2014 г. по делу № 33-2289/2014

Судья Соловьев А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т.Е.,
судей Кормильцевой И.И.,
Старкова М.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 февраля 2014 года гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района города Нижний Тагил об оспаривании Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание граждан участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденного постановлением Администрации города Нижний Тагил от 19 июля 2013 года № 1655,
по апелляционному представлению прокурора Ленинского района города Нижний Тагил
на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 10 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., объяснения представителя заявителя Д., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя заинтересованного лица К., возражавшей против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

постановлением Администрации города Нижний Тагил от 19 июля 2013 года № 1655 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Признание граждан участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - Административный регламент).
Постановление Администрации города Нижний Тагил от 19 июля 2013 года № 1655 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание граждан участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" опубликовано в официальном издании "Тагильский рабочий" № 144 06 августа 2013 года.
Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия Административного регламента предоставления муниципальной услуги, как противоречащего федеральному законодательству.
В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемый Административный регламент противоречит требованиям Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку признание граждан участниками подпрограммы не относится к вопросам местного значения, не является муниципальной услугой и не требует разработки и утверждения административного регламента. Обеспечение граждан государственным жилищным сертификатом не относится к отношениям, регулируемым жилищным законодательством.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Нижний Тагил в судебном заседании заявленные требования не признал.
Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 10 декабря 2013 года в удовлетворении заявления прокурора Ленинского района города Нижний Тагил отказано.
В апелляционном представлении заявитель прокурор Ленинского района города Нижний Тагил просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая, что решение суда является незаконным и необоснованным.
Заинтересованным лицом Администрацией города Нижний Тагил принесены письменные возражения относительно апелляционного представления с указанием о законности и обоснованности решения суда.

Судебная коллегия по гражданским делам, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований (пункт 2); административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4).
Пункт 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит незакрытый перечень вопросов местного значения городского округа, к которым относит иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу положений статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", которыми предусмотрено, что для участия в этой подпрограмме граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление об участии в подпрограмме (пункт 19). В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 24). Органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в сводные списки получателей сертификатов (пункт 30).
Следовательно, на федеральном уровне права и обязанности в указанной сфере определены следующим образом: органы местного самоуправления осуществляют постановку на учет и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, формируют и утверждают списки таких граждан, формируют списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, доводят до сведения граждан принятое решение.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений федерального законодательства, следует, что Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Признание граждан участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" принят Администрацией города Нижний Тагил, как органом местного самоуправления, в соответствии с установленными полномочиями в области жилищного законодательства.
Разрешая дело, суд первой инстанции, проанализировав положения федерального законодательства, пришел к правильному выводу об отсутствии противоречий оспариваемого Административного регламента федеральному законодательству.
Судебная коллегия считает, что вывод суда о том, что в силу положений статей 1, 2, 12 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечение граждан государственным жилищным сертификатом относится к отношениям, регулируемым жилищным законодательством, является правильным, построенным на нормах законодательства, а также приведенных в решении суда положениях Конституции Российской Федерации.
Судебная коллегия также находит несостоятельным довод апелляционного представления прокурора в указанной части, поскольку статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает содержание одного из основополагающих принципов жилищного законодательства - обеспечение условий для реализации гражданами своего права на жилище.
Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны в пределах своих полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе использовать бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Ссылка в апелляционном представлении на статью 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является несостоятельной, поскольку она не регулирует спорные правоотношения.
В остальной части апелляционное представление прокурора повторяет правовую позицию заявителя в суде первой инстанции, что являлось предметом судебного рассмотрения, получив правильную по существу оценку, все выводы суда мотивированы в решении.
Апелляционное представление не содержит указаний о допущенных судом нарушениях норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда, и судебной коллегией указанные основания установлены не были.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 10 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ленинского района города Нижний Тагил - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.Е.СОБОЛЕВА

Судьи
И.И.КОРМИЛЬЦЕВА
М.В.СТАРКОВ


------------------------------------------------------------------