Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26.02.2014 по делу N 33-2306/2014 <Об оставлении без изменения Решения Заречного районного суда Свердловской области от 23.10.2013, которым были признаны недействующими абзац 10 пункта 1.2 Постановления Администрации городского округа Заречный от 21.11.2012 N 1895-П "Об утверждении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах" и абзац 1 раздела 3 Административного регламента оказания муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства" на территории городского округа Заречный, утв. Постановлением Администрации городского округа Заречный от 16.04.2013 N 534-П>



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 февраля 2014 г. по делу № 33-2306/2014

Судья Вахонина С.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т.Е.,
судей Кормильцевой И.И.,
Старкова М.В.
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 февраля 2014 года гражданское дело по заявлению Белоярского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативных правовых актов администрации городского округа Заречный
по апелляционной жалобе заинтересованного лица администрации городского округа Заречный на решение Заречного районного суда Свердловской области от 23 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., объяснения представителя заинтересованного лица администрации городского округа Заречный Ш., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя заявителя П., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

администрацией городского округа Заречный 21 ноября 2012 года принято постановление № 1895-П "Об утверждении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах", в который входит предоставление земельных участков для строительства объектов индивидуального жилищного строительства (абзац 10 пункта 1.2).
Постановлением администрации городского округа Заречный от 16 апреля 2013 года № 534-П утвержден Административный регламент оказания муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства" на территории городского округа Заречный, согласно абзаца 1 раздела 3 которого предоставление земельных участков в собственность за плату или в аренду для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа Заречный осуществляется исключительно на торгах в соответствии с постановлением администрации городского округа Заречный от 21 ноября 2012 года № 1895-П "Об утверждении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах".
Указанные постановления опубликованы в Бюллетене официальных документов городского округа Заречный соответственно 04 июня 2013 года и 23 апреля 2013 года и вступили в силу.
Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлениями о признании недействующими со дня принятия в вышеуказанной части постановления администрации городского округа Заречный от 21 ноября 2012 года № 1895-П и Административного регламента оказания муниципальной услуги, как противоречащих части 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявлений прокурор указал, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат части 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, норма которой предусматривает возможность предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства не только путем проведения аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка, но и путем опубликования сообщения о приеме заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Представитель заинтересованного лица администрации городского округа Заречный в судебном заседании заявленные требования не признал.
Решением Заречного районного суда Свердловской области от 23 октября 2013 года заявление Белоярского межрайонного прокурора удовлетворено, признаны недействующими со дня принятия вышеуказанные нормативные правовые акты в части предоставления земельных участков для строительства объектов индивидуального жилищного строительства исключительно на торгах.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо администрация городского округа Заречный просит решение суда отменить, указывая, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в рамках действующего законодательства, в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления, не противоречат федеральному и областному законодательству.

Судебная коллегия по гражданским делам, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Разрешая дело, суд первой инстанции, проанализировав нормы статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сделал правильный вывод о том, что положения нормативных правовых актов администрации городского округа Заречный в оспариваемой части противоречат пункту 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Между тем, как было установлено судом, оспариваемым постановлением администрации городского округа Заречный от 21 ноября 2012 года № 1895-П в перечень случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах включено предоставление земельных участков для строительства объектов индивидуального жилищного строительства, что противоречит пункту 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в части предусмотренной законом возможности предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства на основании заявления гражданина, заинтересованного в представлении земельного участка, и, следовательно, нарушает права заинтересованных физических лиц, поскольку исключает для них предусмотренную законом альтернативную возможность. Аналогичная норма, не соответствующая положениям пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, установлена и в оспариваемой отсылочной норме абзаца 1 раздела 3 Административного регламента оказания муниципальной услуги, утвержденного постановлением администрации городского округа Заречный 16 апреля 2013 года № 534-П.
Суд первой инстанции, не принимая во внимание возражения заинтересованного лица, сделал правильный вывод о том, что норма статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, которая подлежит применению в спорных правоотношениях, является специальной по отношению к статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации, являющейся общей нормой.
Кроме того, проанализировав нормы земельного законодательства, суд первой инстанции правильно указал на то, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации является правом органа местного самоуправления, который самостоятельно принимает решения по распоряжению конкретными земельными участками, находящимся в муниципальной собственности или в его ведении.
Указанный вывод вытекает из положений статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые в части нормативные правовые акты противоречат действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, с которым судебная коллегия соглашается.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции о признании недействующими оспоренных положений нормативных правовых актов подлежит уточнению с указанием о их противоречии пункту 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации в части предоставления в аренду земельных участков для строительства объектов индивидуального жилищного строительства, поскольку указанный пункт Кодекса содержит специальные правила для случая, когда земельный участок предоставляется для индивидуального жилищного строительства именно в аренду.
Положения пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации распространяются исключительно на отношения по предоставлению земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства и не применяются, если земельный участок предоставляется в собственность или для целей, не связанных с индивидуальным жилищным строительством, под объектами которого в соответствии с частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более трех, предназначенные для проживания одной семьи.
Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица со ссылкой на абзац 2 части 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации не влияют на правильность выводов суда, поскольку не свидетельствует о законности оспариваемых актов на основании вышеприведенных положений законодательства, при этом указанное в норме право органа местного самоуправления корреспондирует с предусмотренным правом гражданина.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение, а доводы апелляционной жалобы администрации городского округа Заречный являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, повторяют возражения, данные в суде первой инстанции, которым судом была дана правовая оценка.
Апелляционная жалоба заинтересованного лица не содержит указаний о допущенных судом нарушениях норм процессуального права, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда, и судебной коллегией указанные основания установлены не были.
В соответствии с частью 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заречного районного суда Свердловской области от 23 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица администрации городского округа Заречный - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.Е.СОБОЛЕВА

Судьи
И.И.КОРМИЛЬЦЕВА
М.В.СТАРКОВ


------------------------------------------------------------------